Урок русского языка, 2-й класс "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • обобщить знания учащихся об имени прилагательном;
  • подчеркнуть роль имён прилагательных в речи;
  • формировать навыки грамотного письма.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания для работы в парах, компьютер, медиапроектор, презентация, цветы для самооценки, диск с презентацией (Приложение 1, Приложение 2)

Ход урока

1. Орг. момент.

Под музыку “Вальс цветов” и видеозапись с раскрывающимися цветами (Приложение 1) учитель произносит слова:

- Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Необычный не только потому, что мы проводим его с помощью компьютера, а потому что у нас сегодня гости. Они настроены доброжелательно. Пусть этот день принесёт нам радость общения. И, подобно этим цветам, раскроются ваши души, даря окружающим свет и тепло. С таким светлым настроением мы и начнём наш урок. И работать сегодня мы будем под девизом:

“Успех дарит радость”.

2. Минутка чистописания.

1) Фонетическая зарядка

- Что помогает людям общаться друг с другом и понимать друг друга? (Речь.)

- Из чего состоит наша речь? (Из предложений, из слов.)

- Из чего состоят слова? (Из звуков.)

Даётся индивидуальное задание одному учащемуся: сделать фонетический разбор слова Русь.

Все учащиеся произносят твёрдые согласные звуки на выдохе < Слайд 2, 3> (Приложение 2):

[п], [т], [р], [к], [ф], [с], [ш].

- Какой звук лишний? Почему? ([р], так как все звуки глухие, а этот звук звонкий.)

- Охарактеризуем этот звук. (Согласный, звонкий, твёрдый.)

- Какую пару имеет этот звук по твёрдости-мягкости? Охарактеризуйте этот звук. ([р’], согласный, звонкий, мягкий.)

- Какой буквой мы обозначаем эти звуки на письме? ( Рр [эр].)

2) 1 строчка “Цепляем вагончик”.

р рр ррр

2 строчка. Письмо слов.

русский Русь Россия

- Почему последние два слова написали с большой буквы? (Имена собственные пишутся с большой буквы.)

3 строчка. Письмо предложения.

Гордимся славою России!

- Какое это предложение по цели высказывания, по интонации? (Повествовательное, восклицательное.)

3) Проверка фонетического разбора.

3. Словарная работа.

- Что мы знаем о слове Россия? (Оно словарное, написание таких слов нужно запоминать.)

Дети работают с картинным словарём < Слайды 4 - 8> (Приложение 2):, по цепочке комментируют написание слов:

Россия, город, Москва, столица, Кремль, берёза, медведь.

- Слова какой части речи мы записали? (Имена существительные.)

- Что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? что?)

Определим род имён существительных.

4. Повторение изученного.

– Мы сказали, что имена существительные обозначают предмет, а слова какой части речи помогают более точно, красочно описать предмет?

- Какая часть речи может про себя сказать так:

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны,
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать беречь!

(Имена прилагательные.)

- Что такое имя прилагательное? (Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?)

Дети приводят примеры имён прилагательных, подбирая их к словарным словам – именам существительным.

2) Работа в паре. Игра “Найди пару”.

- Правильно соедините с помощью стрелок имя существительное с соответствующим ему по смыслу именем прилагательным < Слайды 9 - 15> (Приложение 2):

Дети делают вывод:

Имя прилагательное связано с именем существительным.

- Как изменяются имена прилагательные? (По числам, по родам.)

- Как определить род и число имени прилагательного? (По роду и числу имени существительного, с которым оно связано.)

Дети записывают словосочетания и определяют род и число имён прилагательных:

Вкусный торт, сладкая ягода, голубое небо, красивая осень, любимый цветок.

Учитель обращает внимание детей на правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением. (Ц в е т о' к – ц в е т)

5. Физминутка < Слайд 15> (Приложение 2):

1)

– Прилетела к нам снежинка,
Села на указку,
Попытайтесь вслед за ней
Пробежаться глазками.

2) Под песню “Кабы не было зимы…” выполняются ритмичные движения.

6. Повторение изученного.

1) – Какие прилагательные встретились в песне? (Весёлых (дней), снежная (баба), новогодняя (кутерьма)).

2) – Дословный перевод названия “прилагательное” с греч. “эпитет”. На уроках чтения мы знакомились с этим понятием. Вот как объясняет значение слова “эпитет” толковый словарь Ожегова < Слайд 17> (Приложение 2):

Эпитет – это художественное, образное определение, подчёркивающее один из признаков предмета. Чаще всего выражен полным прилагательным.

3) “Минутка повторения”.

- Как мы проверяем безударный гласный в корне слова? Дети повторяют правило, на доске запись:

Ударение над гласной

Может сделать букву ясной!

Один ребёнок получает индивидуальное задание на доске - вставить пропущенные буквы в слова – имена прилагательные, описывающие снежинку:

После проверки индивидуального задания он получает вопрос:

- В слова какой части речи вставили пропущенные буквы? (В имена прилагательные.) Посмотрите, как образно, точно, ярко позволили они описать снежинку.

Все учащиеся работают с сигнальными карточками < Слайд 18> (Приложение 2):

Россия – наша стр . на. Мы з . вём её Родиной. Здесь мы р . дились, всё тут для нас дор . го.

3) Работа с текстом. < Слайды 19 - 21> (Приложение 2)

- Озаглавьте текст, вставьте подходящие по смыслу слова.

__________________

__________________выстукивает носом деревья. Носом он разбивает и шишки. Дупло долбит тем же носом. Крепкий нос _________________

пробивает дырочки на берёзе. Потом он пьёт берёзовый сок.

Дети составляют текст:

Дятел.

Дятел выстукивает носом деревья. Носом он разбивает и шишки. Дупло дятел долбит тем же носом. Крепкий нос дятла пробивает дырочки на берёзе. Потом он пьёт берёзовый сок.

(По Н. Сладкову)

- Найдите в тексте предложения, в которых встретились имена прилагательные. (Крепкий нос дятла пробивает дырочки на берёзе. Потом он пьёт берёзовый сок.) < Слайд 22> (Приложение 2) Запишите эти предложения, подчеркните имена прилагательные волнистой линией, определите их род и число. (Задание выполняется по вариантам.)

7. Итог урока.

1) Рефлексия < Слайд 23> (Приложение 2)

2) Ваши ответы хочется подытожить словами:

Очень занимательное –
Имя прилагательное,
Трудно будет без него,
Если пропадёт оно.
Ну, представь-ка себе это!
Как без признаков предмета
Будешь спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Не скажем мы “прекрасное”,
Не скажем “безобразное”!
Не скажем маме “милая, красивая, любимая”,
Отцу и брату, и сестре,
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-га-тель-ны-е.
Чтобы всё отлично стало,
Разных признаков немало
Будем всюду замечать
И к месту в речи
Их вставлять.

3) Выставление оценок. Задание на дом.

- Если урок вам понравился, вы узнали что-то новое, интересное, ваши цветы будут красными, если нет – белыми.

- Спасибо за урок! Желаю успехов в домашней творческой работе! < Слайд 24> (Приложение 2)