Цели урока:
- повторение содержания понятия “процент”;
- повторение основных методов решения задач на проценты;
- демонстрация связи математики с реальной действительностью.
Оборудование: сигнальные карточки, плакаты с дорожными знаками, видеофильм по правилам дорожного движения.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель:
На уроке мы повторим определение процента, решим задачи, среди которых будут задачи на нахождение процентов, а также повторим правила дорожного движения.
II. Устный опрос
Работа с сигнальными карточками. (Карточки с одной стороны – красного цвета, с другой – зеленого цвета. При положительном ответе учащиеся поднимают карточки зеленой стороной к учителю, при отрицательном – красной.)
Учитель:
- Процент – это сотая часть числа;
- 8% - это 0,08;
- 0,269 – 269%;
- 50% числа – это его половина;
- Число 10 составляет 20% от 20;
- 25% класса – это четверть учеников класса.
Учитель: Ребята, а что вам напоминают наши сигнальные карточки?
Дети: Сигнальные карточки напоминают нам светофор.
Учитель:
Каждому из нас ежедневно приходится переходить улицу или дорогу, пользоваться услугами общественного транспорта. Все это делает нас участниками дорожного движения. И любое, даже незначительное нарушение, допущенное нами, может привести к дорожно-транспортному происшествию. Ежедневно в ДТП в нашей стране погибает 8 детей, ваших сверстников. Чтобы этого не произошло, надо обязательно выполнять правила дорожного движения.
Дети:
На светофоре красный свет:
Опасен путь – дороги нет.
Если желтый свет горит,
Он: “Готовься!” - говорит.
Зеленый вспыхнул впереди,
Свободен путь – переходи!Пешеход, пешеход!
Помни ты про переход!
Подземный, надземный,
Похожий на зебру,
Знай, что только переход
От машин тебя спасет!В белом треугольнике
С окаемкой красной
Человечкам – школьникам
Очень безопасно.
Этот знак дорожный
Знают все на свете:
Будьте осторожны!
На дороге – дети!!!У кого велосипед,
Говорят: “Проблемы нет.
Сел, педалями крути,
Где захочешь, так кати!”
Все не просто, все не так –
Езди там, где этот знак.
Знак окрашен в синий цвет,
А в кругу – велосипед.
Учитель:
Это лишь некоторые из правил дорожного движения.
Автомобильный транспорт занимает ведущее место в транспортной сети страны.
По количеству перевезенных грузов и пассажиров уже сейчас автомобильный транспорт оставил далеко позади даже такой массовый вид транспорта, как железнодорожный.
Автомобильным транспортом перевозится 95% всех товаров народного потребления, поступающих в сеть торговли и общественного питания, а также перевозится 2/3 грузов народного хозяйства.
Большой поток автомобилей на улицах и дорогах имеет и отрицательные последствия: автомобили, двигаясь, выбрасывают в воздух отработавшие газы, создают шум, что вредно влияет на окружающую среду и здоровье человека. Поэтому идет работа над снижением шума от автомобилей и токсичности отработавших газов.
Проверим домашнее задание.
Задача 1.
Автомобиль за год в среднем пробегает 10 000 км и на каждые 1000 км пути двигатель выбрасывает в атмосферу около 600 кг вредных веществ, которые поглощаются растениями только на 70%. Сколько вредных веществ остается в атмосфере при эксплуатации одного автомобиля в течение года?
Решение.
- 10000:1000=10 (раз) – выбрасывает двигатель автомобиля по 600 кг вредных веществ.
- 600*10=6000 (кг) – вредных веществ выбрасывается в атмосферу одним автомобилем.
- 100 – 70 = 30 (%) – вредных веществ остается в атмосфере.
- 6000:100*30=1800 (кг) – вредных веществ оставляет в атмосфере один автомобиль.
Ответ. 1800 кг вредных веществ.
Задачи для решения в классе
Задача 2.
Ширина проезжей части дороги 15 м. Зеленый сигнал светофора горит 20 с. С какой наименьшей скоростью может двигаться пешеход с момента загорания светофора, чтобы благополучно перейти дорогу?
Решение.
1) 15:20 = 0,75 (м/с)-наименьшая скорость пешехода
0,75 м/с = 75 см/с
Ответ. 75 см/с
Задача 3.
Мотоциклист едет со скоростью 95 км/ч, а скорость велосипедиста на 76 км/ч меньше. Во сколько раз скорость мотоциклиста больше скорости велосипедиста? Кому из них легче остановиться?
Решение.
1) 95 – 76 = 19 (км/ч) – скорость велосипедиста
2) 95:19 = 5 (раз) – скорость мотоциклиста больше скорости велосипедиста.
Ответ. В 5 раз.
Легче остановиться велосипедисту, так как при меньшей скорости короче тормозной путь.
Путь торможения – это путь, пройденный автомобилем от начала торможения до его полной остановки.
Задача 4.
Путь торможения по сухому асфальту и шоссе при скорости движения автомобиля 40 км/ч составляет примерно 0,026% его скорости. На расстоянии 14 м от движущегося автомобиля шофер заметил опасность и нажал на тормоз. Можно ли избежать опасности в этом случае?
Решение.
1) 40*0,0026 = 0,0104 (км) – путь торможения автомобиля.
0,0104 км = 10,4 м
2) 14 – 10,4 = 3,6 (м) – на таком расстоянии от опасности автомобиль остановится.
Ответ. Можно избежать опасности.
III. Вывод урока
- Правила дорожного движения требуют от пешеходов пересекать проезжую часть только по пешеходным переходам.
- На проезжей части пешеходы не должны задерживаться или останавливаться без необходимости.
- Очень опасно перебегать дорогу перед близко идущим транспортом. Иногда вам может показаться, что машины далеко и вы успеете перебежать проезжую часть. Увы, не всегда это удается и порой заканчивается трагически. В зоне повышенной опасности, какой является дорога, нельзя надеяться на авось!!!
Урок можно завершить показом видеофильма по правилам дорожного движения.
Литература
- Топоров И. К. Основы безопасности жизнедеятельности. М, Просвещение, 1996.
- Грицаенко Н. П., Ну-ка, реши! М., Просвещение, 1998.
- Абаляев Р. С. Сборник задач по арифметике с практическим содержанием. М., Учпедгиз, 1960.
- Лебединцева Е. А., Беленкова Е. Ю. Математика. 5 кл. Задания для обучения и развития учащихся. М., Интеллект-Центр, 2003.
- Стромова З. С. Пожарская О.В. Математика. 5 кл. Поурочные планы. Волгоград, Учитель, 2003.