Подготовка к сочинению по наблюдениям с элементами описания на тему "Пришла, рассыпалась…"

Разделы: Начальная школа


Цель: систематизировать наблюдения о зиме.

Задачи:

1. Формировать умения в изложении мыслей по теме.

2. Развивать навыки в использовании литературного материала.

3. Привлечь внимание детей красоте зимних явлений и воспитывать чувство прекрасного и бережного отношения к природе.

Оборудование:

  • толковый словарь Е. Леоновича,
  • орфографические словари П. И. Грушникова,
  • репродукции картин художника Д. Я. Александрова “ Зимняя сказка”, “Московский дворик”, И. Э. Грабаря “Зимний пейзаж”,
  • музыкальный фрагмент из цикла “Времена года” П. И. Чайковского,
  • опорные слова,
  • памятки,
  • тетради-помощницы.

Ход урока

I. Организация класса

II. Мотивационная установка

Учитель. Каким бы вы хотели видеть наш урок? Дети. Интересным, познавательным, веселым, любознательным

Учитель. А от кого это зависит? Дети. От нас, от учителя, от всех вместе.

Учитель. Что для этого нужно?

Дети: Слушать внимательно друг друга и учителя, помогать, следить за речью, применять свои знания.

III. Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя.

Учитель: Какое время года нас всех приятно удивило и порадовало?

Дети: Зима

Учитель: Послушайте отрывок из стихотворения и подумайте, кто из поэтов так просто и в тоже время необычно сказал о зиме:

Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.

Дети: А. С. Пушкин.

Учитель: и что он использовал в стихотворении?

Дети: Образные выражения.

Учитель: Какие вы знаете образные выражения?

Дети: Эпитет, сравнение, олицетворение

Учитель: А в моем отрывке?

Дети: Называют образные выражения.

Учитель: какие вы подобрали отрывки о зиме? Есть ли в них образные выражения

На доске: эпитет, олицетворение, метафора.

1 ученик:

(С. Есенин отрывок)

Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка

(олицетворение)

2 ученик:

(А. Пушкин, отрывок)

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит

(эпитеты)

3 ученик:

(С. Дрожжин, отрывок)

Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня,
Слово пухом устилает
Все долины и поля…

(эпитет, олицетворение, сравнение)

Учитель. Возвращаясь к прочитанным отрывкам, что же еще вы заметили?

Дети. Ответы детей о зимней красоте.

Учитель. Вы много нашли образных выражений. Знаете их. Убедили. Так кого же собой олицетворяет зима? В образе кого вы бы ее представили?

Дети. В образе невесты, нежной королевы…

Учитель. А почему? Объясните.

Учитель. Наш урок и будет посвящен подготовке к сочинению о зиме на тему: “Пришла, рассыпалась. . ” и эти образные выражения украсят ваше сочинение.

Систематизация знаний.

а) Работа по репродукциям картин художников Д. Я. Александрова и И. Э. Грабаря

Рис. 1 Грабарь И. Э. Рис.

2. Д. Я. Александров

Рис. 3. Д. Я. Александров

Зимний пейзаж Зимняя сказка Московский дворик

Беседа.

Учитель. Получается, что лучше, чем поэты о зиме и никто сказать не может? Кто может без слов показать красоту природы?

Дети. Нет. Можно. Например художники с помощью красок.

Учитель: Предлагаю вашему вниманию репродукции картин двух художников Д. Я. Александрова и И. Э. Грабаря.

Вопрос: какая тема объединяет эти репродукции?

Дети. Зима

Вопрос. Где?

Дети. На одной картине в городе, на других – изображение природы красками зимой.

Учитель. Изображение природы – пейзаж.

Вопрос. А какими красками изобразили художники небо?

Дети: На первой репродукции – холодными. Небо в тучах. Оно пасмурное.

Учитель. А на второй репродукции? (“Зимняя сказка” - художник Д. Александров)

Дети. Более теплыми. А по цвету оно бирюзовое. Небо высокое.

Учитель. А на 3 репродукции? (“Зимний пейзаж” - художник И. Грабарь. )

Дети. Небо голубое. Немного облачное. Теплое.

Учитель. Так что же можно сказать о красках неба, сравнивая эти репродукции?

Дети. Оно разного цвета в зимнее время.

Учитель. А кто из вас наблюдал за небом?

б) Работа по наблюдениям учащихся.

Чтение наблюдений.

На доске появляется цепочка слов - небо - голубое, бирюзовое, ясное, холодное…

(2-3 ученика зачитывают наблюдения)

Учитель. А солнце? Какое оно бывает зимой? Ваши наблюдения?

На доске появляется цепочка слов – солнце – яркое, ослепительное, тусклое…

(2-3 человека зачитывают свои наблюдения)

Учитель. А что же самое главное в зимней красоте?

Дети. Снег.

Учитель. А как нам толкует это слово словарь?

Дети. Снег – это атмосферные осадки – белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда, а также сплошная масса этих осадков, покрывающая землю зимой.

Учитель. А какого он цвета?

Дети. Разного. Белого, серебристого, голубого, розового…

Учитель. А встречались ли вам стихи, в которых поэты тоже увидели снег не только белым?

Дети. У С. Есенина, А. Прокофьева.

С. Есенин “Береза” отрывок

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

А. Прокофьев

По дороге по прямой
Шла зима с морозами,
Шла зима к себе домой
Снег стелила розовый.

Учитель. А теперь хочется услышать ваши наблюдения.

Чтение 2-3 наблюдений.

На доске появляются слова: снег – белый, голубой, серебристый, розовый.

Учитель. А снежинки? Какие они? Кто наблюдал? Деревья? Птицы?

Дети. Мягкие, воздушные, нежные, причудливые….

На доске появляется цепочка слов: снежинки – хрупкие, ажурные, нежные, красивые.

Учитель. Зачитайте наблюдения.

(Чтение наблюдений о деревьях, птицах)

Учитель. А теперь, внимание. Какая же изученная часть речи обогащает наш язык, делает выразительным?

Дети. Имя прилагательное.

Учитель. Молодцы. Эти слова вам помогут в сочинении. Как их можно назвать?

Дети. Опорными.

Учитель. Есть предложение пополнить нашу лексическую кладовую словосочетаниями, которые могут быть использованы в сочинении и украсят ваш текст. А что нужно помнить при составлении словосочетаний?

Дети. Подлежащее и сказуемое не являются словосочетаниями.

в) Самостоятельная работа в группах.

Задания.

1 группа – словосочетания с использованием опорных слов

2 группа – словарные слова по теме “Зима”

3 группа – работа с толковым словарем Е. Леоновича по слову снег, подбор синонимов к слову метель

4 группа – используя личные наблюдения составить устно текст по теме урока “Пришла, рассыпалась…” (памятка прилагается), отметив необычное, самое интересное в зимней природе.

Предполагаемые словосочетания словарные слова.
падает хлопьями лисица
искрится на солнце медведь
кружились вихрем заяц
опускаются медленно вороны
белое покрывало воробьи
пушистый снег сороки
большие сугробы снегири
наряд невесты декабрь
снежное кружево январь
февраль

г) Слушание музыкального фрагмента из цикла “Времена года” П. И. Чайковского.

Учитель. Поэты пишут стихи, писатели прозу, художники рисуют картины, а кто передает зимнее настроение с помощью музыки?

Дети. Композиторы

Учитель. А каких композиторов вы знаете?

Дети. Глинка, Рахманинов, Чайковский.

Учитель. Предлагаю вам послушать музыкальный фрагмент из цикла “Времена года” П. И. Чайковского на тему зимы. А во время слушания можно пофантазировать и встретиться с ней. А вот где и как вы решите сами (в лесу, на улице, в парке…).

Слушание рассказов.

Подведение итогов. Обобщение. Выставление оценок.

Учитель. Пришло время подвести итоги. Вы фиксировали свои наблюдения о состоянии природы зимой, увидели ее необычные краски, слушали музыку, рассматривали репродукции картин, читали отрывки из стихов и нашли образные выражения, составляли словосочетания и вспоминали словарные слова.

А вызвала ли вся проделанная работа у вас творческий интерес, создала хорошее настроение и поможет написать сочинение? Если “ДА”, прикрепите снежинку на ёлочку, если вам нужна моя помощь – капельку.

Рефлексия урока. Вывод.

  1. На доске появляется снежная полянка с 4 елочками (от каждой группы со снежинками и капельками)
  2. На следующем уроке дети писали сочинение. Был составлен план из трех частей, памятка.
  3. Во время самостоятельной работы в группах дети выполняли задания в рабочих тетрадях, а наблюдения о зиме фиксировали в тетрадях-помощницах заранее, самостоятельно (половинка тетради русского языка).

Собранный материал использовали во время сочинения, что и соответствовало теме урока.