Информация - это сила.
Давая людям информацию…,
мы делимся с ними своей силой.
Она помогает им бороться с невежеством,
лежащим в основе многих болезней.Эрик Р. Рэй.
Пояснительная записка
Программа элективного курса "Мир в тарелке" предназначена для учащихся 9 класса общеобразовательных школ в рамках предпрофильной подготовки. Курс направлен на развитие познавательных интересов школьников и является ориентационным. Знания, получаемые учащимися на этих занятиях, носят в большей степени прикладной характер.
Данный элективный курс рекомендуется для учащихся, планирующих выбрать в 10-11 классах медико-биологический, эколого-химический либо экономический профиль (или же продолжить профессиональное обучение в ПУ, лицеях, техникумах по специальностям “Товароведение”, “Экспертиза товаров”, “Кулинария” и другим, смежными с ними).
В содержании современных школьных программ по географии и экологии не рассматриваются вопросы, связанные с историей появления продуктов питания, и распространением и влиянием на здоровье человека, а лишь частично говорится о структуре пищевой промышленности, её назначении. (Исключение – курс “Технология” для девочек в среднем школьном звене). А что мы едим? Человек, живущий в эпоху глобализации, должен знать ответы на заданные вопросы. Ведь за великими географическими открытиями не раз стояли кулинарные интересы, превратившиеся в заботу большой политики. Религия также отразилась на гастрономических пристрастиях человека. Сейчас мир поделен не только по политическому или географическому принципу, но и по кулинарному.
Данная программа является интегрированной. Её содержание включает географические, медицинские, исторические, химические, экологические, экономические знания, которыми владеют девятиклассники. Требуются знания информационных технологий.
Задачи курса таковы:
- научить детей самостоятельно в домашних условиях определять качество потребляемых продуктов;
- воспитывать уважительное отношение к себе и своему здоровью;
- формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
- Цель данного курса – формирование знаний о том, как сохранить и укрепить своё здоровье.
- В процессе работы предпочтительными являются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, лекция):
- визуальный;
- практический;
- метод самостоятельной работы;
- проблемно-поисковый.
При изучении тем курса учащиеся должны использовать различные источники информации: работать со статистическими, картографическими, текстовыми материалами, диаграммами, рисунками, произведениями искусства; составлять электронные приложения и презентации.
В рамках курса учащиеся получают знания:
- технологиях создания некоторых продуктов питания;
- странах - производителях и потребителях;
- болезнях, связанных с употреблением некоторых продуктов;
- способах исследования качества и состава продуктов и их соответствия санитарным нормам;
- правах покупателя;
- культурных традициях различных стран;
- совершают экскурсии на предприятия пищевой промышленности своего города.
Содержание программы может варьироваться в зависимости от интересов и запросов учащихся, поэтому некоторые темы можно заменить на предложенные детьми. Для этого на первом занятии проводится опрос.
Курс рассчитан на 12 учебных часов. Его изучение будет способствовать развитию профессиональной направленности личности, творческих способностей и обобщению межпредметных связей.
Содержание программы предполагает разнообразные виды деятельности учащихся со значительной долей самостоятельной работы. Промежуточные итоги работы можно подвести по результатам практических и самостоятельных работ, а также бесед с детьми. По завершению курса могут быть подготовлены презентации и защита творческих проектов.
Учебно-тематический план
№ | Наименование тем курса | Всего часов | В том числе | Экскурсии | Формы контроля | ||
лекций | семинары | практические | |||||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Введение Злачное тесто Колбасный марш Молочные продукты Сладкая жизнь Во саду ли, в огороде Напитки Вкусная азбука здоровья Модифицированная трапеза |
1 2 1 2 1 2 1 1 1 |
0,5 1 0,5 0,5 1 0,5
1 |
1 0,5 |
0,5 1 0,5 0,5
0,5
0,5 |
1
1 |
Беседа Выполнение практических работ Выполнение практических работ Выполнение практических работ Беседа Выполнение практических работ Участие в самостоятельной работе Самостоятельная работа Выполнение практических работ |
12 | 5 | 1,5 | 3,5 | 2 |
Содержание программы
Введение. | Что и почему мы едим? Пищевые модели мира. "Пищевая пирамида". Обряды и традиции. Опрос ("Что мы едим") |
Тема 1. | Злачное тесто. Хлеб - всему голова. Производство
зерновых (агроклиматические ресурсы мира,
необходимы для выращивания данных культур,
страны-производители, потребители). “Хлебные
короли” Саратова. Люблю я макароны. История создания и распространения. Производство и потребление макаронной продукции в мире. Макаронные изделия и здоровье человека. |
Тема 2. | Колбасный марш. Экскурс в историю. Сырьё. Технология производства. Изучение состава и качества продукции. |
Тема 3. | Молочные продукты. Технология изготовления молочных продуктов. Исследование качества молочных продуктов. История создания сыра. Страны-производители, изготовители. Культура потребления. |
Тема 4. | Сладкая жизнь. Культура сахарного тростника и сахарной свеклы. Сахарная промышленность. Страны-производители. Применение сахара. |
Тема 5. | Во саду ли, в огороде. Разнообразие сельскохозяйственных культур и их распространение в мире. Картофелеводство. Технология производства чипсов и исследование качества. |
Тема 6. | Напитки. Традиционные напитки: чай, кофе, какао, газированные напитки, соки. Технология производства. Страны-экспортеры и потребители. Здоровье и напитки. Культура потребления. |
Тема 7. | Вкусная азбука здоровья. Источники, функции, значение витаминов. |
Тема 8. | Модифицированная трапеза. Пищевые добавки. Индексация. Трансгенные продукты. Влияние на здоровье. Кулинарная агрессия. Изучение состава продуктов, пользующихся у школьников наибольшей популярностью. |
Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий.
Так как курс краткосрочный, на вводном занятии учащихся необходимо познакомить с общей структурой курса, его содержанием, а также с формами, видами работ, и критериями их оценивания. Здесь же разговор пойдет о пищевых моделях мира, созданных учеными Института этнологии и антропологии имени Н. Миклухо-Маклая, гастрономических ритуалах ведущих мировых религий и языческих верований, “пищевой пирамиды” и проводится опрос, результаты которого будут использованы на заключительном занятии (вопросы для него предлагаются следующие:
- ежедневно ли вы завтракаете по утрам?
- что ешь на завтрак чаще всего?
- питаетесь ли в школьной столовой?
- берешь ли в школу сухой завтрак из дома?
- покупаешь ли продукты? (если да) Что покупаешь чаще всего?
- знаешь ли, что не все продукты полезны для здоровья? (если да) Какие это продукты?
Тема 1. На первом занятии речь пойдет о разнообразии зерновых культур, их распространении по планете, природных условиях, необходимых для их выращивания. На практических занятиях учащиеся указывают на картах страны-производители и потребители хлебобулочных изделий. Краеведческий блок даёт знания о развитии мукомольного и хлебопекарного производства в Саратове (братья Шмидты, бр. Рейнеке, Э. Борель). (В лекции используются произведения В. Гиляровского, К. Паустовского, М. Лютфи). Также в процессе лекции учащиеся получают знания об употреблении хлебобулочных изделий (в доисторические времена, в Древней Руси, средние века и новейшее время), о сортах хлеба, особенностях национальных традиций и хлебной диете.
Второе занятие посвящено макаронным изделиям: истории продукта, географическому распространению, разнообразию форм, производству и сырьевой базе, потреблению в мире. Практическое занятие с использованием карт и статистического материала, итогом которого является построение диаграмм. Влиянию их на здоровье человека. Культура потребления.
Тема 2. Лекция раскрывает следующие вопросы: история появления и распространение колбас, сырье для производства, технология производства, разнообразие сортов. На практическом занятии учащиеся определяют соответствие колбас стандартам (ГОСТы и ТУ), их состав (по этикетке), исследуют запах, цвет, структуру, химическую реакцию на наличие фуксина.
Тема 3. Экскурсия на молокозавод знакомит с разнообразием молочных продуктов, способами их обработки, технологией приготовления (масла, сыров, сгущенного молока), способах хранения; говорится о пользе этих продуктов.
Второе занятие в рамках этой темы продолжает содержание первого: на практике учащиеся определяют доброкачественность сыров (при взаимодействии с йодной настойкой), сливочного масла (при взаимодействии с алкоголем) и сгущенного молока (по информации на упаковке) /приложение 1/. В процессе беседы рассматривается способ приготовления кисломолочных продуктов на основе книги Г. Остера.
Тема 4 данного курса посвящена сахарному производству. Рассматриваются агроклиматические условия, необходимые для выращивания сахарного тростника и сахарной свеклы; схема производства сахара (определяются крупнейшие страны-производители сахара). Вторая часть лекции посвящена применению сахара в пищевой промышленности (изготовление безалкогольных напитков, джемов, кондитерских изделий, молочных десертов), в строительстве, медицине и т.д.
Тема 5. В процессе беседы определяется разнообразие сельскохозяйственных культур и их распространение в мире, анализируются предпочтения жителей разных стран. Рассматривается история появления картофеля и производных от него продуктов, применение в кулинарии. Практическое занятие: исследование и сравнение чипсов отечественного и импортного производства. Экскурсия в лимонарий предполагает лекцию с элементами беседы об условиях разведения в умеренном поясе экзотических фруктов (лимонов, бананов, манго и т.д.).
Тема 6. Семинарское занятие. Группы учащихся предоставляют информацию о наиболее распространенных в мире напитках: чае, кофе, какао, газированных и т.д.
Примерное содержание:
Группа “Чай”: условия выращивания культуры, страны-производители чая, технология обработки, виды, культуры китайского, английского, японского и русского чаепития (используются музыкальные произведения и репродукции картин).
Группа “Зерна, которые будят мир”: исторический экскурс, страны-производители, страны-потребители, спор скорости и качества (зерновой и растворимый), кофе и здоровье, определение наличия примесей в кофе опытным путем (практическая работа).
Группа “Пища богов” (какао): исторический экскурс, выращивание, производные продукты – шоколад (разнообразие сортов, влияние на здоровье).
Группа “Лимонадный Джо”: история создания газированных напитков и их разнообразие, лимонадное дело в Саратове, влияние на здоровье человека (практическая работа: взаимодействие газированного напитка и яичной скорлупы).
Тема 7. Принцип работы: на основе лекционного материала учащиеся выполняют самостоятельную работу (заполняют таблицу):
Вит. А | B1 | B2 | B6 | B12 | C | D | E | H | K | Фолиевая кислота | Никотиновая кислота | Пантотеновая кислота | |
Функция | |||||||||||||
При нехватке | |||||||||||||
При передозировке | |||||||||||||
Доза и источник |
Тема 8. На занятии говорится о ГМ – продуктах. Учащиеся получают информацию о пищевых добавках и их индексации. В дискуссионной форме говорим о плюсах и минусах пунктов быстрого питания. На практике изучаем упаковки тех продуктов, которые учащиеся обозначили в опросе на вводном занятии:
- определяем наличие пищевых добавок;
- состав продукта;
- выясняем, есть ли информация о стране и фирме-производителе;
- об условиях и сроках хранения.
В итоге делаем вывод: рекомендуется ли данный продукт к употреблению.
Самостоятельная работа дается учащимся для проверки знаний по “Правам потребителей” (сразу же проводится взаимопроверка) /примерное задание в приложении 3/.
Итог занятия и всего курса:
- Нужен ли он учащимся?
- Какую новую информацию они получили, и как могут ею воспользоваться?
- Что они бы изменили в данной программе?
Предлагается по желанию составить компьютерную презентацию по изученным темам (для дальнейшего использования в работе) или выполнить творческую работу.
Возможные темы:
- Кулинарные традиции и религия.
- Питание и болезни.
- И продукт и лекарство.
- У каждого народа свои деликатесы.
- Памятка покупателю.
Практические работы
Тема 2. Химическая реакция на наличие фуксина в колбасных изделиях. Чтобы сбыть покупателю испорченную колбасу, продавцы подкрашивают её фуксином.
Ход работы
Кусок колбасы сомнительного качества нужно мелко нарезать и облить алкоголем.
Результат: если в продукте есть фуксин, алкоголь окрасится в красный цвет.
Химическая реакция на наличие крахмала в колбасе (выполняется детьми)
Ход работы: на колбасный срез наносится капля йода.
Результат: если наблюдается посинение колбасы или появление отдельных синих точек, то это однозначно указывает на присутствие крахмала.
Тема 3. Исследование доброкачественности сыра (выполняется учащимися).
Ход работы
Измельчить кусок сыра и смочить его йодной настойкой.
Результат: если сыр приобретёт небесно-голубой цвет, вы распознали фальсификацию. Натуральный продукт от взаимодействия с йодом становится красновато-бурым.
Исследование качества сливочного масла (выполняется учителем)
Чтобы скрыть примеси различных жиров, а также веществ, увеличивающих вес масла, его подкрашивают.
Ход работы: растапливаем кусок масла в небольшом количестве тёплой водки.
Результат: жидкость окраситься, если есть примеси.
Тема 6. Определение наличия примесей в растворимом кофе (выполняется детьми).
Ход работы: в прозрачную ёмкость наливаем воду и добавляем туда чайную ложку кофе.
Результат: если есть примеси (цикорий, бобы, морковь, рожь, ячмень, жёлуди и т.д.), они осядут на дно, а кофе останется на поверхности.
Произведения поэтов, писателей, художников, используемых в рамках элективного курса (рекомендовано учащимся):
- К.Г. Паустовский “Тёплый хлеб”
- М. Лютфи “Доброе утро, пекарь!”
- Ф. Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль” (Глава 23 “О том, как королеве был подан ужин и как она ела”)
- Кустодиев Б. “Купчиха за чаем”, 1918 (репродукция)
- Г. Остер “Петька-микроб” (глава “Как Петька кефир делал”)
- В.А. Гиляровский “Булочники и парикмахеры”, “Трактиры”
- Н. Палькин “Город волжской судьбы” (Саратовский калач)
- Г. Кружков “Облако с крылечком” (“Дотошный старичок”)
- П. Романов “Картошка”
- Ю. Кузнецов “Черный хлеб” (стихи о войне)
- И. Э. Грабарь “Яблоки”, 1905г. (репродукция)
- П.П. Кончаловский “Персики” (репродукция)
- В.Перов “Чаепитие в Мытищах, близ Москвы”, 1862г. (репродукция)
Список используемых источников
(литература для учителя и учащихся)
- Преображенская Е.В. Домашняя экономика: Тетрадь с печатной основой. - Саратов: “Лицей”; 2002-64с.
- Безопасность в городских условиях // Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни / глав. ред. В.А.Володин – М. Аванта +, 2001-448а: ил.
- Бахарева М. Чай готов! // GEOfocus, №11(23), ноябрь, 2005 – с. 38-42
- Волкова А. Вкусная азбука здоровья // GEOfocus, №3(15), март, 2005, с.48-51
- Колотыгина В. Секреты кофе // GEOfocus №10, октябрь 2004 с.50-54
- Брагина С. Люблю я макароны // GEOfocus №2, февраль 2003 сю50-54
- Рейд М.Т. Кофеин // National Geographic №1 2005 с.40-66
- Чистых Б. Еда из пробирки // GEO №2 февраль 2004 с.124-134
- Бронивецкий П. Зерна, которые будят мир // GEO №4, 2004, с.144-156
- Вкусные открытия мира // GEO №1, 2003, с.61-116
- Воробьева М. Молоденький листочек // “Вокруг света”, Апрель, 2003, с.94-104
- Воробьева М. Страны сыра // “Вокруг света”, март, 2003, с. 138-147
- Лупанина О. Злачное тесто// “Вокруг света”, ноябрь, 2002, с.104-111
- Колбасный марш // “Вокруг света”, март, 2002, с. 70-77
- Соловьева А. // “Пища богов”, “Вокруг света”, декабрь, 2001, с.40-47
- Никитенко Е. Родом из Кафы.// “Вокруг света”, сентябрь, 2001, с. 92-100
- Ден В.Э. Курс экономической географии. – Ленинград – Москва, Государственное Издательство “Типография Печатный Двор”, 1925, с. 682
- Семёнов В.Н., Семёнов Н.Н. Саратов купеческий. – Саратов: Изд. Журнала “Волга”, 1995. – с. 352
- Умный Ивашка: Русские народные загадки // Сост. Г.М. Науменко. – М.: Детская литература, 1991. – с.64
- Иванов С. Второй хлеб Италии // “GEO” №11 / 2006. – с.220-221.
- Откуда у сыра дырки?// “Вокруг света”, № 6(2801), июнь, 2007, с. 94-95