Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся о гидросфере.
Задачи:
- продолжить формирование приемов учебной работы в группе;
- продолжить формирование элементарных понятий экологии, выделив взаимосвязи “природа – человек”$
- проиллюстрировать последствия воздействия человека на природу.
Оборудование:
- физическая карта полушарий; 2. физическая карта России;
- компьютер, экран, проектор; 4. доклады учащихся об обитателях гидросферы; 5. атласы; 6. контурные карты с заданиями; 7. таблица;
- кроссворды; 9. жетоны.
Ход урока
1. Объявление темы и цели урока, представление команд, объяснение правил проведения игры.
Сегодня мы совершим путешествие по гидросфере и узнаем, какое значение имеет гидросфера для обитателей нашей планеты.
Из учеников класса образую команды, которые придумывают название своей команды. Так как гидросфера разноцветная, то и названия должны включать цвет. А также атрибуты своей команды.
Капитаны команд отвечают за качество подготовки участников и распределяют очередность ответов между ними. За каждый правильный ответ команда получает жетон. Чья команда набирает большее количество жетонов, выигрывает.
1 конкурс – “Викторина”
- Что такое “гидросфера”?
- Перечислите части гидросферы (работа с таблицей). Каждой команде раздаются таблицы, которые они должны заполнить.
- Где соленость воды наиболее высокая, а где — наиболее низкая? Каковы причины ее изменения?
- Каспийское ... — это что?
- Описать мировой круговорот воды.
- Что такое “морена”?
- Почему цунами не опасны в открытом океане?
- Дать определение понятию “река”.
- Какой географический объект расположен на высоте 1054 м?
- Какова роль Гренландии в образовании айсбергов?
- Перечислите основные свойства воды.
- Назовите виды ледников.
- Какой географический объект имеет координаты 53° с.ш., 142° в.д.?
- Что такое “Гольфстрим”?
- Почему морякам нужны “таблицы приливов”?
- В каком море соленость воды достигает 42%?
- Что такое “Анхель”?
- Каковы причины возникновения волн?
- Чем материк отличается от острова?
- Назовите самое глубокое озеро в мире.
- Какие течения считаются теплыми, а какие — холодными?
- Где наблюдается соленость воды в 270%?
- Что такое “пролив”?
- Какой географический объект имеет координаты 58° с.ш., 92° в.д.?
- Что такое “соленость”?
- Почему бессточное озеро может стать соленым?
- Что такое “айсберг”?
- Что такое “снеговая линия”?
2 конкурс – “Пять подсказок”
Ответы на задания этого конкурса требуют от учащихся сообразительности, эрудиции, умения логически мыслить и рассуждать. Предлагаю угадать объект с помощью подсказок. Всего подсказок пять, и я зачитываю их поочередно. Ответы принимаю после каждой подсказки. Если команда правильно ответила после первой подсказки, она получает 5 баллов, после второй – 4 балла, после третьей – 3 балла, после четвертой – 2 балла, после пятой – 1 балл. Ученик, верно ответивший на вопрос, должен показать названный объект на карте.
I
- 1-я подсказка – площадь этого объекта около 7 млн. км2.
- 2-я подсказка – этот объект находится в Южной Америке.
- 3-я подсказка – он собирает воду примерно с половины территории материка.
- 4-я подсказка – на этой площади расположена Амазонка со своими притоками.
- 5-я подсказка – это территория, с которой Амазонка собирает воду.
(Ответ: бассейн Амазонки.)
II
- 1-я подсказка – это озеро расположено в Европе.
- 2-я подсказка – это прекрасное ледниково-тектоническое озеро.
- 3-я подсказка – в годы Великой Отечественной войны его называли “дорогой жизни”.
- 4-я подсказка – оно находится на северо-западе Восточно-Европейской равнины.
- 5-я подсказка – рядом с ним расположено Чудское озеро.
(Ответ: Ладожское озеро.)
III
- 1-я подсказка – это очень необычное море Атлантического океана.
- 2-я подсказка – оно находится у юго-восточных берегов Северной Америки.
- 3-я подсказка – примерно в этом районе расположен Бермудский треугольник.
- 4-я подсказка – его границы – морские течения.
- 5-я подсказка – в этом море распространены водоросли с одноименным названием.
(Ответ: Саргассово море.)
3 конкурс – “Немая карта”
Командам раздаю контурные карты мира. На них цифрами обозначены 20 объектов гидросферы. Необходимо за 2 мин. Подписать как можно больше названий обозначенных географических объектов, не пользуясь атласом. Максимальное количество баллов – 20.
4 конкурс – “Ассоциации”
Командам необходимо угадать слово, используя логический ряд и пояснить ход своих рассуждений. Задания данного типа способствуют развитию мышления, учат детей находить взаимосвязи между различными объектами и процессами, а также очень нравятся детям.
- Землетрясение, волна, скорость, опасность, разрушения. (Цунами.)
- Испарение, облака, осадки, река, море. (Мировой круговорот воды.)
- Ветер, вода, бутылка, письмо. (Течения.)
- Горы, высота, уступ, вода, грохот, зрелище. (Водопад.)
- Вода, соленость, доля вещества. (Промилле.)
- Океан, корабль, лед, гора, опасность. (Айсберг.)
5 конкурс – “Кроссворды”
Команды обмениваются кроссвордами, которые подготовили дома.
6 конкурс – “Плакаты по теме урока”
Защита плакатов по теме “Значение гидросферы в жизни обитателей Земли” капитанами команд.
В конце урока подведение итогов, выставление оценок.