Комбинированный урок в 5-м классе "Какие бывают алгоритмы?"

Разделы: Информатика


Цель урока: формирование умения составлять алгоритмы.

Задачи:

  • образовательная: ввести понятие “линейные алгоритмы” и “циклические алгоритмы”;
  • развивающая: развивать логическое мышление;
  • воспитательная: формировать умение работать в группах, выслушивать друг друга, задавать вопросы.

Тип урока: комбинированный урок: закрепление изученных знаний и изучением новых понятий: линейные и циклические алгоритмы.

Оборудование:

  • доска;
  • маркеры, ватман;
  • плакаты с картинками,
  • компьютер;
  • Макарова Н. В. Рабочая тетрадь по информатике. 6 класс. –СПб.: Питер, 2006. – 48 с.
  • Информатика. 5-6 класс. Начальный курс / Под ред. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2006. – 160 с.

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин).
  2. Актуализация знаний (10 мин).
  3. Теоретическая часть (6 мин).
  4. Домашнее задание (3 мин).
  5. Практическая часть (20 мин).

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Актуализация знаний.

1. – Давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом уроке?

(составляли алгоритмы)

- Что такое алгоритм?

(описание последовательных действий, строгое исполнение которых приведет к результату)

- Как появился термин “алгоритм”?

(Мухаммед аль Хорезми – великий математик, имя с латинского Algorithmi [ алгоритмы])

- Чем отличается словесный алгоритм от словесного?

(словесный - описанный словами, графический – зафиксированный на бумаге)

- Из чего состоит алгоритм?

(заглавие, последовательность действий, конец алгоритма)

2. - Дома в рабочих тетрадях [1] вы составляли алгоритм “Помыть посуду”. Зачитайте составленный алгоритм.

(открыть кран, отрегулировать воду, взять губку, намылить мылом, сполоснуть тарелки, поставить тарелки обсыхать, положить губку, закрыть кран).

- У кого алгоритмы совпали? Кто составил другой алгоритм?

3. Теоретическая часть.

1. - Любую работу требуется обдумать, разобрать алгоритм ее исполнения. Чем тщательнее продуман алгоритм, тем быстрее и качественнее будет выполнена работа.

2. Работа в группах по составлению алгоритмов [2].

1 группа: алгоритм приготовления бутерброда.

2 группа – алгоритм рисования олимпийский колец.

Алгоритм приготовления бутерброда.

Взять хлеб.

Нарезать хлеб.

Взять колбасу.

Взять масло.

Намазать маслом хлеб.

Положить колбасу на хлеб.

Положить корочку хлеба сверху.

Положить на тарелку.

Убрать все на место.

Конец алгоритма.

Алгоритм рисования колец.

Выбрать цвет.

Взять инструмент эллипс.

Нарисовать круг.

Скопировать 4 раза.

Вставить.

Соединить кольца.

Конец алгоритма.

3. – Чем отличаются ваши алгоритмы?

(1 группа – действия не повторяются; 2 группа – действия повторяются).

4. - На каких уроках вы также можете построить алгоритмы?

(на всех других: русский язык, математика, биология, иностранный язык и т. д.).

- Какие алгоритмы встречаются чаще на других уроках: линейные или циклические?

(линейные)

4. Домашнее задание.

Стр. 9 № 9 (рабочие тетради): построить алгоритм рисования грозди винограда, поставить на ягодах номера, показывающие очередность присоединения ягод.

5. Практическая часть.

1. – Откройте учебник на странице 69. Перед вами план расположения учебных мест в классе. Давайте попробуем составить алгоритм расположения учебных мест.

(Открыть Paint, выбрать прямоугольник, нарисовать парту и два стула, скопировать, вставить 3 раза, скопировать ряда, вставить 2 раза, нарисовать учительский стол).

- Какой алгоритм получился: линейный или циклический?

(циклический)

2. - Используя алгоритм, попытайтесь создать план класса на своем компьютере.

Запишите в тетрадях по технике безопасности число, Фамилию Имя, класс, № урока.

3. - Создайте фон алану расположения учебных мест. Что это может быть?

(пол, линолеум, цветы на полу).

3. - Сохраните свою работу в своей папке под именем “План класса”.

Класс работает с планом до звонка.

Список литературы

  1. Макарова Н. В. Рабочая тетрадь по информатике. 6 класс. –СПб.: Питер, 2006. – 48 с.
  2. Информатика. 5-6 класс. Начальный курс / Под ред. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2006. – 160 с.