Ведение наблюдений за предметами природы и постановка с ними опытов в связи с изучением природоведения вносят большой вклад в решение образовательных и воспитательных задач, поставленных перед школой, и в конечном итоге оказывают большое влияние на формирование различных способностей школьника, на его развитие и становление как личности. Обучение и воспитание тесно связаны между собой. Это две стороны одного и того же процесса. Выдающийся психолог С.Л. Рубинштейн писал: “Ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь”.
Наблюдения, опыты и практические работы с предметами природы способствуют накоплению у учащихся запаса достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. Без конкретных представлений о предметах и явлениях учащиеся не смогут овладеть теми знаниями, которые они должны получить в школе, осознать простейшие связи между отдельными явлениями природы. В ходе наблюдений, опытов и практических работ учащиеся получают и определенные практические умения и навыки.
Эти знания являются основой воспитания ребенка, развития его жизненно важных качеств.
Наблюдения и опыты способствуют накоплению у учащихся знаний об изменяемости окружающего мира.
Наблюдения, опыты и практические работы дают материал для выяснения взаимосвязей в природе, для вскрытия некоторых материальных причин происходящего в ней. Так, на основе наблюдений учащиеся устанавливают зависимость характера осадков, состояния водоемов и почвы от температуры воздуха, зависимость поведения птиц и других животных от наличия в природе корма и т.п. Эти знания положат начало формированию взгляда на единство окружающего мира.
Наблюдая предметы природы, проводя с ними опыты, дети изучают природу, познают ее. В связи с этим у них складывается убеждение в том, что окружающий нас мир познаваем. В ходе наблюдений и опытов младшие школьники не только узнают новое, но и проверяют на практике ранее полученные знания.
Младшие школьники по специальным заданиям систематически ведут наблюдения за окружающей их родной природой и трудом людей. В результате дети узнают свой край. Знание же своего края – это один из путей воспитания любви, привязанности к своему селу, поселку, городу, области. Нельзя любить то, чего не знаешь. Любовь к своему краю, гордость за него воспитываются и через эмоциональные переживания, связанные с восприятием красоты природы. В ходе наблюдений учитель должен вызывать в детях радость, удивление, восторг, восхищение родной природой.
Развитию патриотических чувств способствуют наблюдения труда людей в разные времена года. В неразрывной связи с воспитанием любви к родной природе идет формирование у учащихся бережного отношения к ней.
Наблюдения и опыты способствуют эстетическому воспитанию младших школьников. В самом деле, общение ребенка с природой – это могучий источник развития эмоций. Хороший эффект в формировании эстетических вкусов детей дает развитие воображения детей, их фантазии в процессе наблюдений. Велика связь эстетического воспитания с формированием в детях бережного отношения к природе, с нравственным развитием учащихся, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, сострадание, чуткость, гуманизм, ответственность за свои поступки, культура поведения в природе, культура труда.
Непосредственные наблюдения вносят определенный вклад в решение политехнического образования и трудового воспитания младших школьников.
Наблюдения помогают формировать элементы экономических знаний, а вместе с ними и такое качество личности, как бережливость.
Наблюдения, опыты и практические работы способствуют умственному развитию младших школьников, так как увиденное в природе или в классе вызывает у детей стремление не только запомнить явление, но и объяснить его. В связи с наблюдениями, опытами и практическими работами у учащихся возникают многочисленные “почему”, с которыми они обращаются к учителю или на которые стремятся найти ответ сами. При этом дети анализируют, сопоставляют, сравнивают известные факты, делают обобщения и выводы, что способствует развитию памяти, логического мышления и тесно связанной с ними речи. Не случайно большое значение наблюдениям в природе как средству развития логического мышления придавал К.Д. Ушинский: “..считаю эти предметы самыми удобными, чтобы приучить детский ум к логичности…По моему убеждению, логика природы есть самая полезная логика для детей”. В связи с этим уместно заметить, что наблюдения, опыты и практические работы формируют у учащихся умение вести исследовательскую работу.
Наблюдения, некоторые опыты и практические работы способствуют физическому развитию учащихся, укреплению их здоровья, так как, предполагая непосредственное общение с природой, развивают подвижность, увеличивают время пребывания на воздухе.
В процессе их формируется очень важное качество личности – наблюдательность, т.е. умение подмечать в предметах и явлениях существенное, часто малозаметное, не выделяющееся из окружающего. Наблюдательность необходима человеку в любом виде деятельности.
Развиваются и другие очень ценные качества личности, такие, как творческий подход к любой деятельности, самостоятельность, дисциплинированность, познавательная активность, трудолюбие, бережливость и другие качества.
Следует отметить, что осуществляемое в процессе наблюдений, опытов, практических работ воспитание представляет собой единый процесс. Нельзя воспитывать в человеке какие-то одни качества и не воспитывать другие. Формируя научное мировоззрение, мы развиваем в детях мышление и речь, закладываем прочную основу атеистическим убеждениям. Политехническое образование тесно связано с трудовым воспитанием; воспитание любви к природе связано с воспитанием патриотическим, нравственным.
Список литературы
- Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Наблюдения и опыты на уроках природоведения: Пособие для учителя нач. школы. – М.: Просвещение, - 1988. – 96 с.
- Касаткина Н.Э., Руднева Е.Л. Курс лекций по педагогике: Учебное пособие. – 2-е изд. / Кемеровский госуниверситет. – Кемерово: Кузбассвузиздат, - 2003. – 203 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Просвещение, - 1978. – С. 155
- Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд. – М.: Издательский центр “Академия”, - 2004. – 336 с.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. – М.: Просвещение, - 1989. – С. 206-207.