Цель урока: Научить учащихся умножать десятичные дроби.
Обучающие задачи:
- Проверить усвоение материала по темам: “Сложение и вычитание десятичных дробей”, “Умножение дроби на натуральное число”, “Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д.
- Ввести правило умножения десятичных дробей.
- Ознакомить с историей возникновения правил работы с десятичными дробями.
- Решить задачи на закрепление изученного материала.
- Проконтролировать усвоение материал по теме урока.
Развивающие задачи:
- Продолжить работу над развитием внимания, памяти, логического мышления.
- Способствовать привитию интереса к предмету
- Развивать познавательную активность учащихся.
- Вырабатывать умение оценивать свою работу.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать усидчивость, трудолюбие.
- Прививать чувство коллективизма, умение выслушивать друг друга.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ребята, для того, чтобы повторить ранее изученный материал и научиться умножать десятичные дроби вы должны будете сегодня на славу потрудиться. На уроке у нас будет много встреч с героями ваших любимых сказок, вам нужно будет проявить смекалку, ум, сообразительность. Я желаю вам интересно, с пользой провести время. Успехов и удачи вам!
II. Актуализация знаний учащихся.
Устный счёт (Учащиеся показывают ответ сигнальной карточкой – красной, желтой или зеленой)
Письмо 1.
Ребята, отправился я за тридевять земель в тридесятое царство выручать Елену Премудрую. Обнесено царство Кощея стенами высокими, а ворота заперты на замок мудреный. Если вы успешно справитесь с заданиями для устного счета, то замок сразу откроется.
Иван-царевич
Задания для устного счёта.
1) Выполните сложение: 3,7 + 0,24 37,24 3,94 0,61 2) Выполните умножение: 2,04 х 8 1,632 163,2 16,32 3) Выполните умножение: 1,6 х 3 48 4,8 3,2 4) Выразите 5 см в дм: 0,5 дм 0,05 дм 50 дм 5) Выразите 27 дм2 в м2: 0,0027 м2 2,7 м2 0,27 м2
2) Историческая справка.
Молодцы! Работали хорошо, дружно. Не справился бы без вашей помощи Иван-царевич. Вот срочное письмо. Так от кого же оно? От Елены Премудрой.
Письмо 2.
Дорогие ребята! Спасибо, что помогли Ивану-царевичу. За это поведаю я вам историю о дробях десятичных………………………………………………………………………...
Ой, что-то и слов в письме больше никаких нет. Ну что ж, всё понятно! Ведь в сказках есть и добрые, и злые герои. Видать не хочет нечисть всякая, чтобы мы узнали ещё что-нибудь интересное о десятичных дробях. Но пусть злые силы не радуются. Есть в нашем классе дети, которые нам сумеют рассказать то, что подготовили о десятичных дробях.
(Заслушивается выступление ученика, заранее подготовившего материал об истории возникновения правил работы с десятичными дробями.)
Историческая справка. В науке, в промышленности десятичные дроби используются значительно чаще обыкновенных. Это связано с простотой правил вычисления, похожестью на правила действий с натуральными числами. Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый ученый средневековья Ал-Коши в ХV веке. Записывал Ал-Каши десятичные дроби так же как принято сейчас, но он не пользовался запятой: дробную часть он записывал красными чернилами или отделял чертой. В Европе дроби были заново изобретены только через 100 лет Симоном Стевином. В России учение о дробях изложил Л.Ф.Магницкий.
III. Изучение нового материала.
Прочитаем следующее письмо.
Письмо 3.
Ребята! Мяу! Помогите! Это я, Кот в сапогах, т.е. без сапог. Злая колдунья похитила мои сапоги и не вернет их, если я не решу задачу: “Найдите площадь прямоугольника со сторонами а=1,5 дм, b=0,3 дм.
Кот в сапогах
Да, очень расстроен кот. Давайте ему скорее помогать.
а=1,5 дм, b=0,3 дм S=?
Как найти площадь прямоугольника? [S=a х b]
Получается, что нужно умножить 1,5 х 0,3
А мы умеем умножать десятичные дроби? [Нет]
Так как же быть? Как помочь коту, попавшему в беду?
[1,5 дм=15 см, 0,3 дм=3см, 1,5 х3= 45 см2=0,45 дм2]
Правильно! Молодцы! 1,5 х 0,3=0,45
Посмотрите внимательно на наше решение. Ведь мы, по сути, умножили десятичную дробь на десятичную дробь.
Ребята, а вот, посмотрите, какой плакат нам прислали из страны сказок:
3,2 х 1,08 = 3,456
0,49 х 0,79 = 0,3871
1,259 х 0,06 = 0,0755
Внимательно проанализируйте все эти примеры. Вспомните о коварстве запятой в десятичной дроби. Может быть, появились у кого-то идеи о том, как нужно умножать десятичные дроби?........
Хорошо! Молодцы! Давайте теперь прочитаем правило в учебнике (стр.244). Его к следующему уроку нужно будет выучить.
[Оформить решение примера на доске и в тетрадях, раздать карточки для работы в парах].
IV. Закрепление изученного материала.
Читаем следующее письмо.
Письмо 4.
Ребята, здравствуйте. У меня что-то произошло с пропеллером, а мне необходимо слетать к малышу. Я без него очень скучаю, к тому же так хочется варенья, плюшек, ватрушек. Все неполадки с пропеллером сразу исчезнут как только вы найдете пропавшую запятую. Карслон
Работа в парах
[На “крылышке” доски с обратной стороны данные примеры заранее заготовлены. После окончания работы в парах учитель открывает доску и приглашает к доске троих ребят поставить на место “пропавшую” запятую]
Давайте ещё разок повторим правило умножения десятичных дробей.
[Учащиеся отвечают правило]
V. Домашнее задание.
Хорошо! Молодцы! Думаю, что и дома вы с подобными примерами справитесь без проблем.
Запишите в дневники домашнее задание: п.36 №1405, дополнительно №1312 (по желанию).
VI. Физкультминутка.
Ребята, вы хорошо работали. Наверное, немножко устали, а наше путешествие по стране сказок ещё не закончилось, поэтому давайте немножко отдохнем. Встаньте, пожалуйста, вытяните перед собой руки. Теперь отвечайте на мои вопросы так: если хотите ответить “да”, поднимите руки вверх, если хотите ответить “нет”, опустите руки вниз.
1) У козы было 5 козлят. (-)
2) Старик поймал в море одну золотую рыбку (+)
3) У сестрицы Алёнушки был братец Иванушка. (+)
4) Старик Хоттабыч летал на вертолете. (-)
5) Золушка была добрая и трудолюбивая (+)
6) У Змея Горыныча одна голова и три хвоста. (-)
7) Емеля-дурачок лежал на диване. (-)
VII. Cамостоятельная работа.
Читаем последнее письмо.
Письмо 5.
Ребята, пишет вам Незнайка. Я был на Луне, теперь хочу слетать на Марс. Знайка сказал, что жители нашего города помогут мне осуществить мечту, если я возьмусь за ум. Честно вам скажу, что я не очень-то и знаю, как надо за него браться, но на умножение десятичных дробей я решил примеров много. Даже за самостоятельную работу, которую вы будете сейчас писать, Знайка мне поставил “5”. Скорее выполните задания и сверьте свои ответы с моими.
Незнайка
Самостоятельная работа
1 вариант
Выполните умножение:
1) 3,5 х 1,2
а) 4,2
б) 42
в) 0,42
г) 420
д) 0,042
2) 14 х 2,3
а) 3,22
б) 322
в) 32,2
г) 23,3
д) 0,322
3) 7,4 х 0,3
а) 21,2
б) 222
в) 0,222
г) 22,2
д) 2,22
4) 0,31 х 0,2
а) 0,62
б) 0,062
в) 6,2
г) 0,061
д) 0,0062
5) 0,85 х 0,24
а) 0,24
б) 0,0204
в) 2,04
г) 0,204
д) 20,4
2 вариант
Выполните умножение:
1) 2,8 х 1,5
а) 42
б) 4,2
в) 0,0042
г) 4,1
д) 0,42
2) 32 х 1,6
а) 5,12
б) 0,512
в) 512
г) 51,2
д) 41,2
3) 3,7 х 0,2
а) 0,74
б) 0,0074
в) 7,4
г) 0,074
д) 74
4) 0,42 х 0,3
а) 1,26
б) 12,6
в) 0,126
г) 0,0126
д) 0,226
5) 0,76 х 0,35
а) 0,0266
б) 26,6
в) 0,276
г) 2,66
д) 0,266
(Учащиеся выполняют самостоятельную работу, меняются тетрадями, сверяют свои ответы с ответами на доске, ставят оценки: “5” за 5 правильно выполненных задания, “4” за 4 правильно выполненных задания, “3” за 3 правильно выполненных задания )
Ответы самостоятельной работы
1 вариант
а б в г д 1 + 2 + 3 + 4 + 5 +
2 вариант
а б в г д 1 + 2 + 3 + 4 + 5 +
VIII. Итоги урока.
Ребята, вот и закончилось наше путешествие в страну сказок. Я вами довольна и благодарю за урок. А теперь ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы.
Что на уроке вы сегодня узнали?
Что больше всего вам на уроке понравилось? Запомнилось?
Я хочу вас похвалить за то, что вы помогли сегодня многим сказочным героям. Хорошие дела всегда пользу приносят. Доброта, ум, желание помочь – качества благородных людей. Желаю вам всегда быть щедрыми на добрые поступки.
Литература
1) Виленкин Н.Я. и др. Учебник математики для 5 класса средней школы. – М., Просвещение, 2005.