В наше время большинство родителей стремятся к тому, чтобы их ребенок начал изучать иностранный язык в раннем возрасте. Удовлетворение потребностей родителей, заинтересованных в хорошем знании детьми иностранных языков, начиная с дошкольного возраста, приводит к необходимости введения иностранного языка в программу дошкольного учреждения.
Эксперименты по введению иностранных языков в дошкольных учреждениях начали проводить еще с 60-х годов. С этой целью была создана “Программа обучения дошкольников в детском саду”. Но она не была реализована, и одной из причин было то, что при поступлении ребенка в школу изучение языка прерывалось и возобновлялось лишь в 5 классе. Согласно же новому базисному уровню общеобразовательных школ изучение иностранного языка будет начинаться во 2 классе, следовательно, будет решена и проблема преемственности в обучении.
Обучение детей дошкольного возраста иностранному языку должно быть основано на психофизиологических особенностях данного возраста. Ученые доказали, что самый оптимальный возраст для начала изучения иностранного языка 5-7 лет. Дети этого возраста уже достаточно хорошо влдеют родным языком, у них преобладает непроизвольное запоминание, они легко вступают в контакт. Отсутствие так называемого языкового барьера, т.е. страха торможения, мешающего вступить в общение на иностранном языке даже при наличии необходимых навыков, является также преимществом данного возраста.
Но во время этих занятий дети большую часть времени проводят в сидячем положении. Они пассивны, быстро устают, неусидчивы, их внимание рассеивается, а, как известно, для детей этого возраста движение является биологической потребностью организма и дети, естественно, хотят больше двигаться. Поэтому, было бы эффективнее строить обучение иностранному языку детей данного возраста на основе двигательной активности и в игровой форме. При интегрированном обучении иностранному языку и физической подготовке дети большую часть времени находятся в движении, что способствует повышению их физической подготовленности, укреплению их здоровья.
Одновременно дети усваивают иностранный язык, и при этом они активны на протяжении всего занятия, так как при таком обучении происходит смена одной деятельности на другую, что вызывает интерес у детей.
Систематические занятия физическими упражнениями также способствуют улучшению функционального состояния центральной нервной системы, снижению сердечно-сосудистой и дыхтельной систем, двигательного аппарата и повышают уровень физической подготовленности детей.
На занятиях физическими упражнениями у детей развиваются все психические процессы (восприятие, мышление, память, анализ, синтез и т.д.)
В процессе физического воспитания и обучения иностранному языку имеются большие воможности для осуществления нравственного, умственного, эстетического трудового воспитания. При правильно организованных занятиях физическими упражнениями создаются благоприятные условия для воспитания положительных черт характера (честность, справедливость, взаимопомощь, умение заниматься в коллективе), а также для проявления волевых качеств (смелость, решителность, настойчивость в преодолении трудностей и др.).
Вариативный подбор игр и упражнений, предлагаемый детям во время таких занятий, а также нетрадиционная форма их проведения направлены на развитие функциональных и двигательных возможностей детей и на формирование у них интереса к физической культуре и языку.
Если в неделю проводится два занятия по иностранному языку и два по физкультуре, то, обединив их, при сопряженной физической подготовке и обучении иностранному языку увеличивается количество часов без дополнительной нагрузки. Длительность занятий – от 25 до 35 минут. Напоняемость в группах не должна превышать 10 человек.
В содержание обучения включаются стихи, песни, считалки, которые сопровождаются движениями.
Bend your head
Bend your knee!
Grow as a tall
As a tall tree!
Raise your head
Jump up high!
Wave your hand
And say “Good bye”.
В начале обучения особое внимание следует уделять артикуляции звуков и интонационному оформлению речи.
Фонетическая отработка звуков проводится в виде звукоподражательных действий: Imagine that you are planes. (Представьте, что вы самолетики). Дети “летают” по кругу и говорят:
The plane is flying up in the sky -
Vvv vvv vvv.
Over the land and over the sea-
Vvv vvv vvv.
Для проверки узнавания детьми звуков можно дать следующее задание:
Услышав в словах звук [s] поднимите руки вверх, а, услышав звук [t]- опустите их (подпрыгните на правой, на левой ноге и т.д):
Sun, tree, tiger, horse и т.д.
Большинство детей старшего дошкольного возраста имеют достаточно развитый речевой слух, правильно произносят звуки родного языка. Но и в этом возрасте встречаются дети, которые не совсем четко произносят некоторые звуки и многосложные слова.
Это необходимо учитывать при обучении иностранному языку, так как почти все языки по некоторым своим характеристикам противоречат друг другу. В первую очередь, это касается их звуковой стороны: в любом языке есть звуки, которые характерны только для него. Например, в английском языке есть межзубные звуки, которых нет в русском языке. Более того, межзубное произношение звуков русского языка (шипящих и свистящих) считается речевым дефектом (межзубный стигматизм), требующим серьезной работы по его исправлению. Но даже те дети, у которых наблюдается такой вид дефекта, неправильно произносят межзубные звуки английского языка.
Лучшему овладению фонетическим строем языка способствует сопровождение процесса произнесения звуков движениями рук и всего тела, ведь ребенок, как считает американский педагог Элизабет Клейр, учится всем своим существом. Пользу физического действия для усвоения языкового материала заметили уже давно, поэтому существует большое количество пальчиковых игр, которые было бы хорошо использовать и на интегрированных занятиях.
Одно из самых известных стихотворений - “This Little Piggy Went to Market”. Дети читают стихотворение и показывают при этом соответствующий палец. Им будет легче запоминать, если провести аналогию с русским языком. В русской традиции тоже есть такие игры. И, если спросить детей, они, наверняка, скажут игру “Сорока-воровка кашу варила”.
Английская игра Русская игра This little piggy
Went to market.
This little piggy
Stayed home,
This little piggy
Had roast beef,
This little piggy
Had none,
And this little
Piggy cried,
Wee, wee, wee
All the way home.Сорока-воровка
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
И этому дала,
А этому не дала:
Ты дров не рубил,
ты кашу не варил.
Вот тебе! Вот тебе!
Обучение по данной программе предусматривает использование большого количества игр с речитативами на английском языке, а, как известно, игра является ведущей деятельностью детей данного возраста. Игры с речитативами способствуют формированию правильного звукопроизношения, усвоению лексики.
Например, во время проведения игры “Кто быстрее займет свое место” дети повторяют предлоги и числительные.
“Кто быстрее займет свое место”.
Дети рассчитываются по порядку на английском языке. Воспитатель называет 2 номера, которые должны быстро выполнить его команду и занять свое место:
Number 1 and number 7! Stand behind the chair!
Number 4 and 9! Stand near the chair!
Number 5 and 10! Stand in front of the window!
На занятиях также используются общеразвивающие упражнения, сопровождаемые объяснением на английском языке. При выполнении упражнений дети тоже проговаривают команды на английском языке.
1. Heels together side by side, toes apart, straighten your shoulders, the stick in your hands is down. Bend forward, put the stick on the floor; stand straight, bend down and take the stick.
2. Stand straight, hands up. Bend right, stand straight, bend left and stand straight. Do the same standing on your knees, sitting on the floor.
3. Stand straight, hands down. Stand on tiptoe- hands forward, stand on heels – hands backwards.
Нужно отметить, что хотя мы говорим о сопряженной физической подготовке и обучении иностранному языку, это не означает, что дети должны, постоянно находится в движении, выполнять какие-то физические упражнения. Например, это невозможно при введении новых лексических единиц, грамматических форм. В этот момент все внимание ребенка должно быть направлено на запоминание слов и никакие другие действия, движения не должны отвлекать его. В школах на уроках английского языка учитель проводит физкультминутки, чтобы дети смогли немного расслабиться, подвигаться, т.к. большую часть времени они проводят в статистическом положении. При сопряженной физической подготовке и обучении иностранному языку на занятиях дети все время находятся в движении: бегают, прыгают, выполняют физические упражнения, изображают разных животных. Конечно же, они устают и им нужны минутки отдыха. Во время таких минуток воспитатель и вводит новые слова и грамматические формы. Дальнейшее закрепление введенных слов может происходить в играх и разных подвижных соревнованиях: “Кто быстрее добежит и принесет собачку”. При этом можно повторить названия цветов, расширив это задание: “Кто быстрее добежит и принесет белую собачку” и т.п. Но если вводятся такие глаголы, как “прыгать”, бегать, “плавать”, то такие глаголы лучше сопровождать движениями.
Такие интегрированные занятия смогут решить противоречие педагогического процесса и развития личности в детском возрасте - это несоответствие между активно-деятельной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни. Оно конкретизируется рядом частных противоречий: между социальной потребностью общества в здоровых детях и отсутствием адекватного соотношения между интеллектуальным и физическим компонентами их развития; между определяющим значением деятельности в развитии личности и установками преимущественно на словесное воспитание.
Литература
- Н.А. Горлова Состояние методики раннего обучения иностранным языкам на пороге третьего тысячелетия. // ИЯШ 2003г. – №5.- С. 11-17
- Т.И. Осокина. Физическая культура в детском саду. М.: Просвещение. 1996г. - С. 228-294