Общение на расстоянии с помощью писем. Русский язык, 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  1. Обобщить знания учащихся, об истории писем, особенностях современных писем, учить детей написанию писем различных типов.
  2. Учить правильно формулировать и аргументировать свои мысли; развивать коммуникативные умения работать в группах, воспитывать внимание, интерес, уважение к языку.

Форма урока: заседание редакционного совета.

Ход урока

Мобилизующий этап.

Формулирование учащимися темы и цели урока.

Учитель.

Сегодня наш урок будет проходить в форме редакционного совета.

Работать будем по группам:

1. Отдел писем

2. Отдел редакционной коллеги

3. Отдел компьютерной вёрстки

4. Отдел новостей

5. Отдел оформления, заставки.

Давайте, определим тему и вопросы, которые будут рассмотрены на нашем заседании.

Прочитайте слова, записанные на доске.

Письмо, почта, почтальон, поезд, самолёт, адрес, индекс.

Определите тему заседания нашего совета, используя слова, записанные на доске.

Тема: Мы будем говорить о том, как написать…( письмо)

Цели урока:

  1. Узнаем, как письма… (путешествуют по свету)
  2. Научимся … (писать письма)

Изучение нового материала.

1. “Откуда к нам пришли письма?”

1 группа. Отдел писем

- Наш отдел получил письмо. В нём ученик 3 класса Шенкаренко Вася спрашивал о том, откуда к нам пришли письма?

Учитель.

- Ребята, как вы думаете, когда и где появились первые письма?

Ответы детей.

- Давайте заслушаем отдел писем.

Наши корреспонденты взяли интервью у библиотекаря нашей школы и узнали интересные факты.

Письменность появилась ещё в древности. Первыми письмами были наскальные рисунки. В каждом рисунке был определенный смысл. Рисунок человека, бегущего за кабаном, мог означать приглашение на охоту или сообщение о том, что где-то есть хорошая охота. Такие рисунчатые письма называются пиктографией.

С развитием письменности пиктограммы не исчезли. Так в середине 19 века президент США получил необычное письмо от вождя одного из индейских племён. Оно представляло собой кусок бересты, на котором были нарисованы журавль, звери, линии, полосы, знаки.

Как вы думаете, ребята, о чём хотели сообщить индейцы президенту?

(ответы детей)

Оказывается, вождь племени “Журавля”, а также вожди племён “Куницы”, “Медведя” и “Морского кота” обращаются к президенту с просьбой разрешить им покинуть свои пустынные места и переселиться на три озера, вокруг которых находились хорошие земли.

Позднее, в Древнем Египте изобрели иероглифы, которые служили описанием разных событий из жизни людей.

Современное письмо возникло около тысячи лет назад. Создателями нашей письменности были христианские монахи Кирилл и Мефодий.

Практическое задание:

Учитель.

- Каждый отдел представьте нам свою пиктограмму. У вас есть 3 минуты, чтобы создать своё письмо в виде рисунка.

Дети показывают рисунки-письма. Остальные ребята объясняют их содержание.

- Что помогло вам сделать письма выразительными, понятными для остальных?

2. “Какие бывают письма?”

2 группа. Отдел редакционной коллегии.

Наш отдел редакционной коллегии работал над вопросом: “Какие бывают письма?”

Учитель.

- Ребята, как вы думаете, какие бывают письма?

Ответы детей.

- Давайте заслушаем отдел редакционной коллегии.

Мы обобщили материал корреспондентов и узнали, что письма бывают различными. Срочные, краткие письма называют телеграммами. Есть электронные письма с использованием Интернета, есть письма деловые, телефакс. Письма по сотовому телефону называются СМС. Рекламы в письменной форме – это тоже письма. Ведь они несут в себе информацию для людей.

А еще есть обычные письма, в которых люди сообщают друг другу новости, делятся своими заботами и проблемами. Такие письма могут быть весёлыми и грустными, скучными и интересными.

Записки, которыми ребята обмениваются на уроках – это тоже письма.

Практическое задание.

Составьте краткое письмо - телеграмму, для человека, которого хотите поздравить с днём рождения.

Каждый отдел зачитывает свой текст телеграммы.

- Чья телеграмма была сформулирована лучше? Каким должен быть текст телеграммы?

3. “Как раньше путешествовали письма?”

Учитель.

- Почтальоны и отделения почты появились сравнительно недавно. А как раньше передавали письма друг другу? Выскажите ваши предположения.

Ответы детей.

Давайте заслушаем отдел компьютерной вёрстки.

3 группа. Отдел компьютерной вёрстки.

Мы набрали на компьютере материал о том, как письма путешествовали в давние времена и хотим вас познакомить с этим.

В “Сказке о царе Салтане” А. С. Пушкина сказано, что почту возили гонцы. Позже на длинных дорогах стали строить почтовые станции – ямы. Там гонец мог отдохнуть, поменять лошадей и продолжить путь. Гонцов стали называть ямщиками.

Во многих странах существовала голубиная почта. К ноге голубя привязывали письмо, и он летел к своему дому, доставляя письмо адресату.

Еще существовала морская почта. Моряки запечатывали свои послания в бутылки и бросали в океан. Об этом написано в книгах Жюль Верна.

Отдел новостей.

У нас для вас есть новости. Мы можем рассказать о том, что письма побывали даже в космосе. Первые письма доставили на борт космического корабля “Союз-4” летчики-космонавты Евгений Хрунов и Алексей Елисеев на космическом корабле “Союз-5” в 1969 году. Сейчас конверт этого письма находится в Центральном музее связи А. С. Попова в Санкт-Петербурге.

Практическое задание.

Составьте текст рекламы, которая убеждает всех в том, что необходимо писать письма своим родным, друзьям, знакомым.

Каждый отдел зачитывает свой текст рекламы.

- Чей текст рекламы вам понравился больше? Какими должны быть слова и выражения в рекламе, чтобы заинтересовать окружающих?

Физкультурная минутка под музыку.

4. “Как путешествуют письма в наши дни?”

Главный редактор. Учитель.

- Кто из вас отправлял свои письма? Расскажите, как они попали к адресату.

Ответы детей. Учитель обобщает и дополняет ответы детей.

Сначала человек пишет письмо и вкладывает его в конверт. На конверт наклеивает марку, пишет адрес человека, кому отправляет письмо и указывает от кого и откуда это письмо, чтобы письмо могло вернуться обратно, если не найдет своего адресата.

Затем конверт опускают в почтовый ящик. Оттуда письма отвозят на почту. Там их сортируют, то есть собирают в большие сумки или мешки. В один мешок попадают письма, которые нужно доставить в определенный город или страну.

Вот тут как раз и пригодится почтовый индекс. Первые 3 цифры обозначают область, город. Три последние – номер почтового отделения. Наш индекс: 352030.

Ускорить работу по сортировке писем помогают машины – сортировщики. Они считывают не весь адрес, а только почтовый. Затем отправляют письмо в стопку или мешок.

Затем мешки грузят на машины, везут на вокзал, аэропорт. Письма путешествуют на самолётах, поездах, автобусах, кораблях и даже на верблюдах. Так они попадают к почтальону, который приносит их домой получателю.

Практическая работа.

Подпишите конверты, указав ваш домашний адрес и обратный адрес – адрес нашей школы. Письма собирает почтальон, в конце урока мы подведём итоги.

5. “Как оформлять письма”.

Учитель.

- Ребята, как вы думаете, как нужно оформлять письма на бумаге?

Ответы детей.

Такую информацию нам может предоставить отдел оформления и заставки.

Отдел оформления и заставки.

Письма стараются писать разборчиво, чётко и на аккуратном листочке бумаги. Бумага для писем бывает разная. Иногда это листочки маленького формата, иногда большие, украшенные рисунком (показывает).

С левого края писчей бумаги оставляют свободное поле шириной до 2 см. такие же поля оставляют сверху и снизу.

В письме выделяют следующие части:

1. Обращение. Например: “Дорогие мама и папа!”

2. Основное содержание (вопросы, просьбы, приветы, рассказ о событиях)

3. Прощание и подпись.

Отдел новостей.

А знаете ли вы, для чего к письмам приклеивают марки?

Письма и почтовые открытки – это маленькие путешественники. Из города в город они едут на поезде, плывут на пароходе или летят на самолёте. Им тоже нужны билеты – почтовые марки.

Первые марки появились в Англии в 1840 году. В нашей стране почтовая марка была наклеена на конверт в 1845 году. На нашей классной выставке можно посмотреть коллекции марок.

Практическое задание.

Каждая группа получает конверт с пустым листом. Напишите письмо от имени того героя, чьё имя указано на конверте. (Красная Шапочка, Айболит, дядя Фёдор, Вини-Пух, Буратино)

6 Рефлексия.

Дети зачитывают письма, анализируют их содержание.

Учитель называет имена ребят, которые правильно и аккуратно подписали свои конверты. Ребята обмениваются мнениями о том, что понравилось на уроке, что хотелось бы изменить, чему научились. Учитель предлагает ребятам дома написать письма своим друзьям и отправить их по почте.

3. Итог урока.

Главный редактор - Учитель.

Заседание нашего редакционного совета закончено. Благодарю все отделы за проведенную работу.