Открытый урок "Путешествие в страну русских сказок"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Формирование типа правильной читательской деятельности.

2. Развитие речи, памяти, воображения, интерес к книге – собеседнику, мышления.

3. Воспитывание черт характера, как доброта, нежность.

4. Учить видеть удивительное рядом.

5. Воспитание любви, уважения к устному народному творчеству.

6. Обобщить, систематизировать знания учащихся о сказках. Работать над выразительностью.

Оборудование: выставка книг, иллюстрация к сказкам.

Ход урока

I. Орг. Момент.

II. Актуализация.

На доске: Цитаты (см. приложение 1)

Страна Русских Народных сказок.

Звучит музыка.

Ведущий. Волшебная сказка – неизведанная страна. В ней оживает чудесный мир, заполненный светом, солнечным сиянием, лесным шумом, посвистыванием ветра. Сказка – это литературное произведение, где всегда рассказывается о чем-то необыкновенном, волшебном. В сказке всегда идет борьба добра и зла, честное, доброе всегда побеждает. Она несет в себе элемент нравоучения. Сказка получила свое название от слова сказ. Сказ – это устный рассказ, повествование, сообщение, которое передается из уст в уста.

Людей, которые умеют очень хорошо рассказывать сказки называют сказители.

Дети сегодня мы отправимся в путешествие по удивительной стране, которой нет ни на одной карте мира. Мы отправимся в Страну русских народных сказок. Нам поможет ковер-самолет, который прилетел сюда специально за нами. Встаньте на ковер, закройте глаза. Мы отправляемся в путешествие.

(Звучит музыка, ведущий продолжает под музыку).

Мы летим над горами, над морями, над дремучими лесами. Все ближе сказочная страна. Ковер-самолет медленно опускается на землю. Мы прилетели. Открывайте глаза, нас встречает сказка.

В класс входит Алёнушка – девочка в русском народном костюме. В руках у нее корзина.

Аленушка.

Сказка, сказка, прибаутка,
Рассказать ее не шутка.
Чтобы сказочка с начала
Словно реченька журчала,
Чтоб к концу и ста и мал
От нее не задремал.

Здравствуйте, ребята (кланяется).

Добро пожаловать в Страну русских народных сказок.

Меня зовут Аленушка. Помните, в какой я сказке живу?

Ответы детей: “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”.

Аленушка. В корзине у меня сказочные вещи. Они принадлежат героям русских народных сказок. Этих героев вы хорошо знаете. Ответьте мне, чьи эти вещи.

Достает из корзины и показывает детям:

  • кувшин с узким горлышком (“Лиса и журавль”);
  • зеленые мелкие яблоки (“Гуси-лебеди”);
  • золотое яйцо (“Курочка Ряба”);
  • жар-птицу (“Жар-птица и Василиса-царевна”);
  • дедушкин сундучок (“Царевна-лягушка”);
  • бобовое зернышко (“Петушок и бобовое зернышко”);

Аленушка. А еще у меня есть сказочные письма, только на них нет обратных адресов. Кто написал эти письма?

Достает из красивых конвертов письма, читает их.

1.

Кто-то за кого-то
Ухватился цепко:
Ох, никак не вытянуть!
Ох – засело крепко.
Но еще помощники скоро прибегут…
Победит упрямицу дружный общий труд!
Кто засел так крепко?
Может это… (репка).

2.

Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался… (колобок).

3.

Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (три медведя).

4. Спасите! Нас съел серый волк… (козлята из сказки “Волк и Семеро козлят”).

5. Очень расстроена.

Нечаянно разбила яичко… (мышка из сказки “Курочка Ряба”).

6. Все закончилось благополучно,

Только хвост мой остался в проруби… (волк из сказки “Лисичка-сестричка и серый волк”).

Ведущий. Сегодня наши ребята выступают в роли героев русских народных сказок. Они хотят загадать загадки про свои сказки.

Дети в костюмах персонажей русских народных сказок по очереди выходят вперед. В руках у них таблички, где написано несколько вариантов ответов, один из которых правильный.

Иванушка. Я – Иванушка из сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”. Скажите. Какой зверь помог мне и моей сестре убежать от Бабы Яги? (еж, барсук, заяц).

Лиса. Я – Лисичка-сестричка из русской народной сказки “Лисичка-сестричка и волк”. Ответьте мне на вопрос, куда волк опускал свой хвост, чтобы поймать рыбу? (в озеро, в реку, в пруд).

Мороз-Синий нос. Я – Мороз-Синий нос из русской сказки “Два мороза”. Кого я морозил? (барина, мужика, старика).

Падчерица. Я - Падчерица из сказки “Морозко”. Вот моя сказка. Что подарил мне Дед Мороз? (сундук, мешок, ларец).

Снегурочка. Я – Снегурочка. Скажите, чему я обрадовалось весенним деньком? (снегу, дождю, граду).

Кот. Я – Кот из сказки “Кот, Петух и Лиса”. Моя загадка такая.

На чем я играл у лисьей норы? (на балалайке, дудочке, гуслях).

Ведущий. В сказочной стране живут сказочные числа.

В названии какой русской сказки есть число три? (“Три медведя”)

В названии какой русской сказки есть число семь?(“Волк и семеро козлят”)

Сколько зверей встретил Колобок на своем пути? (четыре)

Сколько человек вытаскивали репку? (три)

Физкультминутка. Ведущий.

Только в лес мы вошли
Появились комары. (Руки вверх, хлопок над головой).
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
(Руки за голову кладем
И вразвалочку идем).

Снова дальше мы идем,
Перед нами водоем.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее.
Раз-два, раз-два –
Позади теперь вода!
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко…
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса,
Мы лисичку обхитрим,
На носочках пробежим.
Зайчик скачет быстро в поле,
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседы – шалунишки.
Но закончилась игра
И учиться нам пора.

Аленушка. Ребята, какая сказка начинается такими словами:

Стоит в поле теремок,

Он не низок не высок… (“Теремок”).

Ведущий. Конечно, дети хорошо знают сказку “Теремок”. Сейчас они покажут инсценировку по мотивам русской народной сказки “Теремок”.

В конце сказки ведущий предлагает медведю не ломать теремок, а поиграть с детьми.

Ведущий.

А давайте проверим. Хорошо ли наши ребята знают русские народные сказки, их героев и волшебные предметы, которые там встречаются.

1. Эта старушка живет в лесной избушке одна-одинешенька. Она помогает добрым молодцам. Но может и обидеть их. Иногда на нее дразнятся “костяна нога” (Баба Яга).

2. Как называется необычный домик, где обитает Баба Яга? (избушка на курьих ножках).

3. Как называется “самолет Бабы Яги”? (ступа).

4. Обычно его изображают всего состоящего из костей. Он не может умереть, пока не отыщется спрятанная в яйце его смерть. (Кощей Бессмертный).

5. Он обитает в лесу и даже считается лесным начальником. Говорят, что зимой он спит, а весной просыпается. А встретится ему в темном лесу прохожий, он его пугать начинает: “Ух, ух, ух!” (леший).

6. Он хозяин рек, озер и прудов. У него зеленые волосы, а на руках между пальцев перепонки, как у лягушки… (водяной).

7. Трехглавое чудовище изрыгающее пламя, с которым борется в сказке добрый молодец (Змей Горыныч).

8. Как звали волшебную рыбу, которая могла выполнить любое желание? (щука).

Молодцы, ребята, хорошо вы знакомы со сказочными персонажами и волшебными предметами!

Аленушка. Скажите, ребята, вы знаете русские народные сказки, которые заканчиваются весело? (“Маша и медведь”, “Гуси-лебеди”, “Царевна-лягушка”, “Умный батрак”, “Жар-птица и Василиса-царевна”, “Кот и лиса”, “Петушок и бобовое зернышко”).

А какие сказки заканчиваются грустно? (“Колобок”, “Лиса и тетерев”, “Лиса и журавль”, “Лиса и козел”, “Два мороза”, “Лисичка-сестричка и волк”).

Ребята, случилось очень неприятное происшествие. Баба Яга узнала, что в нашу сказочную страну прилетели гости. Она закрасила черной краской иллюстрации в детских книжках, чтобы вы никого не смогли узнать. Посмотрите, что случилось!

Показываются иллюстрации из сказок. Дети определяют, откуда они взяты.

Аленушка. Ребята, я слышу, что меня кто-то зовет. Кажется, это волшебная яблонька (подходит к изображению яблони с яблоками, прикрепленному к доске).

Эта яблонька шепчет. Она хочет угостить всех наших гостей своими молодильными яблочками. Для этого ее нужно потрясти над волшебным коробом. (снимает яблоньку, трясет ее над коробом, в него заранее положены яблоки).

Яблочки посыпались!

Спасибо, тебе яблонька! (раздает яблоки).

Ведущий. И тебе спасибо, Аленушка. Нам пора улетать обратно. До свиданья, мы с тобой еще встретимся в сказках. Дети, становитесь на ковер, закрывайте глаза. Мы возвращаемся. (звучит музыка, ведущий продолжает под музыку)

Ведущий. Ковер-самолет поднимается выше и выше. Внизу осталась волшебная страна. Мы летим над горами, над морями, над дремучими лесами. Вот и наш город, наша школа. Мы приземляемся. (музыка смолкает)

Ведущий. Открывайте глаза, мы снова дома! Нас ждут новые путешествия. Эта путешествия вы совершите со своими верными друзьями – книгами. Каждому из вас мы дарим книги сказок. Счастливого вам пути! (раздача книг)

Приложение №1.

  1. Сказки… В них виден быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия, и этот лукавый русский ум, столь склонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве. /В. Г. Белинский/.
  2. Через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа. /А. Н. Толстой/.
  3. Думаю, не ошибусь, когда скажу, что сказки… заставили меня на всю жизнь полюбить прошлое и настоящее моего народа. /В. М. Васнецов/