Открытый урок "Строение глюкозы"

Разделы: Химия


Цели урока:

  1. определение сущностных характеристик глюкозы
  2. развитие навыков анализа, прогностических качеств ума при выполнении химического эксперимента по распознанию функциональных групп глюкозы
  3. создание условий для применения знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни
  4. создание условий для осознания необходимости грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.

Учебная задача урока: Изучение строения глюкозы, т.е. последовательности соединения атомов, наличие характерных функциональных групп глюкозы, взаимозависимости строения и свойств данного вещества.

Тип урока: изучение нового материала.

Ведущие методы обучения: проблемно-поисковая беседа, химический эксперимент.

Дидактическое обеспечение: карточки “Проверь себя”, оборудование для проведения лабораторных и демонстрационных опытов.

Формируемые общеучебные знания и умения:

  • знание правил по технике безопасности при проведении химических опытов
  • развитие умений способов умственной деятельности;
  • знания важнейших органических веществ, используемых человеком в жизни.
  • развитие умения проводить простейший химический эксперимент, владеть методологией учебного исследования; использовать свои знания в повседневной жизни.

Ход урока

Таблица 1

I. Актуализация темы (повторение).

На доске записаны понятия:

а) 1-ое и 2-ое положения ТХСОС (Теория химического строения органических соединений)

б) химическое строение

в) функциональная группа

г) структурная формула

д) изомерия

(Идёт фронтальная работа с понятиями).

Учитель активизирует внимание на 2-ом положении ТХСОС (Теория химического строения органических соединений), подчёркивает: строение вещества, взаимное влияние атомов определяет свойства вещества.

Это положение – ведущая линия сегодняшнего урока.

Задается вопрос группе:

- Как можно записать химическое строение вещества на бумаге, на доске…

Ответ – структурной формулой, которая отражает последовательность соединения атомов в молекуле.

Для многих органических веществ характерны функциональные группы.

Какие функциональные группы Вы знаете, какому классу они принадлежат.

Для повторения этого вопроса студенты работают с таблицами №1 “Проверь себя”, такая работа направлена на самоанализ, самоконтроль своих знаний по данной теме.

Результатом данной деятельности является составление на доске и в тетрадях студентами таблицы №2, графы 1,2,3.

Таблица 2

II. Изучение нового материала.

Учитель задаёт вопрос группе.

- Что Вы знаете о глюкозе?

Студенты называют знакомые свойства глюкозы: сладкая, растворимая в Н2О, т.д.

Учитель заявляет, что этих знаний недостаточно для полной характеристики глюкозы. Глюкоза – удивительное вещество, это энергетический резерв каждой клетки, без глюкозы клетка погибает, избыточное содержание глюкозы в крови, связанное с гипофункцией поджелудочной железы, приводит к заболеванию – сахарному диабету.

Итак, чтобы узнать о данном веществе больше, с чего нужно начать изучение глюкозы?

Химического строения глюкозы?

Это и есть тема сегодняшнего урока, который мы назовём проектом.

Любой проект имеет задачи (идёт целеполагание), выделяются следующие учебные задачи:

- изучение строения глюкозы

- наличие характерных функциональных групп глюкозы

- доказательство взаимосвязи строения и свойств данного вещества.

Проект имеет гипотезу (предположение).

Учитель обращает внимание на молекулярную формулу глюкозы С6Н12О6, 6 атомов кислорода войдут в определенные функциональные группы.

Какие функциональные группы можно предположить в глюкозе (это и есть гипотеза данного проекта).

Студенты предполагают наличие функциональных групп тех, которые они изучили.

альдегидную
карбоксильную

– ОН гидроксильную.

Учитель уточняет, что в глюкозе возможно несколько гидроксильных групп и объясняет почему.

Для реализации проекта какие используются методы исследования?

Это химический эксперимент и наблюдения.

Студенты проводят химические опыты по определению функциональных групп глюкозы, заполняют таблицу № 2, графы 4 и 5.

Делают вывод:

Глюкоза – альдегид и многоатомный спирт.

Итак, мы подошли к решению задачи по выведению структурной формулы глюкозы.

Запишите структурную формулу глюкозы (учитель даёт дополнительную информацию:

Известен сложный эфир глюкозы с уксусной кислотой, который называется пентауксусный эфир.

Студент записывает структурную формулу глюкозы на доске.

Учитель обращает внимание на 3-й атом углерода, говорит о его асимметрии.

III. Обобщение расширение и углубление знаний по данной теме.

Учитель говорит о взаимосвязи строения вещества и его свойств.

Задаёт вопрос группе:

- Как на примере глюкозы можно показать эту взаимосвязь?

Студенты предполагают, что глюкоза – сладкое вещество (наличие нескольких гидроксильных групп).

Глюкоза альдегид, значит вступает в реакцию окисления и восстановления.

Глюкоза – многоатомный спирт, значит, вступает в реакцию с Си(ОН)2 с образование глюконата меди II.

Далее учитель даёт информацию, глюкоза входит в состав пчелиного меда и показывает опыты, с помощью которых можно доказать это, используется (Си(ОН)2) (гидроксид меди II). Подчеркивает, что знания химических свойств можно использовать: практически определить качество мёда.

IV. Рефлексия. Подведение итогов урока, формулировка основных выводов этапов учебного исследования:

  1. Определение темы.
  2. Цели исследования
  3. Гипотеза исследования.
  4. Результаты.

V. Даётся задание для внеаудиторной самостоятельной работы.

Приложение 1