1. Тип урока: комбинированный; содержит следующие учебно-воспитательные дидактические моменты: организационный момент, этап проверки домашнего задания, устная работа, закрепление темы, этап проверки усвоения знаний в виде игры-эстафеты, итог урока.
2. Цели урока:
- систематизировать и обобщить знания о свойствах функции, развивать навыки построения и прочтения графиков функций, умение работать с тестовыми заданиями;
- развивать логическое мышление, умение делать обобщения и выводы;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, познавательную активность.
3. Оборудование:
- мультимедиа проектор;
- карточки с заданиями для игры.
4. Актуальность:
- задания по данной теме встречаются в тестах единого государственного экзамена по математике в 9 классе (в новой форме) и 11 классе;
- чтение графиков функций имеет большое практическое значение.
5. Конечный результат: ученики должны правильно находить область определения функции, нули функции, промежутки, в которых функция сохраняет знак, промежутки возрастания и убывания функции, область значений функции.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Устная работа.
- Дайте определение функции.
- Что называется областью определения функции?
- Что называется областью значения функции?
- Что называется графиком функции?
- Дайте определение функции, возрастающей в промежутке.
4. Работа по теме.
Данный этап проводится с использованием мультимедийной установки.
Один учащийся записывает ответы на доске, остальные в тетради.
4(а). Найдите область определения функции, изображенной на рис.1.
1) [-1;3]
2) [0;6]
3) [-2;6]
4) [0;3]
4(б). Найдите область значения функции, изображенной на рис.1.
1) [-1;3]
2) [0;6]
3) [-2;6]
4) [0;3]
4(в). По графику функции у = f(x), изображенном на рис.1, найдите нули функции.
1) 1
2) 1;1
3) 1;4
4) 4
4(г). На одном из рисунков изображен график функции, возрастающей на промежутке [0;2]. Укажите этот рисунок.
4(д). На одном из рисунков изображен график функции, убывающей на промежутке [3;7]. Укажите этот рисунок.
4(е). На рисунке изображен график функции у = f(x). Из приведенных утверждений выберите верное.
f(-1) < f(2)
функция у = f(x) убывает на промежутке (-;3]
f(0) = 2
функция принимает наименьшее значение при х =1.
4(ж). Используя график функции у = f(x), определить, какое утверждение верно:
1) f(3) > f(2)
2) функция у = f(x) возрастает на промежутке [2;+ )
3) функция принимает наибольшее значение при х = 2
4) f(0) = -1
5. Систематизируем наши знания и запишем план исследования функции:
а) Область определения функции;
б) Нули функции;
в) Промежутки, в которых функция принимает положительные и отрицательные значения;
г) Промежутки возрастания (убывания) функции;
д) Область значений функции.
Заметим, что составленный нами план в дальнейшем будет меняться по мере изучения свойств функций.
Далее предлагается по данному плану исследовать функцию.
К доске приглашается учащийся.
Постройте график функции у = f(x), где
а) Областью определения функции является вся числовая прямая;
б) Нули функции при х = -31/3; х = 0; х = 31/3;
в) Функция принимает положительные значения в каждом из промежутков (-;-31/3) и (31/3;+)
Функция принимает отрицательные значения в каждом из промежутков (-31/3;0) и (0;31/3)
г) Функция является возрастающей в каждом из промежутков [-2;0] и [2;+ )
Функция является убывающей в каждом из промежутков (-;-2] и [0;2].
д) Областью значений функции является промежуток [-4; +)
6. Проверка усвоения знаний проводится в виде игры-эстафеты.
Учащиеся сидят на своих местах. Перед началом эстафеты всему классу предлагается в тетрадях выполнить задание №56. Все учащиеся заняты решением, но работа прерывается, если подошла очередь участия в эстафете.
Карточки с заданием подготовлены заранее. Они выдаются учащимся, сидящим за последними столами. В карточке 5-6 заданий, место для краткого решения и подписи учеников.
Учащийся решает задание №1 и передает лист впереди сидящему. Следующий ученик проверяет решение первого, ставит знак “+”, подпись и приступает к заданию №2. Если в решении предыдущего учащегося допущена ошибка, её необходимо исправить и только потом поставить знак “+”. Игра заканчивается, когда все карточки сданы учителю. Победившую группу (некоторых учащихся) можно оценить.
I Вариант.
№п/п | Задание и его решение | Фамилия ученика |
1 | Найдите все х, при которых значения функции у = 2х+6 отрицательны. | |
2 | Найдите область определения функции у = 1/(7-2х) | |
3 | Найдите нули функции у = (2х+3)/(х-2) | |
4 | Найдите область значения функции у = х -3 | |
5 | Среди заданных функций укажите
возрастающие: у = 2х; у = 5х-1; у = 3-х; у = х |
|
6 | Найдите наименьшее значение функции у = 0,5х2-5 |
II Вариант.
№п/п | Задание и его решение | Фамилия ученика |
1 | Найдите все х, при которых значения функции у = -3х-2 положительны. | |
2 | Найдите область определения функции у = (5-2х) | |
3 | Найдите нули функции у = 1/х +4 | |
4 | Найдите область значения функции у = х2+4 | |
5 | Среди заданных функций укажите
убывающие: у = х2; у = 2х-3; у = 4-х; у = х |
|
6 | Найдите наименьшее значение функции у = -0,25х2+3 |
7. Итог урока.
8. Домашнее задание: п.2, контрольные вопросы 1-6 на стр. 16, №37, 39.
9. Литература:
- Алгебра: Учеб. Для 9 кл. оющеобразоват. учреждений/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; Под ред. С.А. Теляковского. – 4-е изд. – М.: Просвещение: АО “Моск. учеб.”, 1997.
- Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Алгебра 9 класс/ Терехова Т.В., Гусева И.Л., Татур А.О. – М.: “Интеллект-Центр”, 2000.
- Алгебра: сб. заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 кл./ [Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др.]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000.
- Математика: 10 настоящих вариантов заданий для подготовки к единому государственному экзамену – 2006/ А.Г. Клово. – М.: Федеральный центр тестирования, 2006.
- ЕГЭ 2007-2008: Математика: реальные варианты/ авт.-сост. В.В. Кочагин, Е.М. Бойченко, Ю.А. Глазков и др. – М.: АСТ: Астрель, 2007.