Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей социприродной среде является стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки обучающихся.
Изучение естественно-математических наук обогащает кругозор, развивает наблюдательность, мышление детей, прививает бережное отношение и любовь к природе, закладывает основы экологического воспитания.
Повышение экологической культуры обучающихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, ответственности за судьбу своего общего дома – планеты Земля – вот главное в этой работе. Важно донести до обучающихся мысль, принадлежащую Антуанессу де Сент-Экзюпери: “Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдётся сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробную плиту со скорбной надписью: “Каждый хотел лучшего только для себя!”.
Для решения названных задач, я пыталась строить обучение математике, стремясь реализовать систему экологических знаний на основе межпредметного подхода к урокам математики.
Межпредметный подход в экологическом образовании побуждает к поиску методов и форм обучения, требующих взаимодействия содержания различных учебных предметов.
Хорошие результаты в экологическом образовании и воспитании младших школьников на межпредметной основе были получены в процессе использования в практике обучения таких приёмов и методов, как текстовые задачи по математике, выявление связей и пищевых целей в природе, составление схем этих связей, беседы с элементами прогнозирования, решение проблемных задач и т.п.
Межпредметными могут быть задачи и задания, которые требуют подключения знаний из различных предметов, или те, которые составлены на материале одного предмета, но используются с определённой познавательной целью в преподавании другого предмета.
Например, на уроке математики при изучении темы “Решение задач” можно использовать задачи, содержащие экологическую информацию.
Задача 1.
1 га леса за 1 час поглощает углекислого газа столько, сколько выдыхает 200 человек. В г.Мариинске под лесом занято 349372 га. Сколько человек за каждый час выдыхает углекислого газа в г.Мариинске?
Задача 2.
Тяжёлые машины и автобусы за каждый километр пробега выделяют 23 грамма азота. Сколько газа выделяет автобус маршрута № 13, если он сделал 5 ходок? Расстояние от спиртзавода до Баима равно 15 км.
Задача 3.
Антибесский заказник образован в 1964 году для охраны речных бобров. Сколько лет заказнику?
Задача 4.
Барзасский заказник образован в 1972 г., а Усть-Сосновский заказник в 1964 году. На сколько лет Усть-Сосновский заказник образован раньше?
Задача 5.
В Усманском бору ботаники насчитали 900 видов трав, что на 767 больше, чем деревьев и кустарников. Сколько видов деревьев и кустарников насчитали в Усманском бору?
Задача 6.
На территории Кемеровской области протекает 32109 рек. Что будет, если из этих рек 122 реки будут эпизодически пересыхать? Сколько рек останется в нашей области?
Задача 7.
Каждый год на человека приходится 350 кг вредных веществ. Сколько килограммов вредных веществ приходится на 38000 жителей г.Мариинска?
Задача 8.
Сотни тысяч птиц прилетают в нашу область. Все знают, какую роль они играют в охране леса от вредных насекомых. Подсчитано, что одна пара поползней приносит птенцам за день около 300 гусениц; дятлы в 3 раза больше, чем поползни, а скворцы в 5 раз больше поползней. На сколько больше гусениц приносят своим птенцам скворцы, чем дятлы? Что будет с лесом, если погибнет большая часть птиц?
При изучении и повторении нумерации и арифметических действий над натуральными числами можно использовать следующие задачи:
Задача 1.
Жизненная ёмкость лёгких пловца 4900 см2, занимающегося греблей – 5450 см2, контрольного служащего – 3550 см2. Сравни эти характеристики.
Задача 2.
Частота дыхания у человека в минуту равна 17, у лошади – 20, у кролика – 24. кто из них чаще дышит и на сколько?
Задача 3.
Количество детёнышей в приплоде у медведя на 2 меньше, чем у белки, а у белки на 4 меньше, чем у кролика. На сколько детёнышей меньше в приплоде у медведя, чем в приплоде кролика? На какой вопрос задачи можно ответить, не изменив условие задачи?
Следующие задачи могут быть рассмотрены при изучении соответствующих величин.
Задача 1.
За сутки в среднем у собаки выделяется 200 см3 желчи, у овцы – 100 см3, у коровы – 4 л, у лошади – 5 л.
Задача 2.
За сутки в среднем кожа человека выделяет 800 г воды, почки – 1600 г, лёгкие – 400 г. Какие вопросы нужно поставить, чтобы решением задачи были следующие выражения:
а) 800+1600+400
б) 1600-400
в) 1600:400
г) 1600:800
д) 1600-(800-400)
Задача 3.
Черепаха делает 20 дыханий в минуту, собака – 300, голубь – 60. На какие вопросы можно ответить, выполнив только действие деления? А какие – сделав вычитание?
Задача 4.
Подумай, в каком веке могла родиться встреченная тобой черепаха, если продолжительность её жизни – 150 лет?
Задача 5.
Журавль живёт на 10 лет меньше филина, а филин – на 10 лет дольше скворца. На сколько лет продолжительность жизни журавля больше, чем скворца? Сделай схему для решения задачи.
Задача 6.
Продолжительность жизни бурого медведя 50 лет, белого медведя – 30 лет, а дикого кабана – 20 лет. Как, одним словом, назвать продолжительность жизни всех трёх вместе?
Задача 7.
Самое большое озеро в нашей области – Большой Берчикуль. Его длина 8 км, а ширина – 4 км. Найдите его площадь.
Задача 8.
Длина реки Иня – 660 км, а длина реки Кия – 548 км. На сколько километров река Кия короче реки Иня?
Задача 9.
Самая высокая вершина Кузнецкого Алатау - гора Верхний Зуб. Её высота – 2178 м, а самая высокая вершина Горной Шории – гора Мустанг – 1560 м. На сколько метров гора Верхний Зуб выше горы Мустанг?
Задача 10.
Самая крупная птица нашей области – глухарь. Его масса – 3500 г, а самая маленькая – желтоголовый королёк – масса 5 г. Во сколько раз масса королька меньше массы глухаря?
Задачи 5,7,8,9,10 могут быть использованы при изучении задач на разностное сравнение. Также при изучении умножения в соответствующем концентре можно использовать следующие задачи:
Задача 1.
Две пустельги за день изловили для птенцов 9 сусликов, 5 полевых мышей, 2 полёвки, 1 мышовку. Сколько грызунов съедят эти птички за неделю?
Задача 2.
Кукушка за 60 минут съедает 100 гусениц. Сколько гусениц она съест за неделю, если будет питаться 6 часов в день?
Задача 3.
Самые трудолюбивые санитары леса – муравьи. В среднем, муравьи за минуту приносят в муравейник 2 десятка насекомых. Сколько насекомых принесут муравьи за 1 час?
Задача 4.
Дятел за день съедает 753 паука-короеда. Сколько пауков-короедов он съест за неделю?
Задача 5.
Жужелица уничтожает в день до 30 насекомых-вредителей. Сколько насекомых-вредителей она сможет уничтожить за 2 дня? За 5 дней?
Задача 6.
Высота кавказской пихты 60 метров. Она в 2 раза выше сибирской пихты. Какова высота сибирской пихты?
Следующие задачи носят познавательно-экологический характер, развивают вычислительные навыки.
Задача 1.
В 1984 г в нашей стране было 143 заповедника. За последние 10 лет создано ещё 50 новых заповедников. Сколько заповедников стало в нашей стране?
Задача 2.
Из 250 000 видов растений Земли 1/10 часть находится на грани исчезновения. Сколько видов растений на Земле на грани исчезновения?
Задача 3.
Липа живёт 200 лет, а дуб – 600 лет. Во сколько раз меньше живёт липа, чем дуб? На сколько лет дуб живёт дольше липы?
Задача 4.
Для естественного восстановления слоя почвы толщиной в 1 см требуется примерно 100 лет. Из-за роста оврагов с поля смыло в половодье 10 см почвы. Сколько лет потребуется для восстановления этого слоя?
Задача 5.
Баобаб растёт 4000 лет, а лиственница – 400 лет. Во сколько раз баобаб живёт дольше?
Задача 6.
Сосна может прожить 600 лет, а рябина на 80 лет меньше. Сколько лет может жить рябина?
Задача 7.
Берёза прожила уже 50 лет, что составило 1/5 часть продолжительности её жизни. Сколько лет может прожить берёза?
Задача 8.
Осина поглощает за день 66 литров воды, а берёза – 60 литров. На сколько литров воды береза поглощает меньше?
Задача 9.
Школьники пошли гулять на поляну. Ученики 1 класса сорвали 45 цветков, а ученики 2 класса – 46 цветков. Сколько бабочек останется без обеда, если одна бабочка в среднем, чтобы быть сытой, должна попробовать нектар 7 цветков?
Задача 10.
В квартире протекает водопроводный кран. За 3 часа набегает 12 полных стаканов воды. Сколько воды вытекает из неисправного крана за 8 часов?
Такие задачи получили широкое применение в обучении школьников математике. Их использование способствует формированию не только вычислительных навыков, но и экологических знаний об объектах природы, их свойствах, многообразии, экономической пользе и т.д.
С целью повышения активности и интереса детей к решению арифметических примеров с различными действиями можно использовать задания экологического содержания.
Например,
Определите, какое из деревьев, растущих на наших улицах, является лучшим “пылесосом”
Берёза – 28
Сосна –17
Тополь – 23
Чтобы ответить на вопрос, нужно решить пример: 15 . 8 –(48+49)
Ответ примера вам укажет на название дерева
После решения примера следует выяснить, почему тополь является лучшим “пылесосом”, какую пользу приносит он, очищая воздух от пыли и ядовитых газов на улицах городов и сёл. Или другое задание:
Какая птица выводит птенцов зимой?
Дятел – 7
Клёст – 8
Аист – 6
Для того чтобы ответить на вопрос, решите цепочку примеров
Выполнив решение, школьники определяют, что такой птицей является клёст. Затем дети вспоминают материал по окружающему миру: почему именно зимой у всех птиц появляются птенцы, чем они питаются. В результате беседы на уроке математики приходят к выводу о том, что в природе существует тесная взаимосвязь между сезонными изменениями в неживой природе в жизни растений и животных, взаимосвязь между характером питания и жизнедеятельности птиц.
Или такое задание:
Можно ли стирать бельё без порошка и мыла?
а) можно – 300
б) нельзя - 400
в) можно, но не нужно – 12
Для того чтобы ответить на вопрос, решите примеры
5 . 60 = 3000 : 10 = 3 . 100 = 15 . 20 = 30000 : 100 =
Выполнив решение, дети определяют, что оказывается можно. Я рассказала детям, что изобретена стиральная машина, стирающая без моющих средств, только водой. Для этого из машины откачивается воздух, и сам по себе образуется пенистый водоворот. Полторы – две минуты – и бельё чистое. В результате беседы дети приходят к выводу, что очень много щёлочи при такой стирке не попадает в речки, реки, моря.
Другое задание: Определите, какой город России “мусорными делами” прославился.
Чебоксары – 2085
Москва – 2185
Казань – 2065
Чтобы ответить на вопрос, решите пример: 32 . 96 – (4040 - 3053)
Ответ примера вам укажет на название города.
Решив пример, дети выясняют, что это город Чебоксары. А вот какими “мусорными делами” прославился и почему, они выясняют самостоятельно дома. Или:
Чем мыши полезны для клевера?
Не питаются им – 18
Своими норками – 13
Распространением семян – 14
Для того чтобы ответить на вопрос, решите цепочку примеров:
Решив примеры, дети узнают, что мыши полезны для клевера норками. Делают вывод, составляют биоценотическую цепочку “мыши – шмели – клевер”.
Приведённые примеры показывают, как на математике можно расширить, углубить, уточнить знания обучающихся, полученные на уроках окружающего мира. Дети получают дополнительные сведения о состоянии природы, о заповедниках, о значении растений и животных в природе и жизни человека.