Школьное обучение, безусловно, формирует познавательные интересы и самостоятельность младших школьников, но в школе идет, в основном, развитие тех интересов, которые непосредственно связаны с изучением конкретных учебных предметов. Вместе с тем, успехи младшего школьника, его эрудиция, интеллектуальная культура связаны не только с программными знаниями-умениями, но и с уровнем развития широких познавательных интересов. А это, в свою очередь, предопределено интересом ребенка к самостоятельному чтению. Мои дети часто посещают библиотеки города, а школьная - стала для них постоянным местом времяпровождения.
Всем известно, что статус класса, оценка труда учителя осуществляется по числу отличников. Класс, в котором много отличников – предмет гордости школы, родителей и, конечно, самого учителя. Дети с высоким уровнем готовности к школе требуют особого внимания и отдельных заданий.
Важно, чтобы они не заскучали, не потеряли интерес к учению из-за иллюзии легкости, иначе эти ребята могут пропустить тот момент, когда в классе пойдет новый, неизвестный материал.
Прежде всего мы должны помнить, что способные дети – это те, которые проявляют интерес к различным видам деятельности, как интеллектуальной, так и творческой. Важно не только поощрять участие детей в деятельности, но и поддерживать их активность, постоянно “подпитывать”, углублять их познавательные интересы.
Вот, например, стихотворение моей ученицы появилось на свет прямо на наших глазах во время последней весенней экскурсии, когда мы в один из солнечных дней вышли на улицу и “разглядывали” весну, дышали ей:
Уже весна!
Теплее стало
И ярко солнце засверкало.
Грачи и ласточки летят.
Встречать весну они хотят.
Подснежник первый расцветает,
Медведь из берлоги вылезает. (Ижбердеева Эльвира)
Стараюсь побуждать успешных учеников расширять свои знания, предлагаю организовывать познавательную деятельность, вовлекая в нее других учеников класса.
Одной из задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, России, к родным корням.
Как развивать интерес детей к судьбе своей “малой Родины”, формировать нравственную позицию к родному краю?
Так, например, группа моих успешных учеников в 4 классе, готовясь к школьной научно-познавательной конференции учеников, взяли на себя организацию проекта, посвященного предстоящему юбилею родного города.
Не могу не выразить слова благодарности автору интегрированного курса “Окружающий мир” Н.Ф. Виноградовой, который развивает интерес детей не только к природе, но и родной стране, её истории. Благодаря материалу, который предлагает нам учебник и рабочая тетрадь, я узнала много интересного о своих учениках, об их семьях.
Этот предмет осуществляет подготовку к изучению пяти систематических курсов основной школы (природоведения, биологии, истории, обществоведения, географии), закладывает необходимые предпосылки для изучения физики и химии.
Специфика его содержания способствует развитию таких интеллектуальных способностей, без которых невозможно успешное самостоятельное обучение (осознание связей и зависимостей в окружающем мире; практическое овладение пространственными и временными понятиями; понимание целостности окружающего мира и др.) Главное достоинство этого курса состоит в том, что он берет на себя функции интеграции природоведческих и социальных знаний и формирования целостного взгляда на природу. С этой целью отобраны наиболее актуальные для ребенка этого возраста знания, которые обеспечивают формирование системы его взаимодействия с окружающим миром.
Большинство заданий – на размышление, поиск, небольшое самостоятельное исследование школьника. Например, в соответствии с программой в третьем классе мы изучали две темы, формирующие обществоведческие и исторические представления: “Человек в разные исторические времена” и “Труд людей в разные исторические времена”.
Изучение первой темы позволило детям представить те изменения, которые происходили с самим человеком (его внешний вид, характер, быт, отношения к явлениям окружающей жизни и др.) от древности до наших дней. Вторая тема связана с развитием трудовой деятельности людей (дети узнают, как возникли и развивались земледелие, промышленность, как строились города и появлялись разные профессии). Изучение этих тем заканчивается уроками обобщения (“Древняя Русь”, “Московская Русь”, “Россия”).
Их значение велико, т.к. эти уроки обобщают полученные детьми знания по конкретной эпохе. Вопросы и задания помогают школьникам вспомнить и воссоздать все, что относится к данному историческому времени.
Вот только несколько вопросов, которые помогают оживить уже известную информацию, ориентироваться в историческом времени:
- Как выглядел человек в Древней Руси?
- Расскажи, во что верили жители Древней Руси.
- Как изменилась вера славян в Х веке?
- Представь, что ты житель Древней Руси (Московского государства, России).
Расскажи о себе: как тебя зовут, где ты живешь, каков твой дом, кем можешь работать ты …
Приведу примеры работ из урока - обобщения по теме “Славяне”:
Чепига Дмитрий (писал работу от лица жителя Древней Руси):
“ Мы, славяне, были всегда бодрыми, сильными, неутомимыми. Презирая непогоду, мы сносили голод и всякую нужду. Мы удивляли многие народы своей неутомимостью и быстротой. Наши мужчины мало пеклись о своей наружности. Мы считаем, что главной красотой мужчин является крепость тела, сила в руках и легкость в движениях. Наш народ всегда был воинственным, но несмотря на это, оставался добродушным и гостеприимным.”
Есть также вопросы и задания, которые побуждают ученика творчески подойти к решению учебной задачи или найти ошибку в предложенном высказывании.
После таких уроков в моем классе появлялись творческие работы, объединенные в журналы: “ Мое имя”, “Журнал мод”, “Моя семья в Древней Руси”.
После работы над репродукцией картины В.И.Сурикова “Взятие снежного городка”, которая помогает учащимся определить настроение, переданное художником: радость, веселье, удаль людей, празднующих Масленицу, невозможно не провести праздник Масленицы в классе.
Мои дети в 3 классе провели школьный праздник Масленицы для учащихся 3-4 классов)
Мои учащиеся проявляют огромный интерес к урокам "Окружающего мира", поскольку средства обучения по данному курсу позволяют организовать самостоятельную познавательную деятельность школьников, создавая основу для развития их мышления, воображения, творчества и общей культуры.
Мои дети любят играть, ходить на экскурсии. Ребята свободно излагают свои мысли, чувства, не стесняются высказать личное мнение.
Наступил последний год обучения моих учеников в начальной школе. И, конечно, как и любой учитель, я задаю себе вопрос: “Чему я их научила, какими они стали и как будут использовать знания и умения в дальнейшем обучении?” Самое главное, что могу сказать о своих воспитанниках: им нравится учиться, они задумываются над тем, что им рассказывают на уроках, задают массу вопросов, спорят друг с другом! Они дружны между собой, внимательны друг к другу, открыты, у них есть ответственность за себя и за свою учебу.
Разве может это не радовать?! И это результат моей работы, отношения к своим ученикам и, бесспорно, результат работы по учебно-методическому комплекту “Начальная школа ХХI века”.