Квадратные корни. Арифметический квадратный корень

Разделы: Математика


Цель урока: Дать понятие о корне из числа, научить находить =а по определению.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

Что называется степенью с натуральным показателем? Основанием степени? Показателем степени?

  • A*a*a=?
  • X*x*a*a=?
  • (x-a)*(x-a)=?

Вычислите

(-2); 3; 0,7; 2; (-1); (-1)

Что значит вычесть из числа a число b? (Это значит – найти такое число х=а-b, что х+b=а)

Что значит число a разделить на число b? (Это значит – найти такое число х=а*b, что х*b=а)

II. Вводная беседа.

1. Сколько арифметических действий вы знаете?

(Сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень. 5 действий.)

2. Назовите обратные им действия. (Сложение и вычитание имеют по одному обратному действию, которые называются “вычитание” и “деление”. Пятое действие – возведение в степень имеет два обратных действия: а) нахождение основания б) нахождение показателя

Определение Нахождение основания называется извлечением корня. Второе действие - логарифмирование. Его будем изучать в 11 классе.

Займемся 1-м действием. Так, наряду с задачей вычисления площади квадрата, сторона которого известна, с давних времен встречалась обратная задача:

Какую длину должна иметь сторона квадрата, чтобы его площадь равнялась b?

III. Введение определения

Решим задачу:

Площадь квадратного листа равна 49 м2. Чему равна длина стороны квадрата?

Решение: Пусть сторона листа – х м. Площадь S=x2 м2. Так как 72=49 и (–7)2=49, т.е. числа 7 и –7 называются квадратными корнями.

Определение: Арифметическим квадратным корнем из числа а называется неотрицательное число, квадрат которого равен а.

=b

b

b=a

При a, не имеет смысла.

Арифметический квадратный корень обозначается значком - радикал, корень.

Примеры =2, т.к. 20, 2=4

=9, т.к. 90, 9=81

-4, т.к. –4<0

4, т.к. 4-16

Из истории. Ещё 4000 лет назад вавилонские ученые составили наряду с таблицами умножения и таблицами обратных величин ( при помощи которых деление чисел сводилось к умножению) таблицы квадратов чисел и квадратных корней чисел. При этом они умели находить приблизительное значение квадратного корня из любого целого числа.

IV. Закрепление определения квадратного корня

№287. (устно).

Докажите, что:

а) число 5 есть арифметический квадратный корень из 25 (т.к. 50, 5=25)

б) число 0.3 есть арифметический квадратный корень из 0.09 (т.к. 0.30, 0.3=0.09)

в) число –7 не является арифметическим квадратным корнем из 49 ( т.к. –7<0)

г) число 0,6 не является арифметическим квадратным корнем из 3,6. (0,60, но о,623,6)

№289 (устно)

а)=

б) =

в) =

д) =

к)=

л)=

м) =

Вычислите:

в)+=

е) –7 + 5,4 =

з) + =

V. Закрепление нахождения значения корня.

№291.

Найдите значение выражения. (Один ученик решает у доски. Класс выполняет работу самостоятельно.)

б) при х=7; 23; 1,83.

Ответы:

Х=7; ===4

Х=23; ===8

Х=1,83; ===0,7

В) х+ при х=0; 0,1; 0,36.

Ответы:

Х=0 0+=0+0=0

Х=0,01 0,01+=0,01+0,1=0,11

Х=0,36 0,36+=0,36+0,6=0,96

№298. Найдите значение переменной х, при котором:

б) =0,5

По определению

Х=0,52

х=0,25

в) 2*=0

=0:2

=0

по определению

х=02

х=0

е) 3-2=0

3=2

=

х=()2

х=

VI. Работа по таблицам квадратов.

Пользование таблицей. (Форзац учебника)

№295 (а,б). (устно)

а)=12 =17 =14 =16

б) =15 =13 =18 =19

VII. О знаке радикала

Прочитать по учебнику стр. 214. “В Эпоху возрождения”.

VIII. Вводим операцию ()2=а, при а0.

Из определения арифметического корня следует, при любом а, при котором выражение имеет смысл, верно равенство ()2

Вычислите

()2

()2=7

===3

===4

===5

Самостоятельная работа обучающего типа. (Приложение 1)

IX. Три уровня сложности по возрастающей – на выбор учащегося.

1 вариант

х 25 0,36 0,0001 -16 2+ 256
               

2 вариант

а 3 9 -7 36 -13 -11 2
в 6 16 11 64 -12 11
               

3 вариант

а 4 0 5 10 12
в 0 -6 -12 24 9 2 -6
             

X. Итог урока

XI. Домашнее задание.