Рациональные способы вычислений

Разделы: Информатика


Характеристика класса

5 “А” класс – неоднородный по составу, часть детей довольно сильные по знаниям, но выделяются и слабые. В общем, класс энергичный, учащиеся с интересом и с готовностью подхватывают начинания учителя.

Тема: Рациональные способы вычисления (урок является итоговым занятием, проводится после темы: “упрощение выражений” во II четверти, ? 3)

Тип урока: обобщение материала

Цели:

а) образовательные

  • повторить свойства сложения, вычитания, умножение натуральных чисел
  • закрепит теорию знаний на практике
  • показать преимущество рациональных способов выполнения заданий, т. е. показать, что создание данного проекта нужно и значимо для самих детей
  • совершенствовать навык применения способов на практике;

б) развивающее

  • развивать умение делать выводы, систематизировать материал, сопоставлять способы с конкретным зданием, четко формулировать мысли
  • развивать умение проводить рефлексию своей познавательной деятельности
  • формировать творческое сознание, подлинную увлеченность делом;

в) воспитательные

  • воспитывать самостоятельность, коллективизм, умение слушать друг друга, уважать мнение другого, но и уметь доказывать свое.

Оборудование: магнитная доска и магниты, фломастеры, листья дерева (альбомные листы) , картинки кот Матроскин и Шарик, экран для слайдов.

Конспект урока

Презентация

Этап урока, время Задачи Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
I

Орг. Мо-мент

(1 мин)

Настройка доброжелательности отношений - Здравствуйте, ребята!

Проверьте все ли у вас готово к уроку. Улыбнитесь друг другу, а теперь улыбнитесь мне! Я вижу у вас хорошее настроение можно начинать урок!

- улыбаются

- всеобщее оживление

- на экране 1 слайд с текстом “Улыбни-тесь”
II

Актуализация знаний

(3 мин)

Заинтриго-вать детей

Ненавязчиво подвести к теме урока

Подвести итог этапа

- Ребята, вместе с нами сегодня будут работать кот Матроскин и Шарик.

- Дети, нужно решить 2 примера, по просьбе Шарика решаем весь урок!

(прохожу по рядам, смотрю решение)

- да ты что? (удивленно!)

Вот молодец! Прошла всего одна минута!

- давайте посмотрим, как эти примеры решили кот Матроскин и Шарик.

- так решил кот Матроскин, а Шарик затрудняется .

- а как вы решили? Кто по другому?

- кот Матроскин интересуется, а чем хорош этот способ, почему именно его применили?

- этот способ и есть свойство!

А как читается это свойство!

- уточните относительно чего?

- давайте еще раз скажем, что позволяет нам это свойство

- ура! (возгласы с места)

(кто-то умножает в столбик!)

- я уже решил!

- я тоже!

- ответы ребят

- позволяет решать:

- быстрее,

- удобнее,

- легче, проще,

- экономит время

- распределенный закон

- сложения, вычитания

- упрощать выражения

- быстрее решать

- легче, проще

- рисунок кота Матрос-кина и Шарика на доске

- на доске 69*27+31*27=22*87-102*87=

На доске

1) 66*27

2) 31*27

(в столбик)

3) 27*(69+31) =2700

- на экране 2 слайд

III

Вве-дение ново-го поня-тия

(1 мин)

Ввести новое понятие - Все эти слова можно заменить словом: рациональное, где в обыденной жизни слышали это слово? - по телевизору, на заводах

рационали-заторы, рациональное питание

3 слайд
IV

Опре-деле-ние темы

(2 мин)

Определить тему - Ребята! Шарик этим же способом пытается решить другой пример! Предлагаю ему помочь

- как назвать это свойство?

- это рациональный способ?

- почему?

- мы только эти два способа знаем?

- хорошо, давайте сформулируем тему, а затем перечислим какие еще свойства мы знаем.

- какова тема урока? Ваши предположения.

- с каким, словом тема будет связана?

- обобщим! Что получилось?

- (уч-ся решают) (есть рисунок решения)

Возглас:

- тем же способом не решить

- сочетатель-ное свойство умножения

- да

- позволяет решать легче, быстрее, проще.

-нет еще знаем способы!

- к слову “способ” можно добавить “какой”

- способы вычисления!

- рациональ-ные

- рациональ-ные способы вычислений.

На доске

Пример:

2*(50*678) =

4 слайд

5 слайд

Тема урока

V

Целе-поло-гание

(2 мин)

Постановка целей урока - Ребята! Если заменить слово “способ! На “способы” на “способы” можно ли будет применять эти же понятия: “легче, быстрее, проще”?

- что еще можно будет сказать о способах?

- покажем это все на слайде

- что вы заметили особого в схеме?

- так какие цели каждый ставит на уроке?

- Давайте обобщим:

- вспомнить, какие способы знаем, и упорядочить эти способы

- вспомнить приемы упрощения выражений

- закрепить их применение на практике

- научиться сопоставлять способ с конкретным примером

- это и есть цели или идеи нашего урока

- да! И заменим “какой” на слово “какие”!

- где их применяют!

- слово “какие” с “?”

- вспомнить какие способы знаем, какие свойства, правила

- узнать может быть новые способы.

- (вместе с учащимися)

6 слайд

7 слайд

VI

Сис-тема-тиза-ция зна-ний

а) пос-танов-ка цели этапа 0. 5 мин

б) инди-видуальная работа 1. 5 мин

в) рабо-та в па-рах

1. 5 мин

г) групповая работа

3 мин

0. 5 мин

Создание проекта

Самостоятельность выполнения

Проговорить свои записи

Поиск общего решения, выводы

- Ребята! Сегодня мы должны создать проект, в котором будут записаны известные вам способы (не меньше 8) и все что мы знаем о способах.

- проект будет в виде дерева, к которому будем прикреплять листья.

- у Шарика появилось предположение: самостоятельно 2 минуты подумать, вспомнить способы упрощения выражений. Поддержим идею?

- работаем в парах

- а теперь рассаживаемся по группам(4 человека) , Шарик с котом Матроскиным будут работать в паре. Обсуждаете ваши размышления, решения.

- у вас на партах лежат листочки, на каждом из них запишите по одному способу, затем мы их прикрепим к дереву

- конечно, с примерами даже нагляднее будет

- выбирайте, кто будет отвечать

- как будет выглядеть этот проект?

(ученики самостоя-тельно работают, делают записи)

- да!

- (озвучи-вают)

(каждый ученик проговаривает свою мысль)

(представи-тель группы записывает способы, остальные комменти-руют)

- можно с примерами?

Группы террито-риально-обособле-ны
VII

Физ-куль-тур-ная ми-нутка

(2 мин)

Отдых учащихся

“Спал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел
Шевельнулся, потянулся
Взвился вверх и полетел”

Проводит один из детей 8 слайд:

“веселые картинки”

VIII

Защи-та проек-та

(7мин)

Обобщить работу всех групп - приглашаются представители каждой группы. . . (учитель направляет работу)

- вот такое у нас получилось дерево, а сейчас посмотрим схему, которую сделал кот Матроскин, после того как послушал ваши выступления

Фразы учащихся:

- я согласен с Петей …

- наша группа хочет еще добавить…

- можно еще в буквенном виде

На доске:

Ствол дерева, дети крепят на магнитной доске магнитом листья (одинаковые ответы под один магнит)

В Приложении 1 представлена схема проекта.

IX

Тестирование

(7 мин)

2 (мин)

Проверить на практике применение способов - Ребята! Мы вспомнили теорию, а теперь проверим, как вы будете применять свои знания на практике

-а теперь поменяйтесь тетрадками с соседом и проверьте его работу. Нормы оценок:

Нет ошибок: “5”

2 ошибки: “4”

3 ошибки: “3”

а если больше 3-х, то вам необходимо потренироваться

- что может быть причиной?

(уч-ся решают) На доске слайд 10
Тест
В-I B-2
1) Выполнить удобным способом
а) (30-4) *5=

б) 85*137-75*137=

в) 99у-2у=

г) 25*296*4=

д) 633-(163+387) =

а) 7*(60-3) =

б) 78*214-78*204=

в) 25х+75х=

г) 4*268*25=

д) (964+27) -464=

2) Решить уравнение
х+3х+х=30 х+5х+х=98
(оценивают друг друга)

- я не успел

- решал не используя способы, выполняя столбики

На экране слайд 11 с решением
X

Подведение итогов

2мин (сам)

2мин (озвуч)

Прорефлекси-ровать свою работу - что помнил?

- что вспомнил?

- что нового узнал?

- что закрепил?

- какой вывод для себя сделал?

- Молодцы ребята! И кот Матроскин многие способы вспомнил, а вот у Шарика мысли перепутались, давайте еще раз повторим все способы

- закрепил применение свойств при решении

- научился сопоставлять свойство с конкретным примером

- вспомнил что свойство записывается с помощью переменных

- узнал что такое “рациональность”

- понял что к каждому примеру свой подход

- понял что законы работают в обе строки

- понял, что рац. способы самые удобные способы

- еще эти способы позволяют экономить время, упрощать решение и себе жизнь

- понял, что способы позволяют решать устно, без столбиков

 
XI

Д/з

1,5(мин)

Дать указание к д/з - Ребята! 1. поговорите, дома с родными, знакомыми, может они знают еще какие либо способы

2. сделайте проект, со своими примерами, можно в виде облаков, цветов и т. д. , можно с помощью компьютера

3. показать младшим сестрам, братьям для заинтересованности их математикой

4. сделать отчет о проекте по памятке

  - памятка расположе-на стенде
XII

Заключение

0,5 (мин)

  - кот Матроскин и Шарик говорят вам “спасибо” и прощаются с вами ребята! Я тоже говорю вам “молодцы - за урок” и до свидания   Слайд12

Текст “Молодцы”