Цели:
- обобщить знания учащихся об имени прилагательном;
- подчеркнуть роль имён прилагательных в речи;
- формировать навыки грамотного письма.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания для работы в парах, компьютер, медиапроектор, презентация, цветы для самооценки, диск с презентацией (Приложение 1, Приложение 2)
Ход урока
1. Орг. момент.
Под музыку “Вальс цветов” и видеозапись с раскрывающимися цветами (Приложение 1) учитель произносит слова:
- Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Необычный не только потому, что мы проводим его с помощью компьютера, а потому что у нас сегодня гости. Они настроены доброжелательно. Пусть этот день принесёт нам радость общения. И, подобно этим цветам, раскроются ваши души, даря окружающим свет и тепло. С таким светлым настроением мы и начнём наш урок. И работать сегодня мы будем под девизом:
“Успех дарит радость”.
2. Минутка чистописания.
1) Фонетическая зарядка
- Что помогает людям общаться друг с другом и понимать друг друга? (Речь.)
- Из чего состоит наша речь? (Из предложений, из слов.)
- Из чего состоят слова? (Из звуков.)
Даётся индивидуальное задание одному учащемуся: сделать фонетический разбор слова Русь.
Все учащиеся произносят твёрдые согласные звуки на выдохе < Слайд 2, 3> (Приложение 2):
[п], [т], [р], [к], [ф], [с], [ш].
- Какой звук лишний? Почему? ([р], так как все звуки глухие, а этот звук звонкий.)
- Охарактеризуем этот звук. (Согласный, звонкий, твёрдый.)
- Какую пару имеет этот звук по твёрдости-мягкости? Охарактеризуйте этот звук. ([р’], согласный, звонкий, мягкий.)
- Какой буквой мы обозначаем эти звуки на письме? ( Рр [эр].)
2) 1 строчка “Цепляем вагончик”.
р рр ррр
2 строчка. Письмо слов.
русский Русь Россия
- Почему последние два слова написали с большой буквы? (Имена собственные пишутся с большой буквы.)
3 строчка. Письмо предложения.
Гордимся славою России!
- Какое это предложение по цели высказывания, по интонации? (Повествовательное, восклицательное.)
3) Проверка фонетического разбора.
3. Словарная работа.
- Что мы знаем о слове Россия? (Оно словарное, написание таких слов нужно запоминать.)
Дети работают с картинным словарём < Слайды 4 - 8> (Приложение 2):, по цепочке комментируют написание слов:
Россия, город, Москва, столица, Кремль, берёза, медведь.
- Слова какой части речи мы записали? (Имена существительные.)
- Что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? что?)
Определим род имён существительных.
4. Повторение изученного.
– Мы сказали, что имена существительные обозначают предмет, а слова какой части речи помогают более точно, красочно описать предмет?
- Какая часть речи может про себя сказать так:
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны,
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать беречь!
(Имена прилагательные.)
- Что такое имя прилагательное? (Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?)
Дети приводят примеры имён прилагательных, подбирая их к словарным словам – именам существительным.
2) Работа в паре. Игра “Найди пару”.
- Правильно соедините с помощью стрелок имя существительное с соответствующим ему по смыслу именем прилагательным < Слайды 9 - 15> (Приложение 2):
Дети делают вывод:
Имя прилагательное связано с именем существительным.
- Как изменяются имена прилагательные? (По числам, по родам.)
- Как определить род и число имени прилагательного? (По роду и числу имени существительного, с которым оно связано.)
Дети записывают словосочетания и определяют род и число имён прилагательных:
Вкусный торт, сладкая ягода, голубое небо, красивая осень, любимый цветок.
Учитель обращает внимание детей на правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением. (Ц в е т о' к – ц в е т)
5. Физминутка < Слайд 15> (Приложение 2):
1)
– Прилетела к нам снежинка,
Села на указку,
Попытайтесь вслед за ней
Пробежаться глазками.
2) Под песню “Кабы не было зимы…” выполняются ритмичные движения.
6. Повторение изученного.
1) – Какие прилагательные встретились в песне? (Весёлых (дней), снежная (баба), новогодняя (кутерьма)).
2) – Дословный перевод названия “прилагательное” с греч. “эпитет”. На уроках чтения мы знакомились с этим понятием. Вот как объясняет значение слова “эпитет” толковый словарь Ожегова < Слайд 17> (Приложение 2):
Эпитет – это художественное, образное определение, подчёркивающее один из признаков предмета. Чаще всего выражен полным прилагательным.
3) “Минутка повторения”.
- Как мы проверяем безударный гласный в корне слова? Дети повторяют правило, на доске запись:
Ударение над гласной
Может сделать букву ясной!
Один ребёнок получает индивидуальное задание на доске - вставить пропущенные буквы в слова – имена прилагательные, описывающие снежинку:
После проверки индивидуального задания он получает вопрос:
- В слова какой части речи вставили пропущенные буквы? (В имена прилагательные.) Посмотрите, как образно, точно, ярко позволили они описать снежинку.
Все учащиеся работают с сигнальными карточками < Слайд 18> (Приложение 2):
Россия – наша стр . на. Мы з . вём её Родиной. Здесь мы р . дились, всё тут для нас дор . го.
3) Работа с текстом. < Слайды 19 - 21> (Приложение 2)
- Озаглавьте текст, вставьте подходящие по смыслу слова.
__________________
__________________выстукивает носом деревья. Носом он разбивает и шишки. Дупло долбит тем же носом. Крепкий нос _________________
пробивает дырочки на берёзе. Потом он пьёт берёзовый сок.
Дети составляют текст:
Дятел.
Дятел выстукивает носом деревья. Носом он разбивает и шишки. Дупло дятел долбит тем же носом. Крепкий нос дятла пробивает дырочки на берёзе. Потом он пьёт берёзовый сок.
(По Н. Сладкову)
- Найдите в тексте предложения, в которых встретились имена прилагательные. (Крепкий нос дятла пробивает дырочки на берёзе. Потом он пьёт берёзовый сок.) < Слайд 22> (Приложение 2) Запишите эти предложения, подчеркните имена прилагательные волнистой линией, определите их род и число. (Задание выполняется по вариантам.)
7. Итог урока.
1) Рефлексия < Слайд 23> (Приложение 2)
2) Ваши ответы хочется подытожить словами:
Очень занимательное –
Имя прилагательное,
Трудно будет без него,
Если пропадёт оно.
Ну, представь-ка себе это!
Как без признаков предмета
Будешь спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Не скажем мы “прекрасное”,
Не скажем “безобразное”!
Не скажем маме “милая, красивая, любимая”,
Отцу и брату, и сестре,
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-га-тель-ны-е.
Чтобы всё отлично стало,
Разных признаков немало
Будем всюду замечать
И к месту в речи
Их вставлять.
3) Выставление оценок. Задание на дом.
- Если урок вам понравился, вы узнали что-то новое, интересное, ваши цветы будут красными, если нет – белыми.
- Спасибо за урок! Желаю успехов в домашней творческой работе! < Слайд 24> (Приложение 2)