Нетрадиционные формы проведения урока

Разделы: Начальная школа


Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения.

Нетрадиционный урок – импровизированное учебное занятие со свободной структурой. По своему назначению он может быть и уроком изучения нового, и уроком повторения, и обобщающим, и уроком комбинированного типа. Такие уроки появились как своего рода “ответ” учителей на ситуацию снижения интереса учащихся к занятиям. Это прогресс учительской мысли. На этих уроках учащиеся развиваются в личностно – ориентированном образовании. Оно помогает ребёнку стать культурной личностью, поддерживая всё то хорошее, что заложено в него от природы. Учитель пользуется предлагаемыми материалами, создавая условия для проявления деятельности личностных структур сознания: критичности, мотивирования, рефлексии и т. д. Нетрадиционные уроки в моей работе занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения. При разработке уроков я преследую определённые цели реализую их в конкретных формах.

Например:

– развитие осмысленного отношения к знаниям: урок-защита знаний, урок - защита идей, урок-встреча.

– становление творческих способностей учащихся: урок-сказка, урок-бенефис, урок-творчество.

– расширение кругозора: урок -экскурсия, урок -путешествие.

– развитие нестандартных умений учебной работы: парный опрос, работа в группах, экспресс- опрос.

– стимулирование познавательного интереса: урок-КВН, урок “Что? Где? Когда?”, урок-викторина.

При проведении отрытых уроков нетрадиционная форма является всегда выигрышной, так как в ней представлены не только игровые моменты, но и оригинальная подача материала. Занятость учащихся через различные формы коллективной и групповой работы. Групповые формы работы позволяют создать более широкие контакты между школьниками.

Актуальность такой работы, по моему мнению, выражается в создании условий для самореализации личности учащегося, повышение статуса ученика, значимости его личных вкладов в решении общих задач. Использование на уроках нетрадиционных форм работы приносит свои результаты:

- у учащихся возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность.

- меняется характер взаимоотношения между учащимися.

- растёт самокритичность.

- формируются навыки учебного делового общения.

В младшем школьном возрасте дети наиболее открыты, и не только для новых знаний, но и для личных контактов. А дальше – всё зависит от учителя, от того, как он будет понимать свою цель. Для меня важно, что бы мои уроки запомнились детям, поэтому я пытаюсь использовать в своей работе нетрадиционные формы и методы обучения, которые помогают мне создать урок более увлекательным.

Использование рассматриваемой мною новации определяет главное в нетрадиционном уроке.

- отказ от шаблона, от рутины в проведении.

- максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность. Различные формы групповой работы.

- не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.

- развитие функции общения.

- скрытая дифференциация учащегося по учебным возможностям, способностям и склонностям.

Опыт организации коллективной и групповой работы на уроке.

Русский язык, 4 класс.

Тема: “Склонение имён прилагательных во множественном числе”

Цели:

  • Познакомить учащихся с особенностями склонения имён прилагательных во множественном числе,
  • Формировать умения склонять и правильно писать окончания имён прилагательных множественного числа,
  • Развивать находчивость, сообразительность,
  • Воспитывать чувство взаимопомощи, трудолюбия,
  • Развивать интерес к предмету.

Оборудование: Тестовые задания, карточки с заданием разных уровней, таблица “ Склонение имён прилагательных во множественном числе”

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь.

2. Сообщение темы и целей урока.

У. Прочитайте слова в левой части примеров.

1. М…сква, Лондон - …….?

2. к…рова, с…бака - ………?

К каждой паре слов подберите общее понятие.

Д. 1 – столичные города

2 – домашние животные

У. Найдите общее в сформулированных вами понятиях и скажите, о склонении какой части речи мы сегодня будем говорить на уроке? Назовите тему урока.

Д. В каждом понятии есть имя прилагательное во множественном числе. Значит, тема урока “ Склонения имён прилагательных во множественном числе”.

У. Объясните написание слов. Какое слово лишнее по признаку непроверяемой безударной гласной?

Д. Лондон . Подготовленный ученик читает сообщение о Лондоне.

3. Минутка чистописания.

У. На минутке чистописания мы напишем буквы, которые являются в нашем примере окончанием прилагательных во множественном числе. Какие это буквы?

Д. Это буквы: ые, ие.

У. Определите порядок написания букв в данной цепочке.

ыеиеие иеыеые

У. Напишите эту цепочку букв в указанной последовательности до конца строки.

Дети работают в тетради своего партнёра.

4. Повторение изученного материала.

Работа в группах.

Тест: “ Имя прилагательное”

1. Укажи прилагательное.

а) сосед
б) соседний
в) соседствовать

2. Укажи прилагательное во множественном числе.

а) берёзовый
б) солнечная
в) домашние

3. С какой частью речи всегда связано прилагательное?

а) с глаголом
б) с существительным
в) с прилагательным

4. Укажи прилагательные, в окончаниях которых пишется буква “О”

а) тепл…е (одеяло)
б) умн…я (собака)
в) сер…е (облако)

КЛЮЧ: 1- б), 2- в), 3 - б), 4 - а).

Дети в парах оценивают работу.

Индивидуальная работа.

Первый уровень

Определите падеж прилагательных: между майскими ночами, в сосновых лесах, без главных гостей, из – за детских игр, между дорожными знаками, к полным вёдрам, о старых друзьях.

КЛЮЧ: 1 – Т.п., 2 – П.п., 3 – Р.п., 4 – Р.п., 5 – Т.п., 6 – Д.п., 7 – П.п. (Дети оценивают себя).

Второй уровень.

Запишите словосочетания в винительном и творительном падежах.

Чёрная собака, новая чашка, старая яблоня, летняя жара, лёгкая работа, сложная задача.

У доски.

Сильный ученик вставляет окончания прилагательных и указывает падеж.

Для близк… родственников, о близк… друзьях, по просёлочн… дорогам., над колхозн… полями.

КЛЮЧ: их, Р.п.; их, П.п.; ым, Д.п.; ыми, Т.п.

Фронтальная работа

Проверяется домашнее задание (дети работают в четвёрках)

5. Изучение нового материала.

Падеж, вопрос Прилагательные Существительные
И. какие? Стройные, маленькие сосны, кусты, деревья
Р. каких? Стройных, маленьких сосен, кустов, деревьев
Д. каким? Стройным, маленьким соснам, кустам, деревьям
В. какие? Стройные, маленькие сосны, кусты, деревья
Т. какими? Стройными, маленькими соснами, кустами, деревьями
П. о каких? о стройных, о маленьких соснах, кустах, деревьях

У. Что объединяет данные словосочетания?

Д. Они стоят во множественном числе

У. Вслух просклоняйте прилагательные во множественном числе стройные, маленькие вместе с существительными сосны, кусты, деревья. Выделите в прилагательных окончания

У. Сделайте вывод, как изменятся имена прилагательные во множественном числе?

Менялись ли окончания прилагательных во множественном числе в одном и том же падеже при замене существительного одного рода на существительное другого рода? Изменяются ли прилагательные во множественном числе по родам? Как определить падеж прилагательного во множественном числе?

Разбор таблицы можно провести на разных уровнях заданий.

Первый уровень.

Рассмотрите таблицу и сделайте вывод

Второй уровень.

Карточки даются каждому ученику, или проводится работа в парах постоянного состава по вопросам.

- Почему в одних окончаниях пишем гласную и, а в других ы?

Учитель выслушивает ответы детей и просит записать в тетрадь таблицу

И.п., В.п

какие?

- ые (-ие)

Р.п., П.п.

каких?

-ые(-их)

Д.п.

какими?

-ым(-им)

Т.п.

какими?

-ыми(-ими)

6. Физкультминутка.

Поднимите плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко.
А теперь
Травушку покушайте,
Тишину послушайте.

7. Закрепление изученного материала.

1. Работа по учебнику

2. Тренировочные упражнения.

Работа в парах.

Замени устойчивое выражение близким по значению словом, определи падеж.

Шито… нитками, делать… глаза, ворона в … перьях, как баран на … ворота, избушка на .. ножках.

8. Обобщение изученного материала.

У. Как изменяется прилагательное во множественном числе?

Изменяются ли по родам прилагательные во множественном числе?

Как узнать падеж прилагательного во множественном числе?

9. Объяснение домашнего задания.

10. Итог урока.

Отгадайте шараду.

- Корень мой находится в цене
В очерке найди приставку
Суффикс мой в тетрадке все встречали
Вся же – в дневнике я и в журнале (оценка)

Учитель оценивает работу детей.

11. Рефлексия.

Кому было легко на уроке, всё понятно, кто справился со всеми заданиями, нарисуйте улыбку человечку.

Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, нарисуйте ту улыбку, которая соответствовала вашему настроению.

Поставьте учителю оценку за сегодняшний урок.

Какие знания, приобретённые на этом уроке, могут вам пригодиться в дальнейшем.

Резюме. Нетрадиционные уроки нравятся ученикам, но чрезмерное увлечение этой формой обучения без должного дидактического обоснования пользы не принесёт. Вот некоторые рекомендации, которые могут быть использованы как основа “настройки” учителя на педагогическую работу.

БИБЛИОГРАФИЧЕКСКИЙ СПИСОК

  1. Е. Е. Гугучкина. Нестандартные уроки в начальной школе. – Издательство “Учитель” 2000 г.
  2. С.В. Кульневич. Нетрадиционные уроки в начальной школе. – Издательство “Учитель” - 2часть, 2002 г.
  3. В.А. Шукейло. Русский язык в начальных классах. – СМИС Пресс, 1998 г.