ЦЕЛИ:
- Создать условия для профессионального самосовершенствования, взаимообогащения учителей технологии общеобразовательных школ по разделу “Строительные материалы и их назначение”;
- Показать практику работы по формированию творческих способностей обучающихся, их потребности в декорировании предметов интерьера с использованием современной техник.
ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР - КЛАССА
1. Презентация педагогического опыта:
- информация об адаптированной образовательной программе “Технология” 5 и 6 класс;
- краткая характеристика обучающихся по этой программе;
- результаты обучения (прогноз).
2. Имитационная игра:
- проведение учебного занятия со слушателями, демонстрация приемов эффективной работы с обучающимися;
- слушатели играют две роли: обучающихся и экспертов.
3. Моделирование:
- практическая работа слушателей по декорированию предметов интерьера с использованием современной техники декупажа в режиме личностно-ориентированных технологий;
- обсуждение индивидуальной практической работы и предложенных моделей занятий по разделу “Строительные материалы и их назначение”.
4. Рефлексия:
- дискуссия по результатам совместной деятельности учителей технологии (обслуживающего и технического труда) образовательных учреждений района.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИМИТАЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ
1. Информация: МОУ “СОШ №45 г. Белгорода”
2. Педагог: Хамитулина Марина Александровна.
3. Тема занятия: “Применение клеевых материалов в декорировании предметов интерьера. Знакомство с техникой декупаж”.
4. Дидактическая цель: Создать условия для систематизации, осмысления и осознания блока учебной информации по теме “Строительные материалы и их назначение”.
5. Триединая дидактическая цель:
Образовательный аспект: способствовать осознанию и осмыслению учебной информации о технике декорирования предметов интерьера.
Развивающий аспект: способствовать обучению слушателей умению сравнивать, обобщать изученный материал и применять его в практической деятельности.
Воспитательный аспект: подвести слушателей к пониманию личностной значимости применения строительных материалов для декорирования предметов интерьера, способствовать формированию эстетического вкуса слушателей.
6. Тип занятия: комбинированный.
7. Методы обучения: показ слайдов, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практическая работа, создание ситуации успеха.
8. Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
9. Средства обучения: компьютерное обеспечение с мультимедийным приложением, литература по теме, раздаточный материал, таблица с ожидаемым результатом по теме и т.д.
10. Оборудование и материалы: компакт-диски, виниловый клей или ПВА, клей для декупажа, салфетки трехслойные, контур по стеклу и керамике (черного или серебреного цвета), кисти синтетические плоские, кисти натуральные, ёмкости для клея, клеенки на рабочие столы, образцы готовых изделий.
11. Литература:
1.Ваш уютный дом.100 идей для украшения, - М.,“АСТ-ПРЕСС КНИГА”, 2005г
2.Веселовский А.Б. “Основы строительно-монтажного производства 8-9”,- М., “Просвещение”, 1989 г.
3.Мафлин А. “Мебель, стены, пол: виды красок и техники исполнения”,- М., Изд-во “Ниола 21-й век”,2004г.(Ваш дом: планировка и оформление).
4.Черутти П.Н. “Декупаж: декоративная отделка предметов интерьера, посуды, аксессуаров” (практическое руководство), - М., Изд-во “Ниола-Пресс”, 2007 г.
МОДЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
Этап | Деятельность педагога | Деятельность слушателей |
1.Оргмомент | Приветствует собравшихся слушателей | Участвуют в планировании деятельности |
2.Актуализация знаний и субъектного опыта | Актуализирует опорные знания. Проводит диалог со слушателями с выходом на тему занятия |
Активно включаются в мыслительную деятельность. Анализируют, сравнивают, делают выводы, определяют тему занятия |
3.Целеполагание и мотивация | Создает условия для самостоятельной постановки целей и мотивации познавательной деятельности слушателей | Осуществляют субъектное целеполагение: знать…, уметь…, действовать… |
4.Основной этап. Усвоение новых знаний и способов деятельности. |
Предлагает систему занятий, организует обсуждение материала. Делает обзор литературы по теме занятия. Организует индивидуальную работу частично-поискового характера | Отвечают на вопросы, обсуждают возможности применения данного материала в учебной деятельности, слушают обзор литературы |
5.Применение учебного материала. Выполнение практической работы. | Выявляет знания слушателей по современным техникам декорирования предметов интерьера. Организует практическую работу по выполнению оригинальных компьютерных часов в технике декупажа. Проводит показ приемов выполнения простых отделочных работ. | Выполняют самостоятельную практическую работу с помощью технологических карт. Обсуждают выполненные работы |
6.Подведение итогов занятия (рефлексия) | Создает условия для оценки
деятельности на занятии: - знать особенности применения современной техники декупажа для декорирования предметов интерьера; - уметь применять клеевые материалы в декорировании предметов интерьера. |
Оценивают свою деятельность на занятии, ориентируясь на поставленные цели. Пишут отзыв о занятии “А напоследок я скажу…”. |
ИМИТАЦИОННОЕ УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ
Эпиграф
Услышишь-забудешь,
Увидишь-запомнишь,
Построишь-поймешь. Конфуций
Уважаемые коллеги, обратите внимание на стол, на котором находятся различные предметы: рамка, часы, шкатулки, подставки, вазы… и ответьте на вопрос: “Что общего между этими предметами?”
(Ответы слушателей)
Вы правы, общее – это отделка. Действительно, у каждой вещи есть своя отделка (декоративная). Что может служить декоративной отделкой предметов интерьера?
(Ответы слушателей)
Действительно, речь пойдет сегодня об использовании современных техник декорирования предметов интерьера. Искусство декорирования - это то, чему учатся, наблюдая за другими. Это практика, которой невозможно пойти и выучиться за какой-то определенный срок. Искусство декорирования - это опыт, накапливаемый капля за каплей. Техник декорирования большое множество. Все предметы на столе выполнены в одной технике – технике декупаж.
Исходя, из всего вышесказанного попробуйте сформулировать тему сегодняшнего занятия.
(Варианты ответов слушателей)
Действительно, тема нашего сегодняшнего занятия звучит так: “Применение клеевых материалов в декорировании предметов интерьера. Знакомство с техникой декупаж”. Какие ассоциации у вас возникли, слушая нашу тему?
(Ответы. Конечно же, это изделия, алгоритм выполнения техники декупаж)
Как вы думаете, зачем каждому человеку необходимо иметь представления об искусстве декорирования?
(Высказывание слушателей)
Действительно, я думаю, никто не будет отрицать значения полученной радости, которое может доставить погружение в восхитительный мир красок и радикального изменения облика своего дома, обладая маленькими секретами при относительно небольших затратах. Правда?
Чтобы изделия получились привлекательными необходимо пройти путь от правильного выбора материалов до применения соответствующей техники и воплощения творческого замысла в интерьере.
Я сделала свой выбор и хочу поделиться наблюдениями и размышлениями и дать практические рекомендации по работе в технике декупаж. Что же необходимо знать и уметь?
Педагог вместе со слушателями организует работу по таблице:
Знать | Уметь | Действовать |
- Понятие декупаж - Направления декупажа - Инструменты и материалы для работы. - Алгоритм выполнения - Приемы простых отделочных работ - Приемы безопасной работы |
- Пользоваться инструментами и
приспособлениями - Подготавливать материалы и организовывать свое рабочие место - Подбирать сюжет для воплощения творческого замысла - Применять технику декупаж (из салфеток) - Выполнять приемы отделочных работ |
- Выполнение оригинальных компьютерных часов в технике декупаж. |
Какие современные техники декорирования вы знаете?
(Ответы)
Правильно, это действительно – патинирование, оштукатуривание, накатка, набрызг, роспись по трафарету, штампование, рифление, фроттаж, волочение и текстурирование, окрашивание клеевыми красками, имитация известковой побелки, нанесение узора в клетку, золочение, окрашивание “пор дерево”, оклеивание бумагой и декупаж, фотографирование и проецирование, туповка и размывка, маскирование, мозаичная роспись, кракле, аэрография, монопечать, нанесение узора вручную. (Педагог показывает на слайде основные техники декорирования предметов интерьера)
Декупаж (от фр. decouper - вырезать) это очень древняя декоративная техника. (см. Приложение № 1)
Французский термин “decoupage” происходит от слова “decouper” — “вырезать” и обозначает способ украшения самых разных предметов картинками на бумажной, матерчатой или металлической основе. Ее истоки восходят к раннему Средневековью, но наибольшей популярности она достигла в XVII веке в Венеции, где в ту эпоху были в особой моде предметы мебели, украшенные инкрустациями в китайском или японском стиле. Это было дорогое и не всем доступное увлечение. Поэтому возникла идея имитации пользующихся ажиотажным спросом инкрустаций. В результате творческих поисков и изобретательности венецианских мебельщиков, путем аппликации на производимой ими мебели, удалось достичь великолепной имитации восточных инкрустаций, что было значительно дешевле. Затем элементы декора покрывались лаком. Эта оригинальная техника со временем получила широкое распространение и, постоянно совершенствуясь, пользовалась особой популярностью в викторианской Англии XVIII века в виде print room - комнат, декорированных эстампами и панелями. Из Англии декупаж распространился во Францию, где стал любимым занятием королевы Марии Антуанетты. Сегодня эта техника снова в моде. Появились иные возможности для декупажа, позволяющие значительно облегчить традиционную технологию, ускорить ее и сделать работу более увлекательной благодаря использованию новых разнообразных и оригинальных материалов, видов бумаги и, прежде всего новых лаков и других современных отделочных материалов.
Более подробно вы можете узнать об этой технике из следующей литературы. (Обзор литературы, демонстрация книг, слайдов)
Направления современного декупажа: традиционный; из салфеток; с использованием синтетических материалов; из тканей и на тканях, а также объемный.
(Демонстрация слайдов, краткая характеристика каждого направления.)
Давайте подробно рассмотрим одно из направлений техники - декупаж из салфеток. Новое направление декупажа заключается в использовании салфеток вместо бумаги. Тонкую и нежную салфетку можно легко и без повреждений наклеить на выбранную поверхность, достигая при этом изумительных результатов.
Перед вами находятся различные виды инструментов и материалов предназначенных для художественных и декоративно-прикладных работ по любым материалам. Определите, для чего нужен каждый из них?
(Перед слушателями выложен набор инструментов и материалов : салфетки, ножницы ,кисти плоские синтетические, клеи ,акриловые краски, отделочные лаки, контуры по стеклу и керамике, основы для украшения ( компакт-диски). Участники определяют функцию каждого из них).
Инструменты и материалы.
САЛФЕТКИ
Это самые обычные декоративные салфетки, которые мы превращаем в аппликации для декупажа. Салфетка представляет собой перфорированную, окрашенную и декорированную тонкую бумагу, и именно эти ее качества важны для описываемой техники. Нет необходимости в нанесении бесчисленных слоев лака, как в традиционном декупаже, потому что салфетка настолько тонкая, что для нее будет достаточно даже двух проходов лаком. Сквозь легкую фактуру просвечивается основа, и, когда салфетка наложена на темную поверхность, кажется, что она, будто по волшебству, полностью исчезает, а при наложении на светлую или блестящую поверхность - словно сияет.
НОЖНИЦЫ
Подойдут обычные ножницы маленьких или средних размеров с короткими и тонкими лезвиями.
КЛЕИ И ОТДЕЛОЧНЫЕ КРАСКИ
В декупаже из салфеток клеи одновременно выполняют функцию отделочных лаков. Тонкая декоративная поверхность салфетки очень нежная и легко рвется. Она может образовывать морщины и неприглядные складки, поэтому для ее наклеивания необходимо использовать исключительно мягкий клей- клей для декупажа. Такой клей очень хорошо подходит и для защиты вырезанного элемента без отделочных лаков.
Примечание к материалу: клей для декупажа можно заменить виниловым (как правило они продаются разбавленными в соотношении 2:3(2 части воды и 3 части клея) Акриловый лак можно заменить клеем ПВА смешанным с водой в пропорции 5:1. Вместо глиттера просто использовать лак для ногтей с блестками. Вместо контура по стеклу и керамике можно использовать маркер перманентный. Таким образом выйдет дешевле и эти товары легче приобрести.
КИСТОЧКИ
Применяются разные синтетические плоские кисточки, преимущественно № 3—6, желательно высокого качества.
ОСНОВЫ ДЛЯ УКРАШЕНИЯ
Дерево, картон, металл, терракота, керамика, стекло, пластмасса, штукатурка, — не существует материала, который нельзя было бы украсить, используя технику декупажа.
Я не сомневаюсь, что каждый из вас умеет применять клеевые материалы, а вот правильно ли вы это делаете, давайте проверим.
(Демонстрация алгоритма выполнения техники декупаж из салфеток).
1. Вырезание и отделение верхнего слоя салфетки от основы
1. Вырезание из салфетки процесс менее трудоемкий, чем вырезание из бумаги. Прежде всего, вырежьте интересующую вас фигуру вместе с куском салфетки, чтобы можно было примерить его к наклеиваемой основе, перемещая во всех направлениях.
2. Если вырезанный элемент накладывается на цветную подложку, которая хотя бы слегка отличается цветом от салфетки, или же сама основа салфетки интенсивного цвета, нужно соблюдать особую точность вырезания. Вы должны строго следовать по контуру рисунка, точно так же, как и при вырезании из бумаги. Оставшиеся частицы фона вырезайте только ножницами, резаки для этого не подходят.
Если же вы имеете дело с очень светлой, белой основой или одного цвета с салфеткой, то вы можете вырезать без особой точности. В этом случае нет необходимости в вырезании мелких участков фона, вы даже можете оставить небольшой равномерный контур вокруг рисунка, который не будет заметен.
3. После вырезания осторожно отделите тонкий декоративный слой салфетки от основы. Слоев обычно бывает два-три, и они соединяются между собой при помощи перфорации по периметру салфетки.
4. Если разделение затруднительно, вы можете слегка смазать клеем пальцы и, когда клей почти высохнет, захватить оба слоя, таким образом, как это показано на фото. Слои разделяются очень легко, не повреждая салфетку.
2. Наклеивание салфеток
1. Для наклеивания (а наклеивается, естественно, верхний слой салфетки с декоративным рисунком) используется специальный клей для салфеток, который позволяет избежать сморщивания. Прежде всего, выберите места расположения вырезанных элементов. Затем нанесите тонкий слой клея на то место, где вы желаете поместить аппликацию, и наложите ее сверху. Таким образом, вы зафиксируете в нужном положении вырезанный элемент, который лучше больше не трогать руками или, по крайней мере, прикасаться к нему как можно реже.
2. Для наклеивания вырезанного элемента следует использовать хорошо пропитанную клеем кисточку: при этом ни в коем случае не допускайте ее высыхания, так как сухая кисточка при контакте со смоченной клеем салфеткой повредит ее. Зафиксируйте вырезанный элемент, размазывая клей радиальными движениями кисти от центра к периферии. После фиксации рисунка нанесите клей на всю поверхность вырезанного элемента, а по высыхании нанесите еще один слой клея. Помните, что клеи для салфеток одновременно заменяют отделочные лаки.
3. Для наклеивания большой аппликации или же целой салфетки лучше использовать клей типа спрей, который вы можете нанести на основу или же на оборотную сторону салфетки.
Наложив салфетку, хорошенько прижмите ее к основе, но делайте это без спешки, потому что спрей испаряется в течение нескольких секунд, и только после этого можно прижать ее пальцами, не повредив.
3. Наклеивание на бумагу
1. Определенные сложности возникают при наклеивании салфетки на бумагу, поскольку трудно избежать складок, как на салфетке, так и на самой бумажной основе. В этом случае лучше использовать клей - спрей.
2. Сразу после нанесения клей - спрей обладает высокой сцепляющей способностью, но через некоторое время этот эффект становится менее выраженным, поэтому дайте клею возможность подсохнуть, а незадолго до окончания этого процесса плотно прижмите салфетку пальцами. Постепенно вы почувствуете, что скольжение по бумаге улучшается, сопротивление клея уменьшается, и вы можете прижать и разгладить салфетку смелее.
3. Для устранения морщин вы можете прогладить вырезанный элемент теплым утюгом, прикрыв его слоем кальки, чтобы он не прилипал к салфетке.
Но клей должен немного подсохнуть. Вы можете применять этот способ при работе с деревянной или любой другой основой. Главное, чтобы она была плоской и гладкой.
4. Вместо спрея вы можете использовать специальные клеи для бумаги.
Итак, теперь мы знаем, как приклеить салфетку без морщинок и риска повредить ее.
4. Отделка
1. Клей для салфеток применяется также и вместо лака, поэтому работать с салфетками очень легко. Вырезанный элемент наклеивается специальным клеем, а затем им покрывается вся поверхность основы и, наконец, наносятся два защитных покрытия. Все этапы осуществляются с применением одного материала — клея.
2. Существует три вида клея для декупажа с салфетками: матовый; глянцевый, и с блестками. В последнем случае блестки добавлены в клей и наносятся вместе с ним кисточкой.
Алгоритм действий мы определили. Что дальше?
(Предположения слушателей)
Конечно же, практическое применение.
(Педагог совместно со слушателями рассматривает технологическую карту на изготовление компьютерных часов в технике декупажа из салфеток, демонстрация слайдов) (см. Приложение № 2)
Для того чтобы вся эта информация усвоилась у каждого из вас, давайте закрепим ее на практике. Я попрошу подготовить все необходимые материалы к работе. Сейчас попробуем все вместе выполнить компьютерные часы.
(Слушатели выполняют поэтапно практическую работу в определенной последовательности. Соблюдая правила безопасной работы) .
Последовательность выполнения практической работы:
1-й шаг: подбор инструментов и материалов. Выбор сюжета (составление композиции);
2-й шаг: вырезание и отделение верхнего слоя салфетки от основы;
3-й шаг: наклеивание салфеток;
4-й шаг: отделка.
5-й шаг: нанесение цифрового циферблата.
6-й шаг: установка часового механизма и стрелок.
Теперь наслаждайтесь своей работой!
Посмотрим на выполненные работы: довольны ли вы своей работой? Повысилось ли ваше настроение?
(Ответы слушателей)
Итак, для того, чтобы получать радость и возможность внести новизну в украшение своего дома, вспомните, что для этого нужно знать и уметь?
(Ответы слушателей)
Правильно, вы должны знать способы декорирования предметов интерьера и по возможности использовать современные техники.
И теперь вы, овладев необходимой информацией, можете творить, получать радость и украшать свой дом многие годы.
Уважаемые коллеги, я хочу вас попросить заполнить анкету-отзыв “А напоследок я скажу…”, где нужно ответить на следующие вопросы:
Информация, которую вы получили на занятии, стала полезной для вас?
Что для вас было новым?
Можно ли данный материал использовать в практике вашей работы?
Что осталось непонятным или хотелось бы дополнить?
(Ответы педагогов)
Спасибо за внимание. До скорых встреч.
Приложение Презентация педагогического опыта.ppt