Цели:
- Познакомить детей с творчеством Н.Носова и с произведением “Мишкина каша”.
- Развивать речь, умение редактировать, исправлять предложения из текстов-рецептов.
- Учить отличать тексты от кулинарных рецептов.
- Воспитывать интерес к детской литературе, профессии повара, к приготовлению пищи.
1. Огрмомент
2. Знакомство с творчеством Н.Н.Носова
3. Знакомство с рассказом Н.Н.Носова “Мишкина каша”
- Почему мальчики остались голодными?
- Кто им помог?
- Почему каша оказалась такой вкусной?
- Очень важно, уметь готовить, знать много кулинарных рецептов, чтобы не остаться голодным!
4. Беседа по теме урока
- Не только умение готовить и знание кулинарии приводит к приготовлению вкусных блюд. Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы подумайте, что еще может повлиять на приготовление пищи?
О.Григорьев “Повар”
Повар готовил обед,
Но тут отключили свет.
Повар берет леща
И опускает в компот.Бросает в котел поленья,
В печку кладет варенье,
Мешает суп кочерыжкой
Угли бьет поварешкой.Сахар сыплет в бульон,
и очень доволен он.
То-то был винегрет,
Когда починили свет.
(Ответы детей: свежие и хорошие продукты, печь, настроение и условия приготовления)
5. Дидактическая и подвижная игра “Что для чего?”
Класс делится на две команды, у каждой команды – по пустой кастрюле. Напротив
Команд, в конце класса – столы, а на них – карточки с названиями продуктов. За 1 минуту, пробегая по-одному, команда выбирает и складывает в кастрюлю все необходимые (среди правильных есть и ненужные продукты)ингредиенты для своих блюд (1 команда – борщ, 2 – пельмени).
6. Рассматривание выставки книг на изучаемую тему
- Какие особенности у книг с кулинарными рецептами?
- Какие рецепты особенно часто ваши мамы используют? Зачитайте некоторые из них.
Вывод: - Речь четкая, деловая, ее задача – сообщить точные сведения о том, как что-то приготовить, какие продукты, какие действия и в какой последовательности выполнять.
7. Упражнения в умении отличать различные типы текстов от кулинарных рецептов
Зачитывать их разные отрывки, а дети определяют тип текста.
8. Корректировка предложений с повторами
Например,
Надо взять ….(берут), Надо положить ….(кладут)
9. Работа синонимами
Надо – сначала, потом, затем, после этого, в конце…
10. Наблюдение над глаголами
- Взять, положить, налить – слова приказывают, нежели чем советуют. Поэтому заменяем глаголы 1 лица будущего времени: возьмем, нальем, положим… Или глаголы 3 лица: берут, ставят, кладут, делают это так…
11. Дача д/задания
Приготовить рассказ приготовления вашего любимого блюда.
Урок развития речи (2 часа) (через 2- 3 дня)
Тема: Составление кулинарных рецептов, с использованием
знаний из личного опыта.
Цели:
- Закрепить умения отличать тексты-рецепты от других текстов.
- Формировать умения составлять и исправлять предложения для текстов-рецептов.
- Прививать культуру грамотной речи, навыки коллективной работы.
- Развивать творческое воображение и мышление.
- Воспитывать любовь к родному языку.
1. Оргмомент. Цели и задачи урока.
Как легко приготовить обед!
Ничего в этом трудного нет,
Это проще простого:
Это раз и готово!(Если мама готовит обед!)
Но бывает, что некогда маме,
И обед себе варим мы сами.
И тогда не пойму
(Не пойму, в чем секрет!)
- Кто любит вкусно поесть?
- А кто из вас любит сам готовить?
- Сегодня мы вами будем пробовать писать кулинарные рецепты своих любимых блюд.
2. Упражнение в корректировке кулинарных рецептов.
А) (Запись на доске:
Моя мама часто по утрам, когда мы голодны, готовит нам яичницу. Я ее очень люблю.)
- Какая замечательная еда – яичница. Чем она привлекает нас?
(быстротой приготовления, вкусом, качеством и малым набором продуктов)
- Что нам нужно для ее приготовления?
(сковорода, яйца, соль и все, можно добавить все, что окажется под рукой)
- Будет ли это рецепт? (нет)
- Почему? (это не деловой стиль, нет сообщений о способе действий)
- Давайте сделаем из этого текста рецепт (стереть эти предложения).
- Что нужно для начала? (взять сковороду)
- Что кладется, чтобы яичница не подгорела? (жир, масло, маргарин)
- Сковорода еще холодная, что нужно сделать? (разогреть)
- Хорошо, сковорода нагрелась, масло растаяло, что делаем дальше? (разбить яйца, посолить)
(На доске, по ходу беседы, появляется запись:
Нужно взять сковороду, положить масло и нагреть. Разбить и вылить в сковороду яйца, посолить. Немного поджарить.)
- Перечислите, все ли верно? (нет)
- Это не приказ, а сообщение о способе действия. А все глаголы в приказной форме. Заменим эти глаголы на глаголы 1-го, 3-го лица настоящего времени.
(На доске появляется новый текст:
Чтобы приготовить яичницу, возьмите сковороду, положите на нее масло и растопите его. Разбейте и вылейте на сковороду яйца, посолите и немного поджарьте.)
Б) - На прошлом уроке внеклассного чтения мы с вами говорили об особенностях текстов кулинарных рецептов. Сейчас прочитаем этот текст, могут ли быть такие рецепты?
Снежинки.
В миску положите 0,5 кг творога, разбейте 2 яйца, добавьте манную крупу и сахар. Перемешайте, налейте полкастрюли воды, слегка посолите и поставьте на плиту. Из приготовленной массы сделайте шарики, обваляйте в манной крупе и опустите в кипящую воду. Варите до всплытия.
- Перед вами предложения через чур насыщенные глаголами, с большим количеством запятых. Ваша задача, подредактировать его, сделать более простым и доступным для понимания. Вам нужно убрать ненужные глаголы, изменить оставшиеся, чтобы они отвечали на вопросы: “Что делаем?”, “Что делают?”
3. Коллективное составление рецепта.
- А сейчас мы с вами будем “варить макароны”. Ели ли вы когда – нибудь варенные макароны?
- Кому это блюдо понравилось? Ну, а теперь все вместе составим рецепт приготовления отварных макарон.
(На доске:
посолите
налейте
опустите
поломайте
слейте)
- Какие действия необходимо выполнить, и в каком порядке?
(На доске:
В кастрюлю … . … , когда вода закипит - … макароны. Варите 20 минут. Положите в раковину дуршлаг и … .)
- Чтобы вкус был соленым, что надо добавить?
- Сразу ли будем класть макароны? Почему?
- Когда их кладут?
- Это важные сведения для рецепта?
- Продолжим эти предложения, что получится? (работа с доской)
- А как вы думаете, для чего нужен дуршлаг? (сливать, откидывать, чтобы стекла вода)
4. Конкурс на лучший кулинарный рецепт.
Самостоятельная работа учащихся.
5. Составление книги – сборника из придуманных детьми рецептов.
6. Дача Д/задания: - Оформить книжку-малышку “Кулинарные рецепты для маленьких детей”.