Цель урока:
- познакомить детей с предложениями по цели высказывания;
- развивать умения детей правильно строить и произносить предложения, выделяя интонацией знак препинания;
- учить чувствовать интонационную окраску русского языка;
- развивать у детей образное воображение;
- на примере разноуровневых заданий воспитывать у учащихся уверенность и интерес к выполнению самостоятельных работ.
Оборудование:
- таблица по теме “Предложение”;
- иллюстративный материал по словарным словам;
- карточки для групповой работы;
- карточки для индивидуальной работы;
- карточки для разноуровненых заданий;
- стихотворение К.И.Чуковского “Телефон”;
- загадки.
Ход урока
I. Организационный момент.
У.: Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся.
Д.:
“Здравствуйте!” - ты скажешь человеку.
“Здравствуй!” - улыбнется он в ответ.
И наверно не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
У.: Ну, а теперь начинаем урок. И как всегда первый этап урока – “минутка чистописания”.
II. Чистописание.
У.: - Скажите пожалуйста, какой девятый месяц года?
Д.: - Это сентябрь.
У.: - Попробуйте подобрать опорные слова или словосочетания, по которым можно понять, что речь идет об осени.
Д.: - Дождь, лужи, отлет птиц, листопад, зонтик, сапоги и т.д.
У.: - Хорошо. В некоторых названных вами словах встречается буква “О”. Вот ее мы и будем писать в различных соединениях с другими буквами.
На доске появляется запись заглавной и строчной букв с нижним, средним и верхним соединениями с другими буквами.
III. Словарная работа
У. – Вы говорили, что осенью птицы улетают в теплые края, но некоторые из названных птиц остаются с нами зимовать. Вспомните словарные слова, обозначающие названия птиц, в написании которые есть сочетания “оро” или “оло”.
Дети называют слова, записывают их на доске, учитель вывешивает картинки птиц.
На доске появляется запись: ворона, воробей, сорока, соловей.
У.: - Ребята, попробуйте включить свою фантазию и воображение и объясните, почему в этих словах безударная гласная “о”.
Д.:
- гнезда птиц круглые, как буква “о”;
- яйца овальные;
- птенцы птиц похожи на маленькие комочки;
- когда птицам холодно они растопыривают свои перья и становятся кругленькими и т.д.
У.: - Молодцы! А теперь внимательно посмотрите на записанные слова и скажите, что в них общего с точки зрения русского языка.
Д.:
- во всех словах три слога;
- слова отвечают на вопрос “кто?” и являются одушевленными предметами;
- это имена существительные;
- они все записаны с буквы, обозначаюшей согласный звук
У.: - А теперь попробуйте эти слова разбить на две группы.
Д.:
- слова “ворона” и “сорока” - имена существительные женского рода, а слова “воробей” и “соловей” - мужского рода;
- в словах “ворона” и “сорока” ударный второй слог, а в остальных словах – третий.
У.: - Молодцы!
IV. Работа над темой урока.
У.: - Сегодня мы будем более подробно говорить о теме, которую изучали раньше. А название темы вам придется сказать самим, отгадав загадки о знаках препинания.
- Бурным чувствам нет конца:
Пылкий нрав у молодца.
Д.: - Это восклицательный знак.
У.:
- Вечно думая над смыслом,
Изогнулся коромыслом.
Д.: - Это вопросительный знак.
У.:
- Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть.
Д.: - Это точка.
Во время ответов детей учитель выставляет на доску карточки с этими знаками.
У.: - Кто догадался, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
Д.: - На уроке мы будем говорить о предложениях и знаках препинаниях в конце предложений.
У.: - Расскажите все, что вы знаете о предложении.
Д.: - Предложение – это законченная мысль. На письме предложения пишутся с большой буквы, а в конце ставится точка, вопросительный или восклицательный знаки. В устной речи предложения отделяют друг от друга паузой и интонацией. Несколько предложений, связанных между собой по смыслу, образуют текст. Текст имеет заглавие.
У.: - Ребята, прослушайте текст и скажите, одинаково ли произносятся предложения.
Учитель читает текст: После работы мама пришла домой и спрашивает сына:
- Ванюша, ты сделал уроки на завтра?
- Нет, – отвечает сын. – Я смотрел мультфильмы.
Мама огорчилась ответу сына и раздраженно сказала:
- Ну, так делай!
Д.: - Предложения произносятся по-разному. Сначала мама спрашивает, сын ей отвечает. А потом мама приказывает сыну делать уроки.
У.: - Правильно. Предложения отличаются по цели высказывания: они могут содержать вопрос, спокойное повествование или давать указания, приказы, просьбы. И в зависимости от цели высказывания, на конце предложений стоят разные знаки препинания.
V. Работа с учебником.
У. –Откройте учебник на ст. 33 и прочитайте правило о предложениях по цели высказывания.
- Какие предложения называются повествовательными, вопросительными, побудительными? Что ставится в конце каждого такого предложения?
Дети отвечают на вопросы, используя правило.
У.: - На стр.33 есть упражнение №76. Прочитайте его и назовите только побудительное предложение.
Дети читают это предложение: Сажайте деревья и цветы! Предложение записывается на доске и в тетрадях учащихся, разбираются известные орфограммы.
У.: - Почему это предложение побудительное?
Д.: - Потому, что оно призывает к действию.
У.: - А какие оставшиеся предложения по цели высказывания?
Д.: - Это повествовательные предложения потому, что в них о чем-то спокойно сообщается.
У.: - Попробуйте преобразовать повествовательные предложения в вопросительные, делая интонационное и логическое ударение.
Дети называют вопросительные предложения.
У.: - Итак, какие же бывают предложения по цели высказывания?
Ответы детей.
VI. Групповая работа детей.
У.: - А теперь вы будете работать в группах. Вам надо определить вид предложения и поставить в них правильные знаки препинания.
Детям раздаются карточки с текстами.
Карточка №1. Из книг мы узнаем много интересного
Ты любишь читать книги
Не вырывай страницы из книг
Карточка №2. Ты придешь сегодня ко мне смотреть интересный мультфильм
Я только с сестренкой поиграю и приду к тебе
Ребята, давайте жить дружно
У.: Давайте проверим работы.
Дети читают повествовательные, вопросительные и побудительные предложения и доказывают постановку знаков препинания.
VII. Работа над предложением.
У. – А сейчас мы поработаем с деформированным предложением. Составьте повествовательное предложение из данных слов: ребята, под деревом, ежика, нашли, маленького.
Дети составляют предложение, записывают его на доске и в тетради, разбирают по членам предложения, выписывают словосочетания и составляют схему.
VIII. Работа с индивидуальными карточками.
На партах у каждого ребенка лежат карточки со знаками препинания.
У.: - А сейчас вы попробуете сами определить вид предложения и поднять карточку с определенным знаком препинания.
У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
- Что вам надо?
- Шоколада.
- Для кого?
- Для сына моего.
А потом позвонили зайчатки.
- Нельзя ли прислать перчатки?
А потом позвони мартышки.
- Пришлите, пожалуйста, книжки!
А потом позвонил медведь
Да как начал как начал реветь.
- Повесьте, пожалуйста, трубку!
IХ. Разноуровневые задания.
У. – А сейчас вы будете выполнять задания по разным уровням сложности.
Первый уровень полегче второго. Вам надо определить, какой уровень вы будете делать.
Задания записаны на доске:
Первый уровень: Поставить знаки препинания в конце каждого предложения.
Весной в лесу расцветают ландыши Ты видел эти цветы
Нельзя их рвать
Второй уровень: Составьте разные предложения по цели высказывания.
После выполнения задания, происходит коллективная проверка.
Х. Итог урока.
У.: - С какими видами предложений мы работами на уроке?
- Что узнали нового?
- Какие правила и орфограммы вспоминали в ходе урока?