Слайд № 1 (Приложение 1)
Тема урока:
“Обобщение знаний об имени существительном.
Употребление имён существительных в устной и письменной речи.
Знакомство с профессиональной лексикой (авиационными словами).
Цели урока:
Развивающие:
- Развивать научное мировоззрение, умения и навыки, мышление, внимание и память.
- Развивать кругозор учащихся.
Образовательные:
- Формировать умение определять имена существительные в тексте, классифицировать их по группам.
- Формировать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас; вырабатывать навыки грамотного и каллиграфического письма; обучать правильному употреблению имен существительных в речи; обучать детей навыкам словесного иллюстрирования.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к предмету, доброжелательное отношение друг к другу.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости: администрация школы, учителя. Поприветствуйте наших гостей, улыбнитесь гостям, друг другу. Ведь улыбка способна совершать чудеса. Садитесь.
Сколько правил, правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь старательным и только,
Всё запомнишь, всё поймёшь!
Сегодня у нас необычный урок, урок-путешествие. Мы отправляемся с вами в страну Имени
Существительного. Перед вами карта нашего путешествия.
Слайд № 2 Карта путешествия.
Рассмотрите ее и сформулируйте тему нашего урока.
Д. Так как на карте обозначены известные нам названия, значит, я думаю, что тема нашего урока “Обобщение полученных знаний. Закрепление знаний об имени существительном”.
Д. Я думаю, что мы познакомимся с новыми словами и узнаем о них.
Слайд № 3 Тема урока.
Объявляю тему урока.
Чтобы узнать на каком транспорте мы отправимся в путешествие, необходимо назвать все признаки имён существительных.
II. Актуализация знаний учащихся.
(Во время правильных ответов появляется слайд с частями самолёта)
Слайд № 4
На какие вопросы отвечают имена существительные?
Д. (Кто? Что?)
Что обозначает имя существительное?
Д. (Предмет)
На какие группы по лексическому значению делятся имена существительные?
Дети:
действие – ходьба, стук
абстрактные понятия – любовь; надежда
признак - красота, белизна, желтизна, уродство, чёрствость.
Как изменяется имя существительное?
Д. (По родам и числам, бывают М.р.; Ж.р.; С.р.; Ед. и Мн. числа)
Как определить род имён существительных?
Д. Надо подставить к слову местоимения ОН, ОНА, ОНО.
Что ещё вы знаете об именах существительных?
Д. Бывают одушевлённые и неодушевлённые; собственные и нарицательные.
(Во время правильных ответов раздаю “баллы” (карточка с рисунком самолёта), в конце урока будут подведены результаты по количеству набранных баллов).
Молодцы! Быстрота реакции и умение правильно отвечать помогут вам на уроке добиться больших успехов.
Итак, наш авиалайнер готов к путешествию. А командир этого самолёта военный лётчик I класса, подполковник, учитель истории авиации Варава Александр Юрьевич. Ему слово. (Рассказывает о появлении первых летательных аппаратах, о современных самолетах)
Слайд № 5 Шары.
Открыли свои бортовые журналы, записали число, классная работа.
Для того чтобы записи были правильные и чёткие повторим написание букв. Запишите их.
III. Чистописание.
а – я – о – е
Учитель: Что могут обозначать эти буквы в окончаниях имён существительных в начальной форме?
Д. Окончание имён существительных в Ж.р.; в С.Р., указывать на склонение.
Учитель: Еще, какие окончания бывают у имён существительных мужского рода в начальной форме?
Д. В М.р. нулевое окончание.
Прочитайте хором предложение. Запишите его.
Береги Родину как зеницу ока.
Учитель: Дайте характеристику этому предложению.
Д. Повествовательное предложение. По цели высказывания побудительное, т.к. содержит призыв, побуждает нас к действию.По цели высказывания побудительное, т.к. е, мудрое изречение, имеющее поучительный смысл." успехов.н существительных.
Д. Это пословица.
Учитель: Чему учат нас пословицы?
Д. В пословицах – народный ум, народная, правда, мудрые суждения о жизни и людях.
Д. Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает.
Учитель: Да, пословица – это жанр фольклора, краткое, мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.
Как вы понимаете смысл пословицы?
Учитель:
Назовите в предложении слово с двумя безударными гласными.
Как можно его проверить? (Берегите – бережный, берёг)
Назовите в предложении имя собственное. (Родина)
Определите род существительного Родина. (Ж.р.)
Подберите однокоренные слова к слову Родина.
(Род, родинка, родной, родился)
Учитель: Внимание! Я вижу, вы готовы к путешествию. Сядьте удобнее. Пристегните ремни.
Взлетаем.
Слайд № 6 Взлет самолета. Звучит гул самолёта.
IV. Знакомство с новыми словами.
Капитан: Пока наш самолёт набирает высоту, я познакомлю вас со словами, которые будут встречаться у нас в путешествии.
Появляется на слайде картинка, капитан объясняет смысл слова. Затем появляется и само слово.
Слайд № 7 Картинки со словами.
Слайд № 8 Слова без картинок.
Лётчик, фюзеляж, оперение, парашют, стропа, кольцо, экипаж.
Учитель: Назовите слова, правописание которых можно проверить.
Д. Стропа - стропы, кольцо - кольца, оперение - перья. Лётчик слово, не требующее проверки, т.к. гласная стоит в сильной позиции. (Эти слова исчезают со слайда)
Учитель: Запишите те слова, правописание которых надо запомнить.
Слайд № 9 Слова для записи в тетради с орфограммами.
Фюзеляж, парашют, экипаж.
Эти слова заимствованы из французского языка. А в словах, которые пришли к нам из французского языка, ударение падает на последний слог. Н-р: жалюзи.
V. Закрепление знаний о непроизносимых согласных.
Капитан: Поздравляю вас с успешным взлётом, но довожу до вас следующую информацию.
На пути у нас повышенная облачность, а это значит…
(Объясняет понятие облачности. Рассказывает о видах облаков, о том, чем опасна облачность)
Слайд № 10 Виды облаков.
Учитель: Перед нами облачность, которую нужно преодолеть. Для этого вставьте в облака нужную букву – капельку. Выполняем задание самостоятельно.
Слабо успевающим учащимся дается задания в перфотетрадях для индивидуальной работы.
Учащиеся читают задание в перфотетрадях, если возникают вопросы, поясняю задание.
Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.
Слайд № 11 Облака с пропущенными буквами непроизносимых согласных.
Солнце, звёздный, честно, чудесно, здравствуй.
Учитель: Проверим правильность выполнения задания. У доски работает _________________.
Проверка слов.
Физ. минутка (сидя за партой под музыку): Учитель: Если ты устал, то делай так: дети повторяют движения.
VI. Работа по теме урока.
Учитель: Для преодоления облачности нам необходимо записать данные слова из зоны твёрдых и мягких облаков в два столбика.
В 1 столбик – существительные с мягкими основами, во 2 – существительные с твёрдыми основами.
Слайд № 12
Небо, земля, пассажир, имя, сердце, честный, дружить
Учитель: У доски выполнит проверку ___________________.
Почему у тебя остались слова: честный и дружить?
Д. Было дано задание найти имена существительные, а эти слова относятся к другим частям речи:
прил., глагол.
Учитель: Какой сделал вывод при выполнении задания?
Д. Все имена существительные могут иметь основу мягкую или твёрдую.
Мягкая основа заканчивается на мягкий согласный звук.
Твёрдая основа заканчивается на твёрдый согласный звук.
Учитель: Хорошо. А сейчас посмотрим, правильно ли ты выполнил задание.
Проверка задания на экране.
Физминутка под музыку “Дождливым вечером”: спортивная ходьба учащихся по классу между рядами.
Капитан: Молодцы, ребята! Я вижу с вами нам любые трудности нипочем.
Внимание! Навстречу нашему самолёту летит стая птиц.
Слайд с летящими птицами.
Капитан: Рассказывает о том, чем это грозит, если птица попадет в двигатель или разобьет стекло в иллюминаторе.
VII. Работа в группах.
Учитель: Ребята, для каждой группы приготовлены задания. Выполнив его успешно, мы поможем капитану принять верное решение.
Задания для групп: Определить род имён существительных.
Учитель: Проверим ваши работы.
(Командиры групп с карточками выходят к доске, а класс проверяет)
Учитель: Ребята! Есть ли ошибки? Какой сделали вывод при выполнении задания?
Д. Чтобы определить род существительных во множественном числе, надо слово поставить в начальную форму. Задать вопрос: Кто? Что?
Разноуровневая работа. Запись заданий на доске. Учащиеся сами выбирают себе задание.
I задание: Запиши к слову вопрос, определи число.
Здание, дома, тетради, классы, ученики.
II задание: Образуй от слов имена существительные. Запиши их.
Дружить – дружба, смешной – смех, бегать – бег, грозовая (туча) – гроза.
(По окончанию работы выполняется проверка).
Домашнее задание. Выучить новые словарные слова. Составить с одним из них предложение. Найти главные члены предложения.
VIII. Итог урока:
Учитель: Итак, наше путешествие заканчивается. Поблагодарим друг друга за увлекательное путешествие. (Ученики поднимают руки вверх и хлопают над головой)
Сядьте удобнее. Самолёт заходит на посадку, просьба пристегнуть ремни.
Звук самолёта. Самолёт заходит на посадку.
Учитель: Прежде чем покинуть салон самолёта, подведём итоги:
Чему мы научились, что нового узнали на уроке?
Д.
Узнали новые словарные слова.
Повторили непроизносимые согласные.
Определяли слова с твёрдой и мягкой основами.
Определяли число и род существительных и т.д.
Какую информацию о путешествии вы получили?
Д. Узнали о воздушных шарах, о современных самолетах, о видах облачности; об угрозе самолета при столкновение со стаей птиц…
IX. Рефлексия.
Ребята закройте глаза и ответьте мне на следующие вопросы:
Кому из вас легко было выполнять задания на уроке? (поднимают руку)
Кто испытывал трудности при выполнении тех или иных заданий? (поднимают руку) Спасибо!
Поднимите вверх карточки с заработанными баллами на уроке. Этим учащимся ставится оценка за урок.
Спасибо вам за работу. Отдыхайте.
Звучит “Авиационный марш”