Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • познакомить детей с предложениями по цели высказывания;
  • развивать умения детей правильно строить и произносить предложения, выделяя интонацией знак препинания;
  • учить чувствовать интонационную окраску русского языка;
  • развивать у детей образное воображение;
  • на примере разноуровневых заданий воспитывать у учащихся уверенность и интерес к выполнению самостоятельных работ.

Оборудование:

  • таблица по теме “Предложение”;
  • иллюстративный материал по словарным словам;
  • карточки для групповой работы;
  • карточки для индивидуальной работы;
  • карточки для разноуровненых заданий;
  • стихотворение К.И.Чуковского “Телефон”;
  • загадки.

Ход урока

I. Организационный момент.

У.: Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся.

Д.:

“Здравствуйте!” - ты скажешь человеку.
“Здравствуй!” - улыбнется он в ответ.
И наверно не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.

У.: Ну, а теперь начинаем урок. И как всегда первый этап урока – “минутка чистописания”.

II. Чистописание.

У.: - Скажите пожалуйста, какой девятый месяц года?

Д.: - Это сентябрь.

У.: - Попробуйте подобрать опорные слова или словосочетания, по которым можно понять, что речь идет об осени.

Д.: - Дождь, лужи, отлет птиц, листопад, зонтик, сапоги и т.д.

У.: - Хорошо. В некоторых названных вами словах встречается буква “О”. Вот ее мы и будем писать в различных соединениях с другими буквами.

На доске появляется запись заглавной и строчной букв с нижним, средним и верхним соединениями с другими буквами.

III. Словарная работа

У. – Вы говорили, что осенью птицы улетают в теплые края, но некоторые из названных птиц остаются с нами зимовать. Вспомните словарные слова, обозначающие названия птиц, в написании которые есть сочетания “оро” или “оло”.

Дети называют слова, записывают их на доске, учитель вывешивает картинки птиц.

На доске появляется запись: ворона, воробей, сорока, соловей.

У.: - Ребята, попробуйте включить свою фантазию и воображение и объясните, почему в этих словах безударная гласная “о”.

Д.:

- гнезда птиц круглые, как буква “о”;

- яйца овальные;

- птенцы птиц похожи на маленькие комочки;

- когда птицам холодно они растопыривают свои перья и становятся кругленькими и т.д.

У.: - Молодцы! А теперь внимательно посмотрите на записанные слова и скажите, что в них общего с точки зрения русского языка.

Д.:

- во всех словах три слога;

- слова отвечают на вопрос “кто?” и являются одушевленными предметами;

- это имена существительные;

- они все записаны с буквы, обозначаюшей согласный звук

У.: - А теперь попробуйте эти слова разбить на две группы.

Д.:

- слова “ворона” и “сорока” - имена существительные женского рода, а слова “воробей” и “соловей” - мужского рода;

- в словах “ворона” и “сорока” ударный второй слог, а в остальных словах – третий.

У.: - Молодцы!

IV. Работа над темой урока.

У.: - Сегодня мы будем более подробно говорить о теме, которую изучали раньше. А название темы вам придется сказать самим, отгадав загадки о знаках препинания.

- Бурным чувствам нет конца:
Пылкий нрав у молодца.

Д.: - Это восклицательный знак.

У.:

- Вечно думая над смыслом,
Изогнулся коромыслом.

Д.: - Это вопросительный знак.

У.:

- Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть.

Д.: - Это точка.

Во время ответов детей учитель выставляет на доску карточки с этими знаками.

У.: - Кто догадался, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

Д.: - На уроке мы будем говорить о предложениях и знаках препинаниях в конце предложений.

У.: - Расскажите все, что вы знаете о предложении.

Д.: - Предложение – это законченная мысль. На письме предложения пишутся с большой буквы, а в конце ставится точка, вопросительный или восклицательный знаки. В устной речи предложения отделяют друг от друга паузой и интонацией. Несколько предложений, связанных между собой по смыслу, образуют текст. Текст имеет заглавие.

У.: - Ребята, прослушайте текст и скажите, одинаково ли произносятся предложения.

Учитель читает текст: После работы мама пришла домой и спрашивает сына:

- Ванюша, ты сделал уроки на завтра?

- Нет, – отвечает сын. – Я смотрел мультфильмы.

Мама огорчилась ответу сына и раздраженно сказала:

- Ну, так делай!

Д.: - Предложения произносятся по-разному. Сначала мама спрашивает, сын ей отвечает. А потом мама приказывает сыну делать уроки.

У.: - Правильно. Предложения отличаются по цели высказывания: они могут содержать вопрос, спокойное повествование или давать указания, приказы, просьбы. И в зависимости от цели высказывания, на конце предложений стоят разные знаки препинания.

V. Работа с учебником.

У. –Откройте учебник на ст. 33 и прочитайте правило о предложениях по цели высказывания.

- Какие предложения называются повествовательными, вопросительными, побудительными? Что ставится в конце каждого такого предложения?

Дети отвечают на вопросы, используя правило.

У.: - На стр.33 есть упражнение №76. Прочитайте его и назовите только побудительное предложение.

Дети читают это предложение: Сажайте деревья и цветы! Предложение записывается на доске и в тетрадях учащихся, разбираются известные орфограммы.

У.: - Почему это предложение побудительное?

Д.: - Потому, что оно призывает к действию.

У.: - А какие оставшиеся предложения по цели высказывания?

Д.: - Это повествовательные предложения потому, что в них о чем-то спокойно сообщается.

У.: - Попробуйте преобразовать повествовательные предложения в вопросительные, делая интонационное и логическое ударение.

Дети называют вопросительные предложения.

У.: - Итак, какие же бывают предложения по цели высказывания?

Ответы детей.

VI. Групповая работа детей.

У.: - А теперь вы будете работать в группах. Вам надо определить вид предложения и поставить в них правильные знаки препинания.

Детям раздаются карточки с текстами.

Карточка №1. Из книг мы узнаем много интересного

Ты любишь читать книги

Не вырывай страницы из книг

Карточка №2. Ты придешь сегодня ко мне смотреть интересный мультфильм

Я только с сестренкой поиграю и приду к тебе

Ребята, давайте жить дружно

У.: Давайте проверим работы.

Дети читают повествовательные, вопросительные и побудительные предложения и доказывают постановку знаков препинания.

VII. Работа над предложением.

У. – А сейчас мы поработаем с деформированным предложением. Составьте повествовательное предложение из данных слов: ребята, под деревом, ежика, нашли, маленького.

Дети составляют предложение, записывают его на доске и в тетради, разбирают по членам предложения, выписывают словосочетания и составляют схему.

VIII. Работа с индивидуальными карточками.

На партах у каждого ребенка лежат карточки со знаками препинания.

У.: - А сейчас вы попробуете сами определить вид предложения и поднять карточку с определенным знаком препинания.

У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
- Что вам надо?
- Шоколада.
- Для кого?
- Для сына моего.
А потом позвонили зайчатки.
- Нельзя ли прислать перчатки?
А потом позвони мартышки.
- Пришлите, пожалуйста, книжки!
А потом позвонил медведь
Да как начал как начал реветь.
- Повесьте, пожалуйста, трубку!

IХ. Разноуровневые задания.

У. – А сейчас вы будете выполнять задания по разным уровням сложности.

Первый уровень полегче второго. Вам надо определить, какой уровень вы будете делать.

Задания записаны на доске:

Первый уровень: Поставить знаки препинания в конце каждого предложения.

Весной в лесу расцветают ландыши Ты видел эти цветы

Нельзя их рвать

Второй уровень: Составьте разные предложения по цели высказывания.

После выполнения задания, происходит коллективная проверка.

Х. Итог урока.

У.: - С какими видами предложений мы работами на уроке?

- Что узнали нового?

- Какие правила и орфограммы вспоминали в ходе урока?