Формирование информационной и экономической грамотности младших школьников

Разделы: Начальная школа


Школа всегда выполняет социальный заказ и её деятельность осуществляется не в изоляции, а корректируется обществом. Сейчас наш социум, где процветает бизнес, даёт как бы стихийный заказ на спекулянтов. В настоящее время идёт активный процесс формирования российской государственности, и ориентация в этом отношении падает на субъекты федерации. Поэтому от того, как школа выучит и воспитает, подготовит к жизни детей, зависит, каким будет общество через два, три десятилетия. События, происходящие в последние годы в России, поставили перед школой ряд сложных вопросов. Бурный рост национального и регионального самосознания, различные подходы к решению экономического развития регионов и многое другое поставило учителей школы перед необходимостью во многом по-новому взглянуть и оценить окружающую их действительность.

В проекте Федерального компонента Государственного Образовательного стандарта Общего образования 2004 года указаны конкретные направления работы, среди которых названо: усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся. Одним из приоритетных направлений деятельности в последние годы стало построение информационного общества. Вхождение человечества в эпоху информационного общества обусловило смену модели “образование на всю жизнь” новым подходом “образование в течении всей жизни”. Важной составляющей стала идея непрерывного образования, охватывающего все уровни образования. Возникло противоречие – между стремительными темпами роста знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения человеком в период обучения. Это противоречие заставляет, прежде всего, образовательные учреждения формировать умение учиться, добывать информацию, извлекать из неё необходимые знания. Для этого педагог должен формировать особый тип грамотности - информационную, которая является составной частью информационной культуры личности.

Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовки учеников, способных:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания;
  • грамотно работать с информацией;
  • самостоятельно критически мыслить, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
  • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях.

Актуальность данных проблем выдвигает в качестве приоритетной задачи обучения - формирование информационной грамотности. В настоящее время в нашей стране отсутствует целостная концепция формирования информационной грамотности. Часто она ассоциируется с технико-технологическими аспектами информации, овладение навыками работы с персональным компьютером. Но это не так. Информационная грамотность включает в первую очередь развитие навыков работы с информацией.

В процессе обучения учащимся начальных классов часто требуется выполнять задания, которые требуют от них умений ориентироваться в большом объёме информации, найти и выбрать тот материал, который подходит к теме. Это задания типа: написание сообщения, доклада, подбор литературы по заданной теме. Но, к сожалению, младший школьник, как правило, самостоятельно это задание выполнить не может и просит помощи взрослых. Получается, что задание выполняет взрослый, а ребёнок его лишь воспроизводит. Возникает вопрос: как помочь маленькому ребёнку ориентироваться в большом объёме информации? На данный момент нет никакой методики обучения детей информационной грамотности, и эта проблема остаётся не разрешённой. В образовании недостаточно разработаны аспекты данной проблемы, поэтому в настоящий период, период “информационного взрыва” в современном обществе она является актуальной, востребованной.

Формирование информационной грамотности обеспечивает доступ к сокровищам национальной и мировой культуры. Для того, чтобы пользоваться этими сокровищами, необходимо формировать уже в раннем возрасте уважительное отношение к окружающим людям и результатам их трудовой деятельности. Школьники с первых шагов обучения должны осознавать, что все окружающие их материальные и духовные ценности созданы трудом миллионов людей, затративших на это огромные усилия, и призваны служить на благо людей. Следовательно, второй важной задачей обучения является формирование экономической грамотности школьников, которая является составным элементом экономического воспитания подрастающего поколения. Недостаточное внимание экономическому воспитанию приводит к экономической безграмотности учащихся. В рамках общей экономической грамотности в начальных классах акцент делается на элементарных понятиях, связанных с жизненным опытом детей. В деятельности классного руководителя это осуществляется в результате прямого участия детей в общественно полезной работе и сохранении общественных богатств. Ребята оберегают имущество школы.

Недостаток экономического воспитания нередко проявляется и в том, что дети небрежно относятся не только к объектам общего пользования, но и к своим вещам. Они не всегда понимают, что даже самая небольшая вещь стоит родителям, школе немалых затрат.

Экономическая грамотность в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление, приобретать элементарные навыки поведения в условиях рынка, формирует сознательное, творческое отношение к труду, эффективное использование рабочего времени. Формирование экономической грамотности в начальной школе осуществляется на уроках по всем основным предметам. Конечно с основными понятиями экономики, учащиеся знакомятся в старших классах, чаще на уроках географии. Но элементарные простейшие знания должны закладываться уже в начальной школе. В процессе формирования экономической грамотности учащиеся овладевают экономическими умениями, направленными на совершенствование производства и труда, на получение более высоких показателей в учебе (умение планировать работу, рационально использовать оборудование и материалы, использовать передовые приемы труда, анализировать ход и результаты работы), на активность при участии в ролевых и деловых играх, на правильность и обоснованность ответов в ходе тренингов и практикумов. Помимо этого у учащихся формируются экономически значимые качества личности (трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, деловитость, экономность, предприимчивость).

Формирование экономической грамотности в младшем школьном возрасте позволяет воплощать в жизнь идею непрерывности образования, подготавливает фундамент для дальнейшего знакомства с понятийным аппаратом в старших классах.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: формирование информационной и экономической грамотности продиктовано социальными запросами, предъявляемыми к школе. Необходимость повышения грамотности в области информатики и экономики продиктована современными подходами к обучению и воспитанию учащихся младших классов.

К сожалению, единого пути для решения этих проблем в практике образования ещё не найдено. Вариативность учебных курсов и программ начальной школы даёт возможность учителю выбрать свой путь, направленный на достижение заданного качества образования.

Реализация поставленных задач (формирование информационной и экономической грамотности) может идти путем:

  • В рамках отдельных курсов информатики и экономики.
  • Интеграции информатики с экономикой или технологией, где экономические знания будут находить практический выход (качества личности – трудолюбие, предприимчивость, экономность).
  • Интеграция информатики и экономики с основными предметами, где информационные и экономические знания будут формироваться на основе выполнения практических заданий.

Однако при реализации путей формирования информационной и экономической грамотности младших школьников в процессе обучения возникают определённые трудности, которые связаны с рядом причин

В области информатики:

  • в базисном учебном плане начальной школы не выделено отдельного часа для изучения информатики;
  • разброс в материально-технических условиях школ (согласно требованиям стандарта начального образования 2004 года, изучение информатики предполагает знакомство с компьютером. Но не все школы оснащены компьютерной техникой);
  • сложности с обеспечением легальным программным обеспечением (для работы компьютера необходимы лицензионные программы, стоимость которых достаточно высока);
  • информатика изучается как модуль с 3 класса в образовательной области “Технология” (Информатика уже интегрирована с технологией);
  • привязанность учителей к конкретным программам по технологии;

В области экономики:

  • в базисном учебном плане начальной школы не выделено отдельного часа для изучения экономики;
  • курс по экономике разработан не для всех УМК начальной школы (только по системе Л.В.Занкова); хотя современное образовательное пространство на сегодняшний день выглядит следующим образом: 61% обучаются по традиционной системе; 30% по системе Л.В.Занкова; 9% по системе Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. Из данных видно, что 70% классов обучаются не по системе Л.В.Занкова. Следовательно, самостоятельного курса по экономике не имеют.
  • отсутствие требований стандарта в области экономики для начальной школы;
  • некомпетентность учителей в области экономики из-за отсутствия учебных курсов по специальности “учитель начальных классов” в ВУЗах.

В связи с современными требованиями к уровню образованности подрастающего поколения усиливается внимание к начальной школе как фундаменту образования в развитии личности школьника.

Современная начальная школа призвана обеспечить формирование общих способностей и эрудиции ребёнка, овладение им элементарной культурой деятельности, в том числе и информационной и экономической. Учитывая требования современного времени, учитель должен находить пути достижения поставленных перед начальным образованием задач.

Очевиден тот факт, что если воспитание в школе не подкрепляется участием родителей в данном процессе, то эффективность формирования тех или иных качеств резко снижается.

Немаловажное является также экономическое и информационное воспитание в семье. Оно призвано решать следующие задачи:

В области экономики:

  1. Формировать у детей разумные потребности.
  2. Умение соизмерять их с возможностями удовлетворения.
  3. Понимание необходимости труда для наиболее полного удовлетворения потребностей.

В области информатики:

  1. Формировать у детей потребность в чтении.
  2. Обучать детей поиску информации, в том числе с использованием компьютера.
  3. Учить грамотно, оформлять результаты поиска.

Чтобы устранить эти недостатки, необходимо расширять и углублять пропаганду экономических и информационных знаний среди родителей, обучать их формам и методам экономического и информационного образования.

Формирование информационной и экономической грамотности – одна из актуальных задач начального образования. От того, насколько сегодня эта задача будет реализована в практику работы школ, зависит успешность социализации учащихся в будущем.