Тип урока. Урок изучения нового материала на деятельной основе.
Технология: традиционная с элементами развивающего обучения.
Форма проведения. Путешествие в волшебный лес.
Цель. Познакомить детей с многообразием млекопитающих (зверей).
Задачи.
Обучающая:
- учить сравнивать, выделять сходства, существенные различия
- и признаки группы млекопитающих (зверей).
Развивающая:
- развивать у детей добрые чувства по отношению к зверям, экологическое мышление, память, внимание, умения вести диалог “ученик-ученик”, “учитель-ученик”.
Воспитывающая:
- воспитывать интерес к окружающему миру, чуткое и бережное отношение ко всему живому, любовь к природе и родному краю.
Оборудование: СД запись в мире животных, кроссворды на карточках, тестовые задания на карточках. 30 карточек с разными животными: 10 птицы. 10 насекомые, 10 звери, учебник “Окружающий мир” О. Т. Поглазова.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель читает стихотворение и делает упражнения, дети повторяют за ним.
Из глубокого колодца (руки “О”)
Солнце медленно встает (руки поднимаются над
головой)
Свет его на нас прольется (руки вытянуты перед
собой ладошками вверх)
Луч его нам улыбнется (руки параллельно вниз)
Новый день оно начнет (руки вниз широко).
Учитель: С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки. Улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте улыбкой гостей. Садитесь
2. Повторение пройденного материала.
Учитель. Сегодня нас к себе в гости пригласил Великий и могучий Волшебный лес. Но попасть в него совсем непросто, нужно выполнить одно задание. Задание не простое, а в форме теста, вы уже знаете, что в 11 классе ученики нашей школы сдают единый государственный экзамен, который проводится в виде тестов, поэтому готовится к нему нужно начинать уже в первом классе. Кто мне напомнит, как нужно работать с тестом.
Дети. Из нескольких вариантов надо выбрать один и отметить его галочкой, звездочкой или кружочком.
Учитель. Чтобы быстрее попасть в лес, работать будем парами. (отмечают).
Тест по изученным темам.
I. Животные часть, какой природы?
- мертвой
- живой
- неживой
II. Кого из этих животных можно назвать “домашним животным”?
- муха
- мышь
- свинья
- таракан
III. Отметь названия диких животных, которые обитают в твоей местности?
Павлин
Олень
Тигр
Дети веером показывают номер правильного ответа, у кого нет веера, воспользуйтесь кубом. На нем есть цифры 1, 2, 3.
3. Актуализация опорных знаний учащихся, проблемная ситуация.
Учитель. Ваши ответы стали ключом к воротам Волшебного леса (открывает доску, на доске три группы животных перемешанных между собой: птицы, насекомые и звери). Каждой улице Солнечного города от животных Волшебного леса пришло послание, в котором животные просят разделить их на три группы, чтобы они жили с себе подобными. Поможем им? (Да). Итак послание 31 для улицы Красной.
ПОСЛАНИЕ №1. Наше тело покрыто перьям, у нас одна пара ног, есть клюв и крылья. (ребята по очереди выходят и перемещают животных этой группы на левую часть доски). Проверим, всех животной этой группы мы выбрали?
ПОСЛАНИЕ №2. У нас шесть ног, некоторые из нас высоко прыгают, некоторые летают. Мы самая многочисленная группа животных. Многие из нас питаются растениями, но есть и хищники.
Проверка.
4. Введение нового материала.
Учитель. Хорошо, ребята, с этими группами мы разобрались. Как они называются? Их признаки более подробно мы рассмотрим на следующих уроках. А вот с этой группой будем работать сегодня. Итак, все ли эти животные имеют общие признаки животные.
Давайте вместе найдем сходства и признаки этой группы. Что у них у всех одинаково?
Число ног – 4, тело покрыто шерстью, например у дельфинов и китов нет длинной и густой шерсти, она им не нужна, потому что им неудобно будет жить в воде с такой шерстью, но короткие волоски у дельфина и кита есть, а лапы у них просто видоизменены и выражены плавниками.
Кормят детенышей – молоком.
Потомство появляется на свет по-разному, например утконос откладывает яйца, кенгуру донашивает детеныша в особой складке на животе – сумке. Но у большинства животных детеныши появляются живые.
А теперь давайте прочитаем послание этой группы. Совпадают ли наши признаками с тем, что написали эти животные.
ПОСЛАНИЕ №3. Мы покрыты шерстью, у нас две пары ног, своих детенышей мы кормим молоком. Но у некоторых из нас совсем нет ног, но свое потомство мы тоже кормим молоком.
Учитель. Давайте сделаем вывод. Какой из признаков характерен всем этим животным.
Дети. Они кормят детенышей молоком.
Учитель. Хорошо, а кто из вас сможет подобрать слова близкие по значению к слову корм.
Дети. Еда, пища, питание.
Учитель. Молодцы. А теперь давайте разгадаем ребус. Какое слово получается.
МОЛОКО+ПИТАНИЕ+ ЮЩИЕ
Дети. МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
Учитель. Хорошо это означает – животные, питающиеся молоком. Итак, тема сегодняшнего урока МЛЕКОПИТАЮЩИЕ.
Учитель. Ребята, а вы знаете, что в лесу всегда нужно быть на чеку, всегда надо быть внимательными. А почему, как вы думаете?
МИНУТКА ОБЖ.
! В лесу много опасностей. Ядовитые ягоды, змеи, клещи, несъедобные грибы. Дикие животные.
ИГРА НА ВНИМАНИЕ.
Тропинка – шагаем.
Кочка – присесть и голову накрыть руками.
Солнце в лесу - подпрыгнуть, руки вверх и расставить пальчики.
4. Работа с учебником.
Учитель. Ребята, а группа млекопитающих еще имеет одно название, но чтобы его узнать волшебный лес приготовил нам задание. Нужно отгадать загадки на странице 9 учебника окружающий мир №2.
Хорошо читающие дети читают в слух загадку (как хорошо уметь читать, не надо к маме приставать, а можно сесть и прочитать и самому про все узнать).
Учитель. Ребята как вы думаете, под какими номерами животные, которые подходят к группе млекопитающих. Закрасьте эти номера зеленым цветом. Давайте проверим, какие номера вы закрасили покажите веером (7, 4,,8,2,1,6). Теперь можно и разгадать кроссворд (на доске и в книге стр. 10)
Учитель. Ребята, а каких зверей вам приходилось наблюдать в природе? В зоопарке? В цирке? Ребята, а почему дикие животные при виде человека убегают?
Дети. Отвечают. Некоторые люди обижают животных, убивают, разоряют гнезда, издеваются.
Учитель. А можно ли так делать? Как вы думаете, животные, которые выросли в цирке, зоопарке, одним словом в неволе, смогут жить в дикой природе?
ОТВЕТЫ.
Учитель. А у нас как раз в классе проходит неделя экологии, и вы можете наблюдать фотографии, где и с кем наши ребята встречались из животных. Кстати завтра в нашем городе будет выступать цирк, и вы сможете понаблюдать за животными еще раз. Волшебный лес нас приглашает дальше и просит повеселить его, ребята, а какое животное самое смешное.
Дети. Обезьяны.
Учитель. Давайте повеселим наш волшебный лес и станем на несколько минут мартышками.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Мы веселые мартышки,
Мы играем громко слишком,
Мы в ладоши хлопаем
Хлоп-хлоп-хлоп,
Мы ногами топаем
Топ-топ-топ,
Крутим мы хвостами,
Киваем головами,
Уши разведем и побежим кругом!
А потом помашем
Друг другу языком!
Учитель. Спасибо, хорошо повеселились, Волшебный лес остался доволен. Он приготовил нам новое задание. Волшебный лес говорит, что каждый зверь, как и каждый, человек имеет свой характер. А иногда даже людей сравнивают с животными. Давайте вместе выполним задание №5 на стр. 11
5. ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ С КОММЕНТАРИЯМИ.
Учитель. О каком из этих животных сложено много сказок?
Дети. Лиса, медведь, заяц.
Учитель. А какие сказки вы сможете назвать?
Дети. Теремок, Колобок, лиса и Журавль,
Учитель. Кроме сказок, народ складывал поговорки, например вот такие:
- Лисица - старая льстица.
- Всякая лиса свой хвост хвалит.
- У лисоньки плутовки сорок три уловки.
- Как вы понимаете эти поговорки?
Дети. Что лиса хитрая, хвастливая.
Учитель. Писатели в сказках лису изображали хитрой, хотя на самом в деле она не очень хитра. А скорее любопытная и неосторожная, она чаще всех других зверей попадает в капкан. И если в траве или кустах заметит, что-то блестящее, то всегда подойдет и посмотрит. А вот волк очень хитер и ловок и не всегда будет любопытствовать. А лучше опасность обойдет стороной. Народ в сказках чаще всего изображает его глупым. Я надеюсь, у нас в классе таких хитрых лисичек, как в сказках нет.
А как животных называют в сказках? (заяц-косой, трусишка; лиса Патрикеевна; Волк - Серый; Медведь – Михаил Потапыч)
Запомните, пожалуйста, эти сравнения, в дальнейшем на уроках литературы мы будем часто обращаться к сравнению при изучении сказок, рассказов, стихов.
6. Краеведение.
Учитель. Тропинка волшебного леса ведет нас дальше, и я слышу уже следующий вопрос мудрого леса. Как вы думаете, ребята, все ли звери могут жить в одинаковых природных условиях? Почему? Например, может ли дельфин жить в лесу?
Дети. Нет.
Учитель Правильно каждый зверь живет там, где поселила его матушка природа: Слона – в Африке, Индии, в теплых краях.
- Кенгуру – в Австралии.
- А где живут Олени?
Дети. Олени живут в тундре и в лесу.
Учитель. Верно, олень обитает и в наших краях! Есть лесной олень (ПЕСНЯ “ЛЕСНОЙ ОЛЕНЬ” если есть время послушать можно). А вообще оленей около 36 видов.
Северный олень – это домашнее животное народов ханты, дикие олени сложены гораздо красивее и изящнее, чем домашние. Домашний северный олень для народов ханты, ненцы это все: и одежда, и еда, и даже средство передвижения. А как вы понимаете слова -одевает, кормит? А как называются сани у народа ханты? (нарты)
ОТВЕТЫ.
Поэтому народные поэты коренных народов севера такие, как Роман Ругин, Леонид Лапцуй прославляют оленя и многих других животных Ямала в своих стихах и рассказах.
ДЕТИ ЧИТАЮТ СТИХИ. Если дети выучат стихи, можно предложить почитать (смотреть по времени). Все эти животные относятся к группе МЛЕКОПИТАЮЩИХ.
ОЛЕНЬ.
Чтоб выжил человек в снегах и стуже,
Чтоб был здоров и счастлив каждый день,
Ему веками беззаветно служит
Неприхотливый северный олень.
Он мох под метровым снегом,
Любой мороз его не проберет.
Красив рогач в неутомимом беге -
Бескрайней тундры вечный вездеход.
Учитель. А я хочу Вам прочесть мансийскую народную сказку “Отчего у зайца длинные уши”. Сядьте по удобней, можете голову опустить на парту и внимательно послушайте сказку. (сборник народных пословиц сказок “Северные родники” стр. 40)
Закрепление пройденного материала.
Учитель. Пришла пора прощаться с волшебным лесом. Лес просит, чтобы ребята приготовили интересный материал о зверях. Никита Шипков напишет маленькое сочинение о лисе, у него хорошо получается фантазировать. Артем Решетнев расскажет о самом большом животном Слоне.
О хомячке подготовит рассказ Никита Гомер.
А о жителях Австралии - кенгуру подготовит беседу Ишмухаметов Герман. Все остальные по желанию могут выучить стихи о любом понравившемся животном. А вернемся мы в класс на быстром олени. Встаньте.
МОЖНО МУЗЫКУ “ЛЕСНОЙ ОЛЕНЬ” Физкультминутка.
(руки как рога, прыжки с высоко поднятыми коленями)
Сильный северный олень
Нас катает целый день!
(Переходим на ходьбу, руки опускаются, присаживаются за парты)
Но на нарту всем не сесть -
Значит, ты останься здесь.
Учитель. О какой группе животных мы сегодня говорили.
Дети. Млекопитающие - это те, которые вскармливают свое потомство молоком.
Учитель. Сейчас проверим, как вы усвоили материал, вам я на каждую улицу раздам кроссворды. Кроссворд называется “МОЛОКО” вам нужно вписать зверя из группы млекопитающих на каждую букву слова молоко. Работа по группам. Какой группе будет сложно выполнить задание, я вам дам подсказку.
1.
Пи, пи, пи - она сказала,
Сразу в норку убежала.
Что же это за малышка?
Это маленькая . . .
2.
Живу и в тундре и в лесу,
На голове ношу красу.
3.
Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?. .
4.
Чьи ужимки без труда
Повторяет детвора?
Кто живет среди лиан?
Стая диких. . .
5. Мохнатенький, усатенький, молоко пьет, песенки поет.
6.
Он герой одной из сказок
Как увидишь И и А -
Называйся ты ИА.
6. Итог урока.
Что нового узнали на уроке? Что означает слово “Млекопитающие”? Назовите три основных признака зверей? Спасибо за хорошую работу. Урок окончен.
7. Заключительное слово учителя.
Если из гнезда упала птица –
Мне не спится.
Если где-то умер зверь в берлоге –
Я в тревоге.
Если раздавлю зерно невольно –
Мне больно.
Если ствол рвануло бесшабашно –
Мне страшно.
Им бы жить да жить на белом свете –
Я в ответе.
(Сергей Островой)
Учитель: Любите природу, не обижайте животных, и тогда ваши дети буду радоваться богатству нашей планеты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Федорова Л. В. - Северные родники, - ИПОС СО РАН, 2001.
- Федорова Л. В. - Ямальский калейдоскоп, - ИПОС СО РАН, 2003.
- Поглазова О. Т. - Окружающий мир, часть 2, - Смоленск, 2005.
- Поглазова О. Т. - Методические рекомендации к учебнику-тетради, 1 класс, - Смоленск, 2005.