Цели урока:
- Познакомить детей с произведением Пришвина “Выскочка”.
- Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в произведении.
- Учить анализировать поступки и характеры героев, определять главную мысль прочитанного.
- Воспитывать любовь к животным, природе, малой родине.
Оборудование: портрет писателя, фотографии М.М. Пришвина, рассказы М. Пришвина, рисунки детей.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Изучая тему “Природа и мы”, ребята собирали фотографии красивых мест нашего Санчурского района, нарисовали рисунки, написали сочинения и оформили в классе уголок “Моя малая родина”.
2. Постановка цели урока. Актуализация знаний.
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством замечательного писателя М.М. Пришвина. С его рассказами мы уже встречались во 2 и 3 классах. О чём писал свои рассказы автор?
Почему за М. Пришвиным прочно закрепилось определение “певца природы” - мы попробуем ответить в конце урока.
3. Подготовительная работа по восприятию произведения.
Учитель: А сейчас я предоставлю слово нашим ребятам, которые подготовили небольшое сообщение о М. Пришвине из книг, которые вы видите на выставке.
1 ученик: Есть писатели, чьи книги становятся друзьями с ранних лет. К ним относится М.М. Пришвин.
Он получил хорошее образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать М. Пришвин начал в 30 лет. К этому времени у него было накоплено много разных впечатлений.
2 ученик: Наблюдать, понимать, любить природу Миша учился с ранних лет.
“... Миша забрался в глубину сада, бросился в густую, сочную траву, с наслаждением вдыхает аромат цветов и трав.
Миша обернулся. В траве, у самого уха, гудит и сердится полосатый шмель. Крошечная букашка с трудом взбирается по стебельку; стебелёк качается, будто хочет схватиться за соседнюю травинку. Букашка остановилась, осторожно повела усиком, вдруг расправила крылья и улетела по каким – то своим неотложным делам”.
3 ученик: Пришвин был влюблён в свою Родину. В её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Все его произведения проникнуты большой любовью к природе. Вместе с ним мы радуемся звону весенней капели, шелесту тающего льда, первому зову кукушки, доброму стуку о кору дерева лесного доктора – дятла.
4 ученик: Михаил Михайлович был уже очень старым человеком, а всё равно мог уйти далеко в лес и бродить там с утра до вечера с корзинкой для грибов, то с ружьём и охотничьей собакой и уж непременно со своей записной книжкой.
Когда читаешь рассказы Пришвина, тебе кажется, что писатель взял тебя за руку и повёл за собой. Ты увидишь, словно своими глазами, всё, о чём в них написано, научишься ещё лучше любить и понимать природу. Она станет и твоим другом. А когда у человека есть настоящий друг, он становится умнее и добрее.
Учитель: Посмотрите на фотографии М. Пришвина. Рядом с ним его четвероногие друзья – собаки.
- О какой черте характера говорят нам эти снимки?
- Может быть, после урока, на них вы узнаете Вьюшку, о которой мы прочитаем в рассказе “Выскочка”.
4. Изучение нового материала.
- Первичное чтение хорошо читающими учениками.
- Беседа после чтения.
- О чем этот рассказ?
- С какой целью автор рассказал нам об этом случае?
- Какую картину вы представили наиболее ярко, слушая рассказ?
- Какой это рассказ? (Описание, повествование, рассуждение)
- Словарная работа.
Работа со словарями В.И Даля и С.И Ожегова.
- Всё ли было понятно?
Бдительность – постоянное настороженное внимание. (Словарь С.И.Ожегова)
Улучила – нашла подходящее время. (Словарь С.И.Ожегова)
Поскакала дуром – не попорядку, как попало, не думая. (Словарь В.И. Даля)
С заскоком и с пыльцой в голове – не умная, глуповатая.
- Анализ рассказа.
- Найдите и прочитайте, как у собаки появилась такая кличка?
- Пришвин в этом рассказе использует литературный приём описание.
Прочитайте, как автор описывает Вьюшку?
- Какой знакомый литературный приём вы увидели в описании?
(Сравнение “...ушки, как рожки, хвостик колечком (творительный падеж), зубки беленькие, как чеснок”.)
- Расскажите, что произошло с Вьюшкой?
- Прочитайте, как она проявила себя с сорокой?
- Как автор относится к Вьюшке? (С любовью, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы.)
- Что вы узнали о Выскочке?
- А как к ней относится Пришвин? (С любовью, используя народную мудрость.)
- Прочитайте следующий абзац. Здесь есть противопоставление – шесть сорок и одна. Подчеркните слова “повели правильное наступление”. Это метафора – скрытое сравнение (шесть сорок, наступающих на Вьюшку, сравнивает автор с противником.) Метафора используется для создания ярких образов.
- На что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке?
- Какой момент в рассказе самый напряжённый? Почему вы так считаете?
Прочитайте.
5. Закрепление нового материала.
- Работа над иллюстрацией.
- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.
- Найдите в тексте отрывок и прочитайте, какой же эпизод рассказа изобразил художник?
- Прочитайте описание сороки после этого случая.
- Работа с пословицами.
- Почему эта история, которую рассказал Пришвин, закончилась именно так?
- Можно ли сравнить поведение птицы с поведением человека?
- Какие из пословиц подходят к прочитанному рассказу?
Поспешишь – людей насмешишь.
Дружный табун и волков не боится.
Что одному с трудом даётся, то коллективом легко берётся.
Один и камень не поднимет, а миром и гору перенесём.
И лес шумит дружней, когда деревьев много.
Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
Одна пчела не много мёду натаскает.
- Работа над планом с помощью иллюстраций.
- Прочитай план к рассказу. Можно ли по этому плану пересказать текст?
Почему?
- Рассмотрите иллюстрации на доске и соотнесите их с пунктами плана.
План.
Выскочка осталась без хвоста.
Украденная косточка.
Вьюшка получила подарок.
Выскочка.
Хитрость Вьюшки.
- Творческий пересказ.
- Давайте попробуем пересказать этот рассказ от лица Вьюшки.
- Какие слова мы будем использовать вместо слов собака, Вьюшка? (Я.)
6. Итог урока.
- Название “Выскочка” отражает тему или главную мысль рассказа?
- Чему учит нас этот рассказ?
- Почему М.М.Пришвина называют певцом природы?
Вывод. За всем, о чём мы сейчас говорили, стоит автор, с его доброй улыбкой и внимательным взглядом на всё живое, что рядом с нами. Учит и нас так же глядеть на природу, а с любви к природе начинается любовь к Родине, к своему Отечеству и Пришвин учит нас быть патриотами своей Родины.
Хором читаются слова М. Пришвина, написанные на доске:
Рыбе – вода,
Птице – воздух,
Зверю – лес, степь, горы.
А человеку нужна Родина.
И охранять природу –
Значит – охранять Родину.
7. Домашнее задание.
Обычную сороку Пришвин описал в рассказе так, что она кажется необыкновенной.
Попробуйте и вы описать любое животное, любой эпизод из его жизни так же
Умно – умно, хитро – хитро, просто – просто, как М.Пришвин.