Урок алгебры в 9-м классе "Свойства функций"

Разделы: Математика


1. Тип урока: комбинированный; содержит следующие учебно-воспитательные дидактические моменты: организационный момент, этап проверки домашнего задания, устная работа, закрепление темы, этап проверки усвоения знаний в виде игры-эстафеты, итог урока.

2. Цели урока:

  • систематизировать и обобщить знания о свойствах функции, развивать навыки построения и прочтения графиков функций, умение работать с тестовыми заданиями;
  • развивать логическое мышление, умение делать обобщения и выводы;
  • воспитывать сознательное отношение к учебе, познавательную активность.

3. Оборудование:

  1. мультимедиа проектор;
  2. карточки с заданиями для игры.

4. Актуальность:

  • задания по данной теме встречаются в тестах единого государственного экзамена по математике в 9 классе (в новой форме) и 11 классе;
  • чтение графиков функций имеет большое практическое значение.

5. Конечный результат: ученики должны правильно находить область определения функции, нули функции, промежутки, в которых функция сохраняет знак, промежутки возрастания и убывания функции, область значений функции.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Устная работа.

- Дайте определение функции.

- Что называется областью определения функции?

- Что называется областью значения функции?

- Что называется графиком функции?

- Дайте определение функции, возрастающей в промежутке.

4. Работа по теме.

Данный этап проводится с использованием мультимедийной установки.

Один учащийся записывает ответы на доске, остальные в тетради.

4(а). Найдите область определения функции, изображенной на рис.1.

1) [-1;3]

2) [0;6]

3) [-2;6]

4) [0;3]

4(б). Найдите область значения функции, изображенной на рис.1.

1) [-1;3]

2) [0;6]

3) [-2;6]

4) [0;3]

4(в). По графику функции у = f(x), изображенном на рис.1, найдите нули функции.

1) 1

2) 1;1

3) 1;4

4) 4

4(г). На одном из рисунков изображен график функции, возрастающей на промежутке [0;2]. Укажите этот рисунок.

4(д). На одном из рисунков изображен график функции, убывающей на промежутке [3;7]. Укажите этот рисунок.

4(е). На рисунке изображен график функции у = f(x). Из приведенных утверждений выберите верное.

f(-1) < f(2)

функция у = f(x) убывает на промежутке (-;3]

f(0) = 2

функция принимает наименьшее значение при х =1.

4(ж). Используя график функции у = f(x), определить, какое утверждение верно:

1) f(3) > f(2)

2) функция у = f(x) возрастает на промежутке [2;+ )

3) функция принимает наибольшее значение при х = 2

4) f(0) = -1

5. Систематизируем наши знания и запишем план исследования функции:

а) Область определения функции;

б) Нули функции;

в) Промежутки, в которых функция принимает положительные и отрицательные значения;

г) Промежутки возрастания (убывания) функции;

д) Область значений функции.

Заметим, что составленный нами план в дальнейшем будет меняться по мере изучения свойств функций.

Далее предлагается по данному плану исследовать функцию.

К доске приглашается учащийся.

Постройте график функции у = f(x), где

а) Областью определения функции является вся числовая прямая;

б) Нули функции при х = -31/3; х = 0; х = 31/3;

в) Функция принимает положительные значения в каждом из промежутков (-;-31/3) и (31/3;+)

Функция принимает отрицательные значения в каждом из промежутков (-31/3;0) и (0;31/3)

г) Функция является возрастающей в каждом из промежутков [-2;0] и [2;+ )

Функция является убывающей в каждом из промежутков (-;-2] и [0;2].

д) Областью значений функции является промежуток [-4; +)

6. Проверка усвоения знаний проводится в виде игры-эстафеты.

Учащиеся сидят на своих местах. Перед началом эстафеты всему классу предлагается в тетрадях выполнить задание №56. Все учащиеся заняты решением, но работа прерывается, если подошла очередь участия в эстафете.

Карточки с заданием подготовлены заранее. Они выдаются учащимся, сидящим за последними столами. В карточке 5-6 заданий, место для краткого решения и подписи учеников.

Учащийся решает задание №1 и передает лист впереди сидящему. Следующий ученик проверяет решение первого, ставит знак “+”, подпись и приступает к заданию №2. Если в решении предыдущего учащегося допущена ошибка, её необходимо исправить и только потом поставить знак “+”. Игра заканчивается, когда все карточки сданы учителю. Победившую группу (некоторых учащихся) можно оценить.

I Вариант.

№п/п Задание и его решение Фамилия ученика
1 Найдите все х, при которых значения функции у = 2х+6 отрицательны.  
2 Найдите область определения функции у = 1/(7-2х)  
3 Найдите нули функции у = (2х+3)/(х-2)  
4 Найдите область значения функции у = х -3  
5 Среди заданных функций укажите возрастающие:

у = 2х; у = 5х-1; у = 3-х; у = х

 
6 Найдите наименьшее значение функции у = 0,5х2-5  

II Вариант.

№п/п Задание и его решение Фамилия ученика
1 Найдите все х, при которых значения функции у = -3х-2 положительны.  
2 Найдите область определения функции у = (5-2х)  
3 Найдите нули функции у = 1/х +4  
4 Найдите область значения функции у = х2+4  
5 Среди заданных функций укажите убывающие:

у = х2; у = 2х-3; у = 4-х; у = х

 
6 Найдите наименьшее значение функции у = -0,25х2+3  

7. Итог урока.

8. Домашнее задание: п.2, контрольные вопросы 1-6 на стр. 16, №37, 39.

9. Литература:

  1. Алгебра: Учеб. Для 9 кл. оющеобразоват. учреждений/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; Под ред. С.А. Теляковского. – 4-е изд. – М.: Просвещение: АО “Моск. учеб.”, 1997.
  2. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Алгебра 9 класс/ Терехова Т.В., Гусева И.Л., Татур А.О. – М.: “Интеллект-Центр”, 2000.
  3. Алгебра: сб. заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 кл./ [Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др.]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000.
  4. Математика: 10 настоящих вариантов заданий для подготовки к единому государственному экзамену – 2006/ А.Г. Клово. – М.: Федеральный центр тестирования, 2006.
  5. ЕГЭ 2007-2008: Математика: реальные варианты/ авт.-сост. В.В. Кочагин, Е.М. Бойченко, Ю.А. Глазков и др. – М.: АСТ: Астрель, 2007.