Цели:
- Формирование умения сравнивать тексты, выделять важные признаки задачи;
- Учить разбивать текст задачи на две части: условие и вопрос;
- Продолжать работать над навыком сложения и вычитания чисел в пределах 20;
- Развивать логическое мышление, внимание, умение доказывать высказывания, используя математическую терминологию;
- Развивать умение самоконтроля и взаимопроверки;
- Воспитывать уважительное и доброжелательное отношение друг к другу.
Оформление доски:
Тема: Выделение важных признаков задачи. | Галя, Нина - высокие дома | задача |
Задача |
Нина, Лиза –деревянные дома | условие <—>вопрос |
Условие вопрос |
Дом №1 дом №2 дом №3 | таблица сложения |
Ход урока
1. Работа в динамических парах.
Учитель:
Итак, математика, друзья.
На вас надеюсь, как всегда.
Мы хороший дружный класс.
Все получится у нас!
У каждого ребенка на парте карточка с четырьмя выражениями на сложение и вычитание чисел в пределах 20. (Напр., 7+5 13-8 17-9 6+7)
- В тетрадях для коллективной работы запишите выражения и найдите их значения.
- Переверните карточки, проверьте себя и запишите результат в тетрадь.
(на обратной стороне карточки написаны правильные ответы, дети сравнивают их со своими ответами и записывают результат в тетрадь (напр., П. (правильность) 4 из 4)
Затем начинается работа в динамических парах.
1 вариант – учителя, 2 вариант – ученики. Учителя кладут свои карточки на середину парты, ученики находят значения выражений и называют их своему учителю. Когда вся карточка решена, ученик встает и переходит к другому учителю. Т.о. меняются пары. На работу дается 2 – 3 минуты. Затем 2 вариант становится учителями, а 1 вариант – учениками. 2 вариант кладет свои карточки на середину парты и работа строится аналогично.
- Запишите в тетрадь, сколько вы успели решить полных карточек и проанализируйте свою работу сегодня.
(2 человека анализируют вслух, т.е. сравнивают с работой на предыдущем уроке)
2. Актуализация знаний.
а) Лиза, Галя и Нина жили в разных домах. Дом №1 – высокий, каменный; №2 – высокий, деревянный; №3 – невысокий, деревянный. У кого какой дом, если у Гали и Нины – дома высокие, а у Нины и Лизы – дома деревянные. [1]
(решение показывают на доске и доказывают)
б) У Васи и Коли вместе 15 марок. Вася подарил из них Коле 2 марки. Сколько стало у них вместе марок? [1]
- Кто догадался, какая тема урока? (открывается тема на доске)
- Как догадались?
- Докажите, что это были задачи.
(карточки с терминами “задача”, “условие”, “вопрос” выносятся на доску)
- Что такое условие? Вопрос?
- Какие это были задачи? Докажите.
3. Физ. минутка.
Мы 5 раз в ладоши хлопнем,
8 раз ногами топнем,
Прибавляем 5 к 8 – столько раз присесть должны.
4 раза потянись,
А 7 раз ты наклонись,
Семь прибавим к четырем – столько ноги мы согнем.
4. Групповая работа над новым материалом.
Каждой группе дается карточка с шестью текстами. Дети должны найти задачи, сделать к ним рисунок в тетради и решить их.
Тексты:
1) Марина сделала в диктанте 2 ошибки, а Гриша, который у нее все списал, - 5 ошибок. Сколько коробочек сделали вместе Марина и Гриша? [2]
2) Волк пригласил на свой день рожденья 3 поросят, 7 козлят и 1 Красную Шапочку. Сколько аппетитных гостей пригласил волк на свой день рожденья? [2]
3) Чему равно значение суммы 8 и 7?
4) Начертить ломаную линию со звеньями 5см, 3см и 4см.
5) В люстре горело 6 лампочек. После того, как трехлетняя Маша случайно попала в люстру тапком, осталось гореть 4 лампочки. Сколько лампочек погасло? [2]
6) Девочки нашего класса сделали 11 подарков, а мальчики – 10 подарков.
- Какие тексты являются задачами? Доказать.
- Как их решили?
- Почему выбрали такие действия?
- Почему 1, 3, 4 и 6 тексты не являются задачами?
- Какой же еще важный признак задачи вы увидели?
Урок проходил в день Учителя, поэтому, разбирая последний текст учитель задает вопрос:
- Для чего вы готовили подарки?
( ученики поздравляют учителей и гостей с праздником и вручают подарки гостям)
Поздравление.
1 ученик:
Мы с днем Учителя Вас поздравляем.
Счастья большого, здоровья желаем,
Новых успехов в нелегком труде,
Доброй удачи всегда и везде!
2 ученик:
Благодарим: за заботу, терпенье,
За доброту и за ваше уменье.
Спасибо за то, что Вы любите нас,
Ваших детишек игривых подчас.
3 ученик:
Всех непосед, и тихонь, и задир.
Нам открываете радостный мир.
Учите слушать, читать и писать,
Правду и ложь, и добро различать.
4 ученик:
Спасибо за то, что строги, терпеливы,
И в спорах и в ссорах всегда справедливы.
Спасибо за широкий кругозор,
За оптимизм и творческий простор.
Итог урока.
- Почему на доске записаны эти понятия? (дети объясняют каждое понятие и постепенно они стираются с доски)
задача условие<—>вопрос таблица сложения
Список литературы.
- Г. Г. Левитас “Нестандартные задачи по математике во 2 классе”. Москва “Илекса” 2006.
- Г. Остер “Задачник. Ненаглядное пособие по математике”. Москва “Спарк – М” 1993.