ВВЕДЕНИЕ
Социально-экономические преобразования, происходящие в современной России, требуют существенных изменений в экономическом образовании молодежи. При переходе к рынку изменились требования, предъявляемые к будущим специалистам и, в первую очередь, требуется совершенствовать экономическую подготовку молодежи.
Поэтому перед педагогическим коллективом учреждения среднего профессионального образования стоит задача такой организации педагогического процесса, который позволил бы сформировать у выпускника: профессиональную компетентность, развитое экономическое сознание, способность к самостоятельным решениям, творческую активность и ответственность за выполненную работу, способность к достойному нравственному выбору в разных ситуациях экономической деятельности.
В экономическом образовании студентов нашего техникума используются разнообразные формы и методы: лекции, беседы, экскурсии, лабораторно-практические занятия.
Практика показывает, что традиционные формы занятий для подготовки специалистов нового типа недостаточно эффективны. Необходимо, чтобы на занятиях по экономическим дисциплинам студенты не просто прослушали лекцию по теме, а приняли активное участие в обсуждении и анализе той или иной ситуации. Мы считаем, что в обучении должны широко применяться активные формы обучения, например, такие как мини-исследования, деловые игры, индивидуальные и групповые творческие задания, проекты, конференции и др. Именно от выбранных форм занятий и методов обучение зависит достижение поставленных целей. Традиционно в техникуме проводится декада экономических дисциплин, в рамках которой проходят и внеаудиторные мероприятия.
Из всех форм внеаудиторной работы мы подробнее остановимся на конкурсах. Участие в конкурсах развивает у будущих специалистов интерес к профессии и предметам экономического цикла, дает возможность проявить свое творчество и знания, способствует развитию коммуникативных качеств студентов и ответственности за свои действия.
Конкурс "КТО ХОЧЕТ СТАТЬ ЗНАТОКОМ НАЛОГОВ?"
Конкурс является эффективной формой работы со студентами средних специальных учебных заведений, изучающими дисциплину “Налоги и налогообложение”. Конкурс способствует повышению знаний выпускников, развивает интерес к предмету и исследовательские навыки студентов.
ЦЕЛИ КОНКУРСА
Основными целями конкурса являются:
- предоставление студентам возможности проявить свое творчество и показать знания в области налогообложения;
- повышение уровня экономической культуры и гражданственности студентов.
ОРГАНИЗАЦИЯ КОНКУРСА
Для проведения конкурса создается оргкомитет. Конкурс проводится в два этапа:
I этап - заочный. Этот этап конкурса предполагает письменные испытания в виде творческих заданий .
II этап - очный. Тема "Знаю ли я налоги?"
Отбор конкурсных работ осуществляет жюри. Победители конкурса определяются решением жюри. Победители награждаются дипломами и денежной премией:
УЧАСТНИКИ КОНКУРСА
К участию в конкурсе приглашаются студенты специальности 080110 “Экономика и бухгалтерский учет” средних специальных учебных заведений.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА
Первый этап конкурса предполагает письменные испытания в виде творческих заданий. Студентам предлагается высказать свое мнение по поставленным вопросам, привести аргументы или представить себя на месте того или иного лица.
Форма работ: рассказ, исследование, эссе, плакаты, листовки, иллюстрации. Вопросы творческого задания приведены в приложении.
Второй этап конкурса проводится в форме письменного тестирования.
Всем участникам выдаётся задание в виде теста по налогам (см. приложение). Задание выполняется в течение 30 минут и, оцениваются членами жюри. Для проведения письменного испытания используется формуляр, форма которого приведена ниже.
Фамилия___________________
Группа______
№ вопроса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Варианты ответов |
|||||||||||||||
A |
|||||||||||||||
B |
|||||||||||||||
C |
|||||||||||||||
D |
ПРИЛОЖЕНИЕ
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:
- Представьте, что вы - президент страны, готовитесь принять указ о налогах. С кого и сколько вы собирали бы налогов? Объясните, для чего нужны налоги.
- Народная мудрость гласит: “Если ты хочешь помочь голодному, то не давай ему рыбу, а дай ему удочку и научи его эту рыбу ловить”. Как эту мудрость можно применить к состоянию российской экономики?
- Составьте портрет такого гражданина, каким бы вы хотели его видеть.
- Как вы понимаете высказывание Гераклита: “Народ должен защищать закон, как свой оплот, как охранительную свою стену”?
- Французский писатель Ж. Лакордер писал: “Свобода возможна лишь в той стране, где право господствует над страстями”. Как вы понимаете эти слова?
- Какие налоги вы ввели бы в родном городе, районе, чтобы улучшить там жизнь?
- Можно ли собирать налоги с граждан и организаций, не опираясь на закон?
- Почему люди не любят платить налоги?
- Почему государство не любит тех, кто не любит платить налоги?
- Составьте краткое описание плаката, призывающего платить налоги, и придумайте к нему текст.
ТЕСТ:
На каждый вопрос выберите из предложенных вариантов правильный ответ.
1. Налоги - это:
- добровольные пожертвования граждан в пользу государства для обеспечения общественных благ;
- обязательные выплаты в пользу государства;
- ежегодные платежи.
2. К функциям государства, выполняемым за счет сбора налогов, относится:
- перераспределение доходов граждан;
- перераспределение ресурсов в интересах общества в целом;
- верно все вышеперечисленное.
3. Налог на добавленную стоимость - это пример:
- акциза;
- косвенного налога:
- прямого налога.
4. В России действуют следующие ставки НДС:
- нулевая ставка, 10% и 18%;
- 10% и 18%;
- 18%;
- Другой набор ставок.
5. Основные права каждого российского налогоплательщика - это:
- право на информацию о налоговом законодательстве;
- право на неуплату налога в случае двойного налогообложения;
- право оспаривать ставки налогов;
- верно все вышеперечисленное.
6. Налогоплательщик имеет право:
- предоставлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов;
- присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
- получать копии отчета налоговой проверки и требования об уплате налогов;
- верно все вышеперечисленное.
7. Найдите неверное высказывание.
- плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики;
- налогоплательщики имеют право представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично;
- налогоплательщики имеют право представлять свои интересы в налоговых правоотношениях через доверенных лиц;
- налоговый орган вправе в бесспорном порядке взыскать с организации-недоимщика недоимку по налогу в любое время.
8. Найдите неверное высказывание.
- теневая экономика - сфера деятельности, доходы от которой скрываются от налогообложения;
- “серый бизнес” - это легальный бизнес, в котором часть доходов скрывается от налогообложения;
- “черный бизнес” - нелегальный бизнес;
- “белая зарплата” - это зарплата, получаемая “в конвертах”, скрываемая от налогообложения.
9. Целенаправленная плата государству за оказанные услуги - это:
- налог;
- пошлина;
- сбор;
- налогообразный платеж.
10. Налоговое планирование:
- это совокупность законных методов уменьшения налоговых платежей;
- является общепринятой мировой практикой;
- может применяться и в России;
- верно все вышеперечисленное.
11. Недоимка - это:
- задолженность по уплате налога;
- сумма любого долга;
- не снесенная в срок часть страховой суммы.
12. Выберите орган, который в РФ не вправе осуществлять налоговый контроль:
- налоговые органы;
- финансовые органы;
- таможенные органы;
- органы государственных внебюджетных фондов.
13. Выберите из ниже перечисленного то, что не относится к правам налогоплательщика:
- получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах;
- присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
- встать на учет в налоговых органах;
- использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством.
14. Заявление о поставке на учет организации подается в налоговый орган после государственной регистрации в течение:
- 10 дней;
- 30 дней;
- 20 дней;
- 2-х лет.
15. Укажите, какой из перечисленных ниже органов не является налоговым:
- Министерство РФ по налогам и сборам;
- прокуратура;
- таможенные органы;
- органы государственных внебюджетных фондов.