Цели урока:
- Повторить, закрепить, обобщить знания, умения, навыки учащихся по теме “Африка”.
- Формировать умение работать с тематическими картами.
- Прививать любовь к произведениям К. И. Чуковского.
- Развивать любознательность, наблюдательность, интерес к неизведанному.
- Воспитывать товарищество, честность, трудолюбие.
Форма проведения: урок-путешествие.
Оборудование: Карта полушарий; физическая, климатическая, политическая карты Африки; персонаж доктор Айболит, книга К. И. Чуковского “Доктор Айболит”, картинки и слайды и изображением явлений природы, растительного и животного мира, кроссворд, таблички с названиями географических объектов; геолото; национальные флаги государств.
Содержание урока
I. Организационный момент.
II. Работа по теме урока:
Сегодня мы с вами проводим урок обобщающего повторения по теме “Африка”.
Целью нашего урока является: закрепление умений и навыков работы с различными по содержанию картами. Для достижения этой цели я вам предлагаю отправиться в путешествие по Африке. В Африке побывали многие герои литературных произведений. Давайте мы совершим путешествие на этот материк с известным персонажем произведения К. И. Чуковского.
Отгадайте:
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит).
На доске появляется доктор Айболит.
Нахождение места- начала путешествия доктора Айболита.
-Для начала давайте определим, где жил и откуда отправляется Айболит в свое путешествие. В этом нам поможет книга К. И. Чуковского “Айболит”.
Цитаты:
“Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит”.
Вопрос: В какой природной зоне жил Аболит? (ПЗ-леса)
“Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!”
Вопрос: Что можно узнать из этой подсказки? (“медведица” - Северное полушарие, “корова” - район, освоенный человеком, но освоенный относительно недавно, так как здесь можно встретить диких зверей – “волчица”)
- Какое можно сделать предположение, относительно того, где доктор Айболит жил? (Это Россия).
- Читаем следующий эпизод:
“И прибежала зайчиха
И закричала: “Ай!Ай!
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик! Мой мальчик,
Попал по трамвай!”
Вывод: Значит, это окраина большого города, где ходят трамваи. Конечно городов, претендующих на честь быть резиденцией Айболита, несколько, но здесь нам на помощь приходит литературоведение. Действие всех сказок К. И. Чуковского происходит в Санкт-Петербурге (см “Крокодил”:
Трубы затрубили,
Пушки запалили!
Очень рад Петроград –
Все ликуют и танцуют,
Ваню милого целуют!
Или “Мойдодыр”:
А от бешенной мочалки
Я помчался как от палки.
А она за мной, за мной,
По Садовой, по Сенной,
Я к Таврическому саду…)
Вывод: Можно считать окончательно установленным, что доктор Айболит начал свое путешествие в Африку из ближнего города Петербурга. (На Карте полушарий отметить точку отправления доктора. )
2. Определение маршрута доктора Айболита.
(Во время беседы учитель стрелками отмечает маршрут доктора Айболита на Карте полушарий).
Казалось бы, ближайший путь из Петербурга в Африку морской или же сушей на юг. Но доктор не знает, где находится Африка, поэтому мы будем добираться до Африки тем же маршрутом, что и доктор Айболит.
1). Какое время года было, когда Айболит получил телеграмму?
(Ответы учащихся: лето или начало осени, т. к. к доктору приходят жучки, паучки, лису укусила оса).
2). В каком направлении побежал Айболит?
Цитата:
“И встал Айболит, побежал Айболит
По полям, по лесам, по лугам он бежит.
А в лицо ему ветер, и снег, и град…
…И сейчас же к нему из-за елки
Выбегают мохнатые волки”.
(Ответы учащихся: Айболит побежал в направлении Севера, попал в тайгу).
3). Прокладываем маршрут дальше:
Цитата:
“Но вот перед ним море –
Бушует, шумит на просторе”.
Вопрос: Какое море встретилось на пути Айболита? (Балтийское или Баренцево).
Цитата: “Но тут выплывает кит”. (Ответы детей: значит море Баренцево)
4). Куда же приплыл доктор Айболит на ките?
Цитата:
“И горы встают перед ним на пути,
И он по горам начинает ползти.
А горы все выше, а горы все круче,
А горы уходят под самые тучи!”
Как вы думаете, какие горы встали преградой на пути Айболита? (ответ: горы Атлас, так как “уходят под самые тучи”, т. е. ниже туч, высота примерно 2 000 м).
Вывод: кит довез Айболита до ближайшей точки Африки – марокканского берега.
3. Геолото.
Вдоль по жаркой Африке
Бегают жирафики.
Наизусть жирафики
Знают карту Африки.
Выйдем и мы просто из положения:
Карту создадим в одно мгновенье.
Задание: Из предложенного геолото “Африка” составить карту этого континента.
4. Определение координат крайних точек материка.
Визитной карточкой любого материка являются координаты крайних точек материка.
Задание: определите координаты крайних точек материка.
(Ответы: мыс Альмади – 14о с. ш. и 17о з. д. , мыс Бен Сека – 37о с. ш. и 10о в. д. , мыс Рас-Хафун – 11о с. ш. и 51о в. д. , мыс Игольный – 34о ю. ш. и 20о в. д. )
5. “Немая карта”.
А теперь прошу в таком же плане
Нанести моря и океаны.
Острова, заливы и проливы…
Ну смелее! Кто здесь непугливый?
Учащиеся наносят на “немой карте” заранее заготовленные таблички с названиями: Атлантический океан, Индийский океан, о. Мадагаскар, Гвинейский залив, Мозамбикский пролив, Средиземное море, Красное море, Гибралтарский пролив.
Нанесите реки и озера.
Кто сумеет это сделать скоро?
Учащиеся наносят на “немой карте” реки и озера: Нил, Конго, Нигер, Замбези, Лимпопо, Чад, Виктория, Таньганьика, Ньяса.
6. Определение ГП Африки.
Что ж! Сравним все с картой настоящей,
Думаю, эскиз наш подходящий.
А теперь, используя все это,
Дайте обстоятельный ответ.
Доказать при этом вы попробуйте
Положенье Африки особое!
Ответы: почти посередине пересекается экватором. Ее крайние точки на севере и на юге примерно одинаково удалены от экватора. Большая часть материка расположена между двумя тропиками в экваториальном, субэкваториальном, тропическом поясах. Лишь северная и южная окраины ее заходят в субтропические пояса. Начальный меридиан проходит на западе Африки.
7. Работа с климатической картой.
А что же с нашим доктором Айболитом. Он на орле перелетает через Атлаский хребет.
Выберем места для остановок
И оценим сразу обстановку.
Будет ли комфортною погода
Здесь, всегда, в любое время года?
1) пустыня Сахара.
Если мы остановимся в пустыне то нас ожидает…(Ответы детей)
Ответы: климат тропический,
- средняя t июля +32о С, max + 44о С
- средняя t января + 16о С, min –2о С,
- количество осадков менее 100 мм в год.
2) бассейн реки Конго (ответы детей) – климат экваториальный,
- средняя t июля +24о С, max +37о С
- средняя t января + 24о С, min +17о С,
- количество осадков 2 000 – 3 000 мм в год.
3) бассейн реки Замбези (ответы детей) – климат субэкваториальный,
- средняя t июля +16о С, max + 43о С
- средняя t января + 24о С, min +8о С,
- количество осадков 1 000 – 2 000 мм в год, осадки выпадают летом.
8. ПЗ, явления природы, растительный мир Африки.
(Во время ответов детей показываются слайды).
- Летим с доктором Айболитом и попадаем:
В весьма раскаленное место.
Не надо ни печки, ни дров
В песок бросил тесто и завтрак готов.
- Куда мы попали? (пустыня Сахара)
Что означает слово “Сахара”? (В переводе с арабского “пустыня”)
Приземлились, жарко, но вот в воздухе послышались какие-то чарующие звуки. Довольно высокие не лишенные гармонии. Что это за звуки? Что они предвещают? (Ветер самум – “яд воздуха”, “дыхание смерти”, “огненный ветер”)
Что можно посоветовать доктор Айболиту в такой ситуации. (Укрыться с головой плащом, лечь или спрятаться за животными)
Но вот к вечеру самум унесся куда-то далеко. Новая опасность подстерегает Айболита. Какая? (Суточные колебания температуры так велики, что временами за жаркими днями наступает ночь с заморозками).
Вдруг впереди Айболит увидел зеленый островок. Что это такое? (Оазис)
Подошел поближе и увидел дерево, отсутствуют сучья, высота 20 м и более, на верху ствола колешется пучок из 40-70 листьев длинной до 3 м. Что это за дерево? (Финиковая пальма, дает в год до 100 – 200 кг плодов, из листьев делают заборы, изгороди, плетут сандали и корзины, ствол пальмы используют как строительный материал. Из надреза пальмы вытекает сладкий сок, пригодный для питья).
Переночевал доктор Айболит в Сахаре и тронулся дальше в путь. 12 часов дня. Вдруг видит: “молнии бороздят клубящиеся тучи, там и сям изрыгая свои пламенные стрелы, громы раскатываются с оглушительным треском, далеко отдаваясь в глубине лесов. Наконец, тучи, сгустившиеся до черноты, в последний раз обдают окрестность белым светом, дождь разражается с тропической яростью – все превращается в хаос, вы ничего больше не видите и стоите в безмолвном ужасе, ошеломленные силой урагана. Но через несколько минут ливень словно тушит всю эту огненную бурю, и, когда он кончился, лес снова стоит тихо и величаво”.
Что это за явление? (Зенитальные дожди).
В каком климатическом поясе происходит такое явление? (В экваториальном)
Значит доктор Айболит попал на экватор. Какая река пересекает экватор дважды? (Конго)
Что вы знаете о реке Конго? (Вторая по длине после Нила, многоводна круглый год, протекает по уступам плоскогорий, поэтому имеет много порогов и водопадов. Впадает в Атлантический океан. )
Какая ПЗ расположена в экваториальном климатическом поясе? (Влажные экваториальные леса).
Каковы характерные черты леса? (Вечнозеленость растительного мира, густота, многоярусность, огромное количество видов растений).
Что за деревья растут в экваториальных лесах?
а) плоды дерева содержат волокнистую мякоть богатую маслом. (Масличная пальма)
б) огромное многолетнее травянистое растение с толстым корнем. От корневища отходят листья, которые облегают друг друга, образуя ложный ствол. Плоды трехгранные, серпообразно искривленные. (Банан)
в) из плодов этого дерева готовили напиток, который называли “тео брома”, т. е. “напиток богов”, дающий силу, смелость, энергию. Европейцы добавили к этому напитку сливки и сахар, получив при этом вкусное лакомство. (Кофе)
Отдохнул Айболит и полетел на орле дальше на юг, поближе к реке Лимпопо. Вдруг послышался гул воды. Айболит увидел водопад.
Что это за водопад? На какой реке находится? Кто открыл? (Водопад Виктория. На реке Замбези, ширина - 1 800 м, высота - 120 м. Открыл Давид Ливингстон).
Какая ПЗ расположена в экваториальном климатическом поясе? (ПЗ – саванны).
Что означает слово “саванна”? (В переводе с испанского – это “дикая, первобытная равнина”. Степь, покрытая высокой травянистой растительностью, среди которой встречаются одиночные, реже группами, деревья и кустарники. )
Какие деревья можно встретить в саванне? (Баобаб – высота 25 м, ствол толстый в обхвате до 45 м, плоды похожи на огурцы, содержат сочную съедобную мякоть. Зонтичная акация – словно огромные зонтики поднимаются из травы, но под этим зонтиком не найти тени. Мелкие листочки акации, расположены ребром к солнцу, пропускают отвесно падающие лучи. “Африканская аптека” - саркоцифалюс: плоды- вкус земляники, из коры добывается желтая краска – для выделки кожи, густой желтоватый настой из коры употребляют как лекарство от многих болезней).
8. Животный мир Африки.
А в Африке, а в Африке
На черной Лимпопо
Сидит и плачет в Африке
Печальный Гиппопо.
И рыщут по дороге
Слоны и носороги.
И говорят сердито:
“Что ж нету Айболита?”
- Какие же животные ждут помощи от Айболита? Кроссворд.
Она, как змейка
В траве мелькает,
Хвостом виляет.
Хвост оборвет –
Другой наживет. (Ящерица)
Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам. (Верблюд)Когда он в клетке, то приятен.
На шкуре много черных пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко,
Как лев и тигр, похож на кошку. (Леопард)
Уж очень вид у них чудной:
У папы – локоны волной.
А мама ходит стриженой.
За что она обижена?
Недаром часто злится
На всех мамаша… (Львица)
Много мастеров
Срубили избу без углов. (Муравьи)
Вьется веревка,
На конце головка. (Змея)
По реке плывет бревно.
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит… (Крокодил)
Целый день летает,
Всем надоедает.
Вред приносит.
От болезней всех корчит. (Муха цеце)
Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф.
Не потому, что гордый нрав.
А потому, что он … (Жираф)
Что за коняшки
На всех тельняшки? (Зебра)
Цитата:
“И к полосатым бежит он тигрятам,
И к бедным горбатым верблюжатам,
И каждого гоголем, каждого моголем потчует”.
Кому из этих животных не поможет Айболит? Почему? (тигрятам, т. к. тигры обитают только в Юго-восточной Азии, Индостане, в России – в Приморье – амурский тигр)
Задание: рассели животных по Африке.
Учащиеся по очереди берут картинку с изображением животного и прикрепляют на карте Африки.
Экваториальные леса: птица носорог, горилла, окапи, шимпанзе, муха цеце, леопард;
Саванны: носорог, бегемот, жираф, антилопа гну, слоны, лев, страус, зебра;
Пустыня: варан, верблюд, газель, антилопа канна;
Река Нил: крокодил, фламинго.
10. Население Африки.
Африка – это смешение рас,
А потому постарайтесь сейчас,
Народы разместить по местам проживания,
Старайтесь точнее исполнить задание.
Учащиеся на политической карте Африки располагают флаги государств: Марокко, Алжир, Чад,
Нигер, Конго, Сомали, Мозамбик, Нигерия, Мадагаскар, Эфиопия, ЮАР.
11. Цифровой диктант.
И еще минуточку внимания:
Это что за цифры – расстояния?
14 км – Гибралтарский пролив
160 км – длина Суэцкого канала
5 899 м – влк Килиманджаро, самый высокий действующий вулкан
5 199 м – г. Кения
+ 58оС – самое жаркое место в мире, район г. Триполи, сентябрь 1922 г.
6 671 км – самая длинная река в мире Нил
7 000 000 км2 – самая крупная пустыня мира Сахара
1 800 м – ширина водопада Виктория
12. Редактирование текста.
Где-то под руками были близко
Доктора Айболита записки.
Он себя считает знатоком,
Африканский мир ему знаком.
Постарайтесь вы найти при чтении,
Что здесь подвергается сомнению?
“Сбылась моя мечта. Волны Тихого океана в последний раз коснулись боков кита. Я в Африке, на самом огромном материке земного шара! Стоял сентябрь, везде чувствовался приход весны. Слои снега еще лежали под высокими эвкалиптами, которые стояли зелеными, т. к. они никогда не сбрасывают хвою. Кенгуру огромными прыжками догоняла тигра. Наняв караван верблюдов, мы двинулись вдоль реки Замбези и попали в Сахару. Там было тепло, леса стояли в зеленом убранстве, особенно красивы были молодые листочки на березах. На берегу самого красивого и глубокого в мире озера Танганьика сделали привал, наловили рыбы и написали эти заметки”.
Хоть заданье было и с подвохом,
Справились вы с ним совсем неплохо.
III. Подведение итогов урока Выставление отметок.