Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре

Разделы: Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Класс: VII “Изобразительное искусство в жизни человека”

Четверть: IV “Реальность жизни и художественный образ”

Цели:

  1. Расширить представления о художественных музеях изобразительного искусства и их типах.
  2. Познакомить учащихся с крупнейшими музеями мира и России.
  3. Формировать понятие о важности музеев как хранилищ культурного наследия человечества.
  4. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, интерес к истории изобразительного искусства.
  5. Развивать образное мышление, способность анализировать материал, выделять главное.

Оборудование и материалы:

  1. Список литературы для проведения поисковой работы.
  2. Поисковые работы учащихся.
  3. Репродукции.
  4. Проектор.
  5. Компьютер.
  6. Экран.

Список литературы:

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. (эра DVD, версия 2005 г.)
  2. К. Багемская  “Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина” (г. Ленинград “Детская литература”1974 г.)
  3. Музеи мира (г. Москва “Терра - книжный клуб” 2001 г.)
  4. Газета “Первое сентября”
  5. Н. Н. Калитина “Музеи Парижа” (г. Москва “Искусство” 1967 г.)

ПЛАН УРОКА

  1. Беседа об истории возникновения музейного искусства.
  2. Выступление учащихся с результатами поисковой работы.
  3. Заполнение таблицы путем систематизации полученных знаний.
  4. Подведение итогов.

Ход урока

Учитель:

У верховного бога древних греков Зевса и богини памяти Мнемосины было девять дочерей. Греки называли их музами и считали покровительницами наук и искусств. Храмы муз греки называли музеями.

Ребята, назовите, какие вы знаете музеи?

Учащиеся:

Литературные, исторические, технические, краеведческие, музыкальные, музеи-усадьбы и т. д.

Учитель:

Сегодня на уроке мы будем говорить только о художественных музеях, где хранятся и изучаются произведения изобразительного искусства. Ведь слово “художество” и означает “искусство”, то есть художественный музей – это музей искусств.

Ребята, слово “музей” происходит от греческого слова музейон – т. е. посвященный музам или храму муз.

Но само слово “музей” появилось гораздо позже, в эпоху Возрождения. С тех пор музеями стали называть учреждения и здания, где хранятся выдающиеся произведения искусства или памятники истории и культуры.

Ребята, назовите существующие старейшие художественные музеи?

Учащиеся:

Лувр, Прадо, Третьяковская галерея…. т. д.

Учитель:

Художественные музеи можно разделить на два типа:

  1. музеи национального искусства;
  2. музеи зарубежного искусства.

Знаменитые музеи России можно представить в виде следующей таблице

(на доске или карточки у каждого учащегося)

Музеи национального искусства (искусство своего народа) Музеи зарубежного искусства (искусство разных стран мира)
1. Государственная Третьяковская галерея (г. Москва)

2. Государственный Русский музей (г. Санкт-Петербург)

1. Государственный Эрмитаж (г. Санкт-Петербург)

2. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (г. Москва)

Послушаем ваши сообщения о знаменитых музеях мира.

СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Ученик 1. “Эрмитаж”

ЭРМИТАЖ в Санкт-Петербурге (от франц. ermitage — место уединения), один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, открыт для публики в 1852. Богатейшие коллекции памятников первобытной, древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологические и художественные памятники Азии, памятники русской культуры VIII-XIX веков. Реставрационный отдел.

Современный Эрмитаж занимает пять зданий, в которых 400 экспозиционных зданий.

Здания Эрмитажа — Зимний дворец (1754-1762, архитектор В. В. Растрелли), Малый Эрмитаж (1764-1767, архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот),

Старый Эрмитаж (1771-1787, архитектор Ю. М. Фельтен),

Новый Эрмитаж (1839-1852, архитектор Л. фон Кленце),

Эрмитажный театр (1783-1787, архитектор Джиакомо Кваренги) — выдающийся архитектурный ансамбль.

Просмотр видеофильма (приложение)

Ученик 2. “Музей Прадо”

ПРАДО (Prado), художественный музей в Мадриде (основан в 1819, здание построено в 1785-1830). Всемирно известная коллекция испанского искусства, картины итальянских, нидерландских, фламандских мастеров XV-XVII вв.

Просмотр видеофильма (приложение)

Ученик 3. “Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина”

МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ им. А. С. Пушкина (до 1937 Музей изящных искусств), Москва, второе по значению (после Эрмитажа) в Российской Федерации собрание памятников древневосточного, древнеегипетского, античного и западноевропейского искусства. Открыт в 1912 как музей слепков по инициативе И. В. Цветаева (здание построено на общественные и частные, главным образом Ю. С. Нечаева-Мальцева, средства в 1898-1912, архитектор Р. И. Клейн); позднее сложились археологическая коллекции, картинная галерея, открыт отдел гравюры и рисунка. Реставрационная мастерская.

Просмотр видеофильма (приложение)

Ученик 4. “Государственная Третьяковская галерея”

ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ в Москве, один из ведущих научно-художественных и культурно-просветительских центров России, крупнейший в мире музей русского искусства. Основана в 1856 П. М. Третьяковым как частное собрание, в 1892 передана им вместе с коллекцией С. М. Третьякова в дар Москве. После 1917 в Третьяковскую галерею влились коллекции ряда музеев и частных собраний. Богатейшие коллекции древнерусской иконописи XI-XVII вв. , живописи XVII-XX вв. , скульптуры, графики. Расположена в бывшем доме Третьяковых (главный фасад — 1902, по проекту художника В. М. Васнецова ). С 1985-95 комплекс Третьяковской галереи реконструирован. С 1991 Всероссийское (в 1926-91 Всесоюзное) Государственное галерейное музейное объединение “Государственная Третьяковская галерея”.

Просмотр презентации (приложение)

Ученик 5. “Государственный Русский музей”

Самая большая в мире коллекция русского искусства находится в Санкт-Петербурге в Русском музее.

Он был открыт в конце XIX века и первоначально носил имя императора III, который всячески содействовал тому, чтобы в тогдашней столице России на средства государства был создан общедоступный музей.

В настоящее время в Русском музее насчитывается не менее четырех сотен тысяч произведений. Третьяковская галерея уступает Русскому музею примерно в четыре раза.

Рассказывают, что Александр III сетовал на богатого купца Павла Третьякова, скупающего за хорошие деньги все самые лучшие полотна живописцев, опережая самого царя, который не мог предложить такую высокую цену.

Просмотр презентации (приложение)

Ученик 6. “Лувр”

ЛУВР (Louvre), памятник архитектуры и музей в Париже, одна из архитектурных доминант исторического центра города. Первоначально — королевский дворец, возведенный на месте старого замка в XVI-XIX вв. (архитекторы П. Леско, Л. Лево, К. Перро и др. ; скульптурный декор Ж. Гужона, оформление интерьеров Ш. Лебрена и др.). С 1791 — художественный музей, богатейшее собрание восточных древностей, древнеегипетского, античного и западноевропейского искусства.

В основе коллекции Лувра — бывшие королевские собрания, национализированные коллекции монастырей и частных лиц. Собрание пополнялось за счет трофеев наполеоновских походов, закупок в разных странах, многочисленных пожертвований. Особенно богата картинная галерея. Среди шедевров Лувра: древнеаккадская “Стела царя Нарамсина”, древнеегипетская статуя писца Каи, древнегреческие статуи “Ника Самофракийская” и “Венера Милосская”, произведения Микеланджело, “Мона Лиза” (или “Джоконда”) Леонардо да Винчи, “Сельский концерт” Джорджоне, “Мадонна канцлера Ролена” Яна ван Эйка, произведения П. П. Рубенса, Рембрандта, Н. Пуссена, А. Ватто, Ж. Л. Давида, Э. Делакруа, Г. Курбе и др.

Современная экспозиция Лувра строится по хронологическому принципу и национальным школам, однако крупные частные собрания, пожертвованные музею, представлены отдельно. Административно Лувру подчинен Музей импрессионизма (открыт в 1947 в Галерее Же де Пом) и так называемая Оранжерея (выставочное помещение и постоянная экспозиция серии панно “Кувшинки” К. Моне).

Просмотр презентации (приложение)

Учитель:

Искусство, хранилищем которого является музей, воспитывает в каждом из нас, прежде всего, Человека, помогая развивать важные чувства и качества.

Как вы считаете какие?

Учащиеся:

Чувство прекрасного, осознанием красоты во всем ее многообразии, человечность, гуманность, доброту, умение отличить прекрасное от безобразного.

Заключительное слово учителя:

У произведений искусств, как и у людей, своя судьба – разная и сложная. Их покупают, продают, похищают! Но у искусства нет цены! Оно бесценно, как и человек!

Для просвещенного человека, важная роль отводится искусству. Оно воспитывает историческую память, вызывает чувство прекрасного.

Без искусства нет памяти, а без памяти нет человека, значит, нет народа. Вот почему люди собирают произведения искусства, передавая их в вечную жизнь в музеи.