Проблемы формирования и развития навыка чтения младших школьников и некоторые пути их решения

Разделы: Начальная школа


В последнее время все чаще встает вопрос о необходимости формирования думающей, творческой, созидающей личности, умеющей преобразовывать окружающую действительность, просчитывать шаги своей деятельности, умеющей корректировать свое поведение в изменяющейся ситуации, адаптироваться в постоянно меняющемся мире. А вся деятельность человека должна быть позитивной, творческой, оригинальной.

С первого дня работы в школе я поставила перед собой цель: развивать у учеников самостоятельность как одно из основных качеств личности; формировать умение ставить перед собой учебные задачи, находить способы их решения, проводить анализ своей деятельности, оценивать и корректировать свою работу.

Предлагаю материал по формированию и развитию навыка чтения у младших школьников на основе развития самостоятельности учащихся и выделения особого этапа урока, который я называю “Разминка”.

Учить читать – что это значит? Просто это и легко? Или трудно и сложно? На протяжении многих веков предлагались различные технологии, авторские методики, варианты разнообразных подходов к решению этой проблемы. Но проблема формирования и развития навыка чтения остается и на современном этапе развития общества актуальной.

Почему же эта проблема актуальна в современном мире? Да потому, что XXI век – век информационных технологий. Поток информации так огромен, что приводит к информационным взрывам и информационным кризисам, т. е. когда объем всей информации превосходит ограниченные возможности человека.

Современный специалист, любого предприятия, любой организации должен уметь работать с потоками информации. Текстовый поток является традиционным среди информационных потоков.

Начальная школа, чаще всего, является первым и главным пунктом, благодаря которому происходит знакомство с текстами; формирование и дальнейшее развитие навыка чтения.

Для формирования познавательной мотивации, развития выразительности речи, фантазии, творческих способностей, самостоятельности у учащихся, провожу на уроках литературного чтения “Разминку”. “Разминка”- этап урока - состоит из самостоятельных частей: постановка дыхания, работа над дикцией, развитие оперативной памяти, мышления, скорости чтения и креативности. Некоторые упражнения “Разминки” проводятся систематически из урока в урок, так как только при такой организации работы достигается максимальный эффект. Другие упражнения проводятся по желанию учащихся или при решении каких-либо задач урока.

Разминка

1. Дыхание (Проводятся упражнения на дыхание)

В книге М. Р. Львова “Школа творческого мышления” в памятке “Что нужно уметь, чтобы говорить или читать выразительно, на первое место ставиться “умение ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием” и “умение говорить звонко, громко, но без крика”. [3]

“Проводя систему дыхательной гимнастики, можно помочь детям укрепить свое здоровье, создать эмоциональный фон на уроке, способствовать совершенствованию техники чтения учеников”. [1]

2. Дикция.

Дикция – произношение, степень отчетливости в произношении слов и слогов в речи, пении, декламации. [2]

При работе над произношением я использую скороговорки, которые помогают ребятам научиться четко и правильно произносить слова. Виды работ со скороговоркой разнообразны и каждый учитель сможет сам придумать задания.

3. Развитие оперативной памяти.

Для развития угла зрения, объема памяти использую зрительные диктанты по методике И. Т. Федоренко.

4. Работа с анаграммами.

Для повышения техники чтения и развития мышления, использую прием Валерия Эдигея, основанный на реализации законов развития психики, на стимулировании интереса к процессу чтения через создание слов-анаграмм, а затем и предложений, и целых текстов.

Гитр, елв, солн, филту (прочитай слова, исключи лишнее)

еВненсее осценл оргосле юемзл. (прочти предложение) [4]

В разминке могут быть использованы упражнения творческого характера:

“Рифма” (ученикам предлагаются рифмы, а они пробуют составить стихотворение, используя эти рифмы).

“Две строки” (ребятам предлагается 2 строчки стихотворения и надо придумать свои 2 строчки)

“Логические ударения” (на доске записывается предложение, а дети должны ответить на вопросы учителя или учащихся, выделив голосом нужное слово).

Пример: Вчера в театре я видела Сашу.

- Кого я видела вчера в театре?

- Где я видела вчера Сашу? И т. д.

Разминка может проводиться как в форме фронтальной и групповой работы, так и в форме самостоятельной (с дальнейшей взаимопроверкой или фронтальной проверкой). Разминка может проходить как в начале урока (подготовительный этап), так и в конце (итог урока), может быть в середине урока (для снятия напряжения).

Урок литературного чтения

2 класс

УМК “Начальная школа XXI века”

Тема урока: К. Ушинский “Утренние лучи”

Цели:

1. Содействие формированию умения работать с художественными произведениями разных жанров; знакомство с творчеством К. Д. Ушинского; совершенствование выразительности речи младших школьников.

2. Способствование развитию внимания, памяти, воображения; развитию самостоятельности младших школьников.

3. Воспитание интереса к урокам литературного чтения, расширение кругозора учащихся; воспитывание коммуникативных умений.

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы работы
1. Организационный момент

Пятиминутка чтения

Пальчиковые игры

психологический настрой

После 3-х минутного чтения производится замер скорости чтения в течение одной минуты с дальнейшим подсчетом количества слов.

Улыбнитесь друг другу! Пожелайте удачи!

- Самостоятельное чтение про себя художественных произведений. Запись результатов замера в дневник (или в тетрадь по чтению)

- Выполнение учениками самомассажа пальцев

Солнышко встало -

Утро настало.

- Эй, братец Федя,

Разбуди соседей!

Привет Толстяк, привет Указка,

Привет Середка, привет Сиротка,

И ты, Крошка Тимошка,

Привет, Ладошка.

 

Самостояте-льная

Самостояте-льная

2. Актуализа-ция субъектного опыта

Разминка

Повторение изученного

Представьте себе весеннее утро на лужайке, почувствуйте аромат цветов (вдох и выдох под счет)

Текст анаграммы

троУ

троУм рипходисят нора ваставть. Эпомуто я ен бюллю троу. тоВ ыб спапоть!

Отгадайте загадку

Солнцу наш народ посвятил различные произведения. Обратимся к устному народному творчеству. Это:

- заклички, песенки, приговорки (дети читают наизусть)

- загадки

- пословицы.

В каких еще произведениях героем является Солнце.

- Выполнение упражнений на постановку дыхания

- Выполнение упражнений на постановку дикции

чтение скороговорок на время (чтение с индивидуальных листов)

- Работа с анаграммами.

- Дополни пословицу:

Кто рано встает-…………………

Почему так говорят?

- упражнение на развитие творческих способностей

дополнить рифму

Светит солнышко с утра

В школу нам идти пора

………………………….

…………………………

Среди неба голубого
Яркий блеск огня большого,
Не спеша, огонь тут ходит,
Землю матушку обходит,
Светит весело в оконце,
Ну, конечно, это…солнце!

П. Дудочкин “Почему хорошо на свете”, Н, Сладков “Весенний разговор”, Э. Шим “Чем пахнет весна” и др. )

коллективная

групповая

самостоятельная

фронтальная

групповая

3. Введение нового материала

Физкультурная пауза

Беседа о произведениях К. Ушинского

-Ребята, кто вспомнит, какие произведения К. Ушинского мы изучали?

- Что знаете о самом К. Ушинском?

Родился Константин Дмитриевич в городе Туле, учился в гимназии, потом в Московском университете. После окончания которого, стал учителем. Ушинский хотел, чтобы в России было, как можно больше школ, где учились бы дети простых русских людей. Он составил для детей учебники “Детский мир”, “Родное слово”. (показ учебников)

Сегодня мы познакомимся с новым произведением К. Д. Ушинского “Утренние лучи”

- Как вы думаете, о чем будет это произведение? Почему?

- Можно ли определить жанр произведения до чтения произведения?

Проверка понимания текста

Детям предлагаются предложения. Если они совпадают с предложениями текста, то ученики ставят напротив предложения крестик, а если не совпадают, то нолик.

Кот Васька”, “Лиса Патрикеевна”, “Плутишка кот”, “Мороз не страшен”

Первичное ознакомительное чтение. Моделирование обложки прочитанного произведения.

Игра “Крестики, нолики”

1) 6 лучей отправило солнце – будить землю.

2) Первый луч разбудил скворушку.

3) Второй луч попал на зайчика.

4) Зайчик закрылся от солнышка своими ушами.

5) Третий луч попал на петушка, который запел.

6) Четвертый луч попал в улей.

7) Полетела пчелка собирать медок с душистых цветов.

8) Пятый луч попал в детскую.

9) Разбудил лучик малыша.

10) Побежал малыш к маме.

Выполнение упражнений под рифмовку

- Солнечные зайчики играют на стене,

Поманю их пальчиком,
Пусть бегут ко мне.
Ну, лови, лови скорей!
Вот - вот – левей, правей!
Убежал на потолок!
Жаль, я ростом не высок.

- Выборочное чтение и устное рисование иллюстраций к частям текста.

- Выполнение упражнений в тетради литературного чтения

фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

самостоятельная

(взаимопроверка)

самостоятельная

коллективная

фронтальная

самостоятельная

4. Домашнее задание 1вариант - пересказ близко к тексту

2 вариант - подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка.

   
5. Рефлексия Цветонастроение. Самооценивание учащимися своей работы на уроке.  
6. Подведение итогов работы - С произведением какого писателя мы сегодня знакомились на уроке? Как называется произведение?

Как вы думаете, какая основная мысль этого произведения? Почему?

Ответы учеников Фронталь-ная работа

Библиографический список

  1. Алиев, М. Н. Для формирования навыка рационального дыхания//Начальная школа. -1996. -№5. -с. 29-33.
  2. Ожегов, С. И, Шведова, Н. Ю, Толковый словарь русского языка. -М. : АЗЪ, 1995.
  3. Оморокова, М. И. , Раппопорт, Пустоловский, Преодоление трудности. -М. : Просвещение, 1989.
  4. Эдигей, В. Б. Учись читать, малыш. -Киев: GRAND, 1994.