Тип урока: урок конкретизации.
Цели:
- Развивать теоретическое мышление, коммуникативные навыки;
- Закрепить способы решения задач через составление уравнений, числовых выражений, по действиям;
- Проверить: умения выделять в задаче отношения величин и моделировать эти отношения с целью нахождения правильных способов решения задач на движение, сформированность вычислительных навыков. Переходить от текста к схеме, умение решать задачи.
- Воспитывать чувства товарищества и взаимопонимания при работе в парах и группах.
Ход урока
ЭТАПЫ | ЦЕЛЬ | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
1. Организационная часть | Эмоциональный настрой учащихся на продуктивную работу | На доске оценочная шкала “Умеем ли мы?” |
Учащиеся готовы к уроку, доброжелательный настрой. |
2. Ситуация “успеха” Тестовое задание
( можно провести физминутку) |
Проверить умение сопоставлять схемы к содержанию задач, обосновывать свой выбор (сравнивать, обобщать) | Даётся простая задача на движение и три
схемы. Текст задачи: Велосипедисты начали движение одновременно в противоположных направлениях. Один ехал со скоростью 14 км/ч, а другой со скоростью 18 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут находиться велосипедисты через 2 часа? СХЕМЫ: А) Б) ?км
В) - Какую схему выбрали? Почему? - Чему учились, выполняя это задание? - У кого трудность? - Почему получился такой результат? |
Сопоставляют схемы и текст задачи
самостоятельно, затем обсуждают в парах. Показывают знак “мы готовы” Решение (исходя из схемы) можно выполнить устно: (14+18):2=16(км) v- скорость (дополнительная мерка) t- время ( сколько раз берут мерку) s – расстояние ( целое) - Правильны схемы а) и б) |
3. Обобщение способов решения задач а) моделирование б) Решение задачи разными способами |
Проверить умения выделять в задаче
отношения величин и моделировать эти отношения с целью нахождения правильных способов решения задачи. 1.Решить задачу (с опорой на схему) разными способами. Проверить вычислительные навыки. |
- Как будем работать над задачей? Текст задачи: Швейная мастерская получила 300 м ткани. Из неё можно сшить 100 одинаковых костюмов. Израсходовали 99 м ткани. Сколько костюмов можно сшить из оставшейся ткани? Проверка четвёртого шага алгоритма решения задачи Вариант схемы №1 Вариант схемы №2 Вывод: - Почему вы так действовали? - Чему учились? - У кого всё получилось правильно? - У кого возникли трудности? - Почему схема предпочтительнее краткой записи? 1 способ: 1) 300:100=3(м)- расход на 1 костюм 2) 300-99=201(м)-осталось 3) 201:3=67(кост) 2 способ: (300-99):(300:100)= 67 3 способ: (300-99):X=300:100 или 300:100xX=300-99 (учитель может дать задание личностно-ориентированного характера, в группы сменного состава и т.д.) Вывод: - Какие способы в решении задачи вы применили? - Какой способ самый трудный? - А какой самый интересный? - Чем труднее, тем интереснее. - Почему получился одинаковый результат? - У кого возникла трудность в выборе способа решения? - У кого трудность в вычислении? |
- По алгоритму: 1) Чтение текста задачи. 2) Выделение величин. 3) Выделение цели задачи. 4) Моделирование, составление схемы. 5) Выбор действия на схеме. 6) Решение. 7) Проверка. Выполняют построение схемы самостоятельно в тетрадях, затем обсуждение в группах. У доски представители от групп доказывают правильность выбора схемы и способов решения задачи. В тетрадях и на доске появляется оценочная шкала “правильность выбора схемы” и “выбора действия на модели” - Учились моделировать, выделять отношения величин. - Прочитав схему, сразу находишь правильный способ решения. Решает 1-ый ряд Решает 2-ой ряд Решает 3-ий ряд Работа самостоятельная, затем проверка в группе. Решение выносят для обсуждения на доску. - Решали по действиям с пояснением, составляли числовое выражение, составляли уравнение. - Через уравнение. На доске и в тетрадях появляется оценочная шкала “правильность вычислений” - Выбрали правильно способы решения и верно вычислили. |
4. Итог урока | Сделать общий вывод по уроку Результат: Умение использовать обобщённый способ действия при решении частных задач. (разноуровне- вость задания, нацеленная на рефлексию учащихся) |
Вывод: - Что делали на уроке? - Как решали задачу? - Зачем решали задачу разными способами? - Решая задачу, как вы общались между собой? Домашнее задание: Придумать свою задачу на движение, описать способ и решить. Предложить соседу по парте решить свою задачу. |
- Разными способами. - Хотели проверить, как умеем решать задачи. - Общались корректно, умеем слушать своих товарищей, умеем доказывать свой выбор. |
Список используемой литературы:
- Программа для четырёхлетней начальной школы. Образовательная система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Международная Ассоциация “Развивающее обучение”, М. 2000 год.
- “Оценка уровня сформированности учебной деятельности” Г.В.Репкин, М.,1998 год.