Цель урока: познакомить учащихся с некоторыми производными углеводородов.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с производными углеводородов- спиртами, кислотами, простыми и сложными эфирами;
- Ввести понятие “функциональная группа”, “реакции этерификации”;
- Выяснить отличительные черты данных классов веществ;
- Научить писать реакции этерификации.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Подготовка к восприятию нового материала.
Фронтальная беседа по вопросам:
- Как называются органические вещества, которые мы изучали последние несколько уроков?
- На какие группы делятся изученные углеводороды?
- Какие углеводороды называют предельными? Почему?
- Какие углеводороды называют непредельными? Почему?
- Какие классы непредельных углеводородов вы знаете? В чём их особенность?
II. Изучение нового материала.
Каждый класс веществ отличается наличием каких-либо атомов. Например, в неорганической химии: кислоты – наличием иона водорода Н+ , основания – наличием гидроксо-группы ОН-. Также и в органической химии производные углеводородов отличаются друг от друга различными атомами – функциональной группой.
Функциональная группа - совокупность атомов, определяющая характерные химические свойства данного класса веществ.
Если заменить атом водорода в углеродной цепи на какую-либо функциональную группу, получаются производные углеводородов. Наличие определённой функциональной группы определяет принадлежность соединений к определённому классу органических веществ.
На сегодняшнем уроке мы с вами должны познакомиться и выяснить отличительные особенности, а также некоторые химические свойства 3 важнейших классов органических веществ – кислот, спиртов, эфиров (простых и сложных)
Задание: Напишите структурную формулу этана и один атом водорода замените на ОН группу.
Вопросы:
- Какое вещество получилось? (СН3 – СН2 – ОН)
- Как назвать это вещество? (спирт)
- Как можно отличить спирты от других классов органических веществ? (по ОН- группе)
- Какое определение спиртов вы можете предложить?
Спирты – органические вещества, в молекулах которых содержится одна или несколько гидроксогрупп (ОН).
Спирты подразделяются на несколько групп.
Классификация спиртов:
1. По числу гидроксильных групп:
- одноатомные (одна группа -ОН),
- многоатомные (две и более групп -ОН)
2. По строению радикалов:
- предельные (например, СH3 - CH2–OH)
- непредельные, (CH2=CH–CH2–OH)
- ароматические (C6H5 - CH2–OH)
3. В зависимости от того, с каким атомом углерода (первичным, вторичным или третичным) связана гидроксогруппа:
- первичные R–CH2–OH,
- вторичные R2 -CH–OH,
- третичные R3 - C–OH
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с предельными одноатомными спиртами.
Общая формула предельных одноатомных спиртов R–OH или СпН2п-1ОН
Вопрос: что такое R? (углеводородный радикал)
Названия предельных одноатомных спиртов составляется двумя способами:
1. По названию углеводорода с добавлением суффикса -ол и цифры, указывающей положение гидроксогруппы:
Нумерация ведется от ближайшего к ОН-группе конца цепи.
2. От названий радикалов с добавлением слова "спирт". приведенные выше соединения называют: метиловый спирт, этиловый спирт, н-пропиловый спирт, изопропиловый спирт.
Задание: Напишите структурные формулы и назовите спирты с:
1 вариант: 4 атомами углерода;
2 вариант: 5 атомами углерода;
1 вариант: СН3 – СН2 – СН2 – СН2 – ОН (С4Н9ОН – бутанол или бутиловый спирт)
2 вариант: СН3 – СН2 – СН2 – СН2 – СН2 - ОН (С5Н11ОН) – пентанол или пентиловый спирт
(Проверка через мультимедийный проектор)
Химические свойства спиртов разнообразны. Остановимся с одной из важнейших реакций – реакцией дегидратации.
Вопросы:
1. Какие реакции называются реакциями дегидратации?
2. Как идёт реакция дегидратации?
Дегидратация (отщепление воды) от двух молекул спирта.
3. Какие связи разрываются в данной реакции? (В одной молекуле спирта разрывается связь О-Н, а в другой - связь С-О)
4. Для чего в реакции участвует серная кислота? (Для отщепления воды)
В результате данных реакций образуются простые эфиры.
Вопрос: Какое определение вы можете дать простым эфирам?
Простые эфиры - органические вещества, молекулы которых состоят из углеводородных радикалов, соединенных атомом кислорода: R'–O–R", где R' и R" - различные или одинаковые радикалы.
Названия этих соединений строятся из названий радикалов (в порядке возрастания молекулярной массы) и слова "эфир":
СН3 – О – СН3 - диметиловый эфир; СН3 – О – С2Н5 - метилэтиловый эфир
Задание классу: Написать реакции получения из спиртов:
1 вариант: пропилбутилового эфира
2 вариант: дипропилового эфира
В это время два ученика у доски выполняют задание: 1 ученик: Написать реакцию дегидратации между пропанолом 1 и бутанолом – 1. Назвать образовавшийся эфир.
2 ученик: Написать реакцию дегидратации между 2 молекулами пропанола. Назвать образовавшийся эфир.
(Правильность выполнения задания класса сравнивается с записями учеников на доске)
Следующий класс производных углеводородов, с которыми мы должны познакомиться – карбоновые кислоты.
Карбоновые кислоты - органические соединения, содержащие одну или несколько карбоксильных групп или (СООН), связанных с углеводородным радикалом.
Вопросы:
1. Что является функциональной группой спиртов?
2. Почему органические кислоты называются карбоновыми?
Карбоновые кислоты, как и спирты, делятся на несколько групп по различным признакам:
Классификация карбоновых кислот:
1. По числу карбоксильных групп
одноосновные | многоосновные |
2. По характеру углеводородного радикала:
- предельные (например, CH3 - CH2 - CH2 - COOH);
- непредельные (CH2=CH - CH2 - COOH);
- и ароматические (R - C6H4 - COOH)
Самые простые по строению – предельные одноосновные карбоновые кислоты.
Их общая формула: СnН2n+1СООН или R – COOH.
Названия предельных одноосновных карбоновых кислот составляются двумя способами:
по названию соответствующего углеводорода с добавлением суффикса -овая и слова кислота.
тривиальные (исторические) названия.
Примеры некоторых предельных одноосновных карбоновых кислот:
Простейшие карбоновые кислоты |
|
Название | Формула |
Муравьиная кислота (метановая) | HCOOH |
Уксусная кислота (этановая) | |
Пропионовая кислота (пропановая) |
Из многообразия химических свойств рассмотрим реакции этерификации.
Реакции этерификации - реакции между спиртами и кислотами, в результате которых образуются сложные эфиры и выделяется вода (от лат. ether - эфир).
Вопросы:
1. Как иначе можно назвать эту реакцию?
2. Каким образом идёт отщепление воды?
В результате реакции этерификации образуются сложные эфиры.
Сложные эфиры - соединения с общей формулой R–COOR', где R и R' - углеводородные радикалы.
Названия сложных эфиров составляются из названий соответствующих спиртов и кислот:
или этиловый эфир уксусной кислоты.
Задание: Составить формулы и дать названия эфирам, образованным
1 вариант: бутановой кислотой и метиловым спиртом;
2 вариант: метановой кислотой и пропиловым спиртом;
(проверка осуществляется через мультимедийный проектор)
III. Закрепление:
1. Назвать вещества и класс, к которому они принадлежат:
1 вариант 2 вариант: а) С10Н22; а) С4Н8; б) С2Н5СООН; б) С2Н5ОН; в) С2Н2; в) С7Н16; г) СН3ОН; г) С3Н7СООН
2. Закончите реакцию, назовите полученные вещества:
1 вариант: 2 вариант: С5Н11СООН + С4Н9ОН —> С7Н13СООН + С2Н5ОН —>
3. Закончите определение:
1 вариант: 2 вариант: Изомеры – вещества, имеющие… Гомологи – вещества, имеющие…
4. Из перечня веществ: СnН2n+1СООН;
СnН2n+2;
R-О-R;
СnН2n;
СnН2n-2;
R – COO – R;
СnН2n+1ОН; выписать общие формулы:
1 вариант: 2 вариант: а) кислот; а) спиртов; б) алкенов; б) алкинов;
Если времени для такого закрепления не хватает, можно провести фронтальный опрос учащихся, а в начале следующего урока провести самостоятельную работу по пройденной теме, используя ранее предложенный тест.
Фронтальный опрос:
- С какими классами веществ мы сегодня познакомились?
- Что такое функциональная группа?
- Какая функциональная группа спиртов? Кислот?
- Как составлять названия кислот? Спиртов?
- В каких реакциях образуются простые эфиры? Сложные?
- Какие реакции называются реакциями этерификации?
- Как ещё можно назвать реакции этерификации? Почему?
IV. Домашнее задание:
Знать:
а) определения функциональной группы, реакции этерификации;
б) функциональные группы спиртов, кислот, эфиров;
2. Стр. 181 № 15 (распределить вещества по классам)
В начале следующего урока можно провести небольшую самостоятельную работу по пройденной теме:
1. Назвать вещества и класс, к которому они принадлежат:
1 вариант: 2 вариант: а) С10Н22; а) С4Н8; б) С2Н5СООН; б) С2Н5ОН; в) С2Н2; в) С7Н16; г) СН3ОН; г) С3Н7СООН
2. Закончите реакцию, назовите полученные вещества:
1 вариант: 2 вариант: С5Н11СООН + С4Н9ОН —> С7Н13СООН + С2Н5ОН —>
3. Закончите определение:
1 вариант: 2 вариант: Изомеры – вещества, имеющие… Гомологи – вещества, имеющие…
4. Из перечня веществ: СnН2n+1СООН;
СnН2n+2;
R-О-R;
СnН2n;
СnН2n-2;
R – COO – R;
СnН2n+1ОН; выписать общие формулы:
1 вариант: 2 вариант: а) кислот; а) спиртов; б) алкенов; б) алкинов;