Цели:
1) познакомить детей с лексическим значением слова “настроение”, выяснить роль хорошего настроения в нашей жизни;
2) развивать словесно-импровизационные способности детей, их творческое воображение;
3) воспитывать у учащихся внимательное отношение друг к другу.
Оборудование: карточки-схемы “Способы выражения настроения”, словарик настроения, видеокассета с фрагментом мультфильма “Просто так”, видео и аудиомагнитофоны; перчаточные куклы.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям. Мне очень хочется, чтобы сегодня у нас было хорошее настроение и всем нам было интересно на уроке.
П. Подготовка учащихся к восприятию нового материала, определение темы урока.
(В исполнении учителя звучит песня “Песенка о хорошем настроении” сл. В. Коростылева, муз. А. Лепина)
Если вы нахмурясь,
Выйдите из дома,
Если вам не в радость
Солнечный денек,
Пусть вам улыбнется
Как своей знакомой,
С вами вовсе незнакомый
Встречный паренек.И улыбка без сомненья,
Вдруг коснется ваших глаз,
И хорошее настроение
Не покинет больше вас.
Вопрос классу:
Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (высказывания детей).
- Правильно, тема сегодняшнего урока “Хорошее настроение”.
(вывешивается тема; дети записывают число и тему урока в тетрадях).
Ш. Речевая разминка.
- На уроке риторики, как всегда, будем много говорить, чтобы подготовить наш речевой аппарат, давайте разомнемся.
“Подышим, подышим…”
а) Сосчитаем до 10: до 5, увеличивая громкость, а с 6 до 10, уменьшая ее (2-3 раза)
б) “Проколотый мяч”
“Разомнем язычок”
а) У кого губы краснее?
Это упражнение вы делали много раз без специального задания: покусайте осторожно губы, чтобы они покраснели. Внимание: не переусердствуйте!
б) “Грустно – весело” (2-3 раза)
в) “Проколю щеку” (3-4 раза)
3. “Не запутайся в звуках!”
а) хвалю – халву
б) король – орел
4. “НЕ сломайте язык!”
- Подарите мне свою скороговорку. А я свою вам.
“У ежа ежата, у ужа ужата”.
- Спасибо, я думаю, что наш речевой аппарат готов к работе.
IV. Объяснение нового материала.
Беседа с учащимися.
Ребята, я вижу, что у вас хорошее настроение.
А как вы думаете, что позволило мне сделать такой вывод? (ответы детей).
В толковом словаре С.И.Ожегова смысл слова “настроение” объясняется так: “это внутреннее, душевное состояние человека”. Это состояние бывает разное: тревожное и спокойное, грустное и веселое; плохое или хорошее.
V. Осмысление нового материала.
- Мы можем по-разному описать хорошее и плохое настроение.
Задание:
а) подобрать синонимы к слову “хорошее”, когда говорим о настроении.
Итак, “хорошее” – (дети перечисляют синонимы).
В русском языке еще много слов, которыми можно описать хорошее настроение (вывешивается плакат с синонимами, дети читают их хором);
б) настроение “плохое” – назовем синонимы к этому слову.
- И к этому слову есть другие синонимы (вывешивается плакат синонимов, дети читают их хором).
- Посмотрите, у нас получился словарик настроения, и вы можете использовать эти слова в своей речи.
(вывешивается плакат “словарик настроения”).
VI. Закрепление нового материала.
I. Задание.
- Давайте, прислушаемся к своему настроению (пауза, прислушиваемся).
а) - Может они радостное, солнечное, когда хочется смеяться, улыбаться всем вокруг, а ноги сами рвутся в пляс. И тогда настроение похоже на …? (на солнышко) (вывешивается “солнышко”);
б) - А может, оно грустное, хмурое, а на глаза сами собой, словно капельки дождя, набегают слезы. И похоже такое настроение на …? (тучку) (вывешивается “тучка”);
в) - А может, настроение не очень радостное и не очень грустное, а так “с серединки на половинку”. Прыгать не хочется, но и слезы лить тоже. А хочется посидеть спокойно, подумать о чем-то своем, поиграть, почитать. И похоже это на …? солнце с тучкой (вывешивается “солнце с тучкой”).
А давайте и к слову “спокойное” подберем синонимы.
И эти слова пополнили наш словарик настроения.
Значит, настроение может быть какое?
(ответы детей).
Вывод делается совместно с учащимися.
Говоря о разном настроении, многие сравнивают его с животным.
Вопрос:
С каким животным сравнивают настроение?
(ответы детей)
- Хамелеон – животное, ящерица. Его окрас тела может сильно изменяться в зависимости от освещения и температуры (картинка с животным).
Вопрос:
- Так почему же настроение – слово – “хамелеон”?
(высказывания детей).
Вывод: оно постоянно меняется.
Отчего же оно меняется? (высказывания детей).
- Да, оно зависит от обстоятельств, в которые попадает человек.
II. Задание.
А сейчас попытайтесь определить, отчего изменилось настроение у Ослика, героя мультфильма “Просто так” (просмотр фрагмента мультфильма).
Так, отчего?
Правильно, от встречи с добрым человеком, он почувствовал к себе внимание со стороны доброго человека.
Давайте попытаемся определить, отчего еще наше настроение улучшается. И в этом нам поможет стихотворение “Хорошее настроение” в вашем учебнике.
III. Задание. Работа с учебником (с.100).
- Откройте учебник на стр. 100.
- Рассмотрите иллюстрации и прочтите стихотворение (читается полностью).
Вопросы:
1. Понравилось стихотворение?
2. О чем оно?
3. Какой мальчик? Что он делал?
4. Какие слова незнакомы вам?
Задание:
а) прочитать стихотворение по частям и разыграть ситуацию
б) – Как мальчик успокоил девочку?
– Как успокоил бабушку?
– Как развеселил двух мальчишек?
в) объясните словосочетание “душа нараспашку?”
Вывод: настроение меняется от многих обстоятельств. И очень важно делиться хорошим настроением с окружающими.
IV. Самостоятельная работа.
- Очень хорошо, что мальчик смог заметить настроение окружающих.
- О своем настроении можно рассказать или показать его. Существует много способов, с помощью которых можно это сделать.
Задание:
1. Поработаем с карточкой - схемой “Настроение можно выразить” (Приложение 1).
2. Прочитайте описание некоторых из способов и подчеркните, с чем вы согласны.
Вопрос: Какой способ подчеркнули, почему? (ответы детей).
VII. Физминутка.
- Немного пофантазируем. Представим такую ситуацию: вы – юные художники, которым предлагается необычное задание – изобразить свое настроение не кистью, а с помощью жестов, мимикой.
(уточнить, что такое жесты, под музыку “рисуем” свое настроение).
VIII. Контроль результатов первичного запоминания нового материала
Вопрос:
Когда вам хорошо – когда весело или когда грустно? Почему?
Послушаем разговор, который произошел между Грустным настроением и Веселым, и ответим на вопросы:
Почему Грустное настроение завидовало Веселому?
В каком предложении автор “спрятал” главную мысль?
(ответы).
– Как-то раз встретились два Настроения Веселое и Грустное.
– Почему тебе все радуются и ждут с нетерпением, а меня не любят и опасаются? – спросило Грустное настроение.
– Потому, что я уважаю людей, приношу им радость, делаю их веселыми и счастливыми. Ты же заставляешь их плакать и огорчаться.
Я живу для людей, а ты для себя, - уверено ответило Веселое настроение.
(ответы детей).
Вывод: Правильно. Хорошее настроение помогает человеку в жизни, оно дает ему силы и желание творить добрые дела. Поэтому мы должны быть внимательны друг к другу, своими поступками, добрыми делами создавать хорошее настроение всем окружающим.
IX. Задание на дом.
– Ребята, дома вам предстоит письменная работа. Необходимо написать рассказ, когда у тебя бывает хорошее настроение (задание дано на с.101 учебника).
А может, кто-то попытается сочинить стихотворение на эту тему.
Х. Итог урока
Ребята, вам понравился урок?
Что вы узнали нового?
О чем расскажите сегодня своим родителям?
(высказывания детей)
Свое настроение изобразите с помощью “пушистиков”.
- Выберите “пушистика”, который соответствует вашему настроению и раскрасьте его (дети выполняют) (Приложение 2).
- Мне тоже понравился урок. И за работу на уроке я ставлю вам всем “отлично”.
Спасибо! До свидания!