Цели урока:
- определение сущностных характеристик глюкозы
- развитие навыков анализа, прогностических качеств ума при выполнении химического эксперимента по распознанию функциональных групп глюкозы
- создание условий для применения знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни
- создание условий для осознания необходимости грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
Учебная задача урока: Изучение строения глюкозы, т.е. последовательности соединения атомов, наличие характерных функциональных групп глюкозы, взаимозависимости строения и свойств данного вещества.
Тип урока: изучение нового материала.
Ведущие методы обучения: проблемно-поисковая беседа, химический эксперимент.
Дидактическое обеспечение: карточки “Проверь себя”, оборудование для проведения лабораторных и демонстрационных опытов.
Формируемые общеучебные знания и умения:
- знание правил по технике безопасности при проведении химических опытов
- развитие умений способов умственной деятельности;
- знания важнейших органических веществ, используемых человеком в жизни.
- развитие умения проводить простейший химический эксперимент, владеть методологией учебного исследования; использовать свои знания в повседневной жизни.
Ход урока
I. Актуализация темы (повторение).
На доске записаны понятия:
а) 1-ое и 2-ое положения ТХСОС (Теория химического строения органических соединений)
б) химическое строение
в) функциональная группа
г) структурная формула
д) изомерия
(Идёт фронтальная работа с понятиями).
Учитель активизирует внимание на 2-ом положении ТХСОС (Теория химического строения органических соединений), подчёркивает: строение вещества, взаимное влияние атомов определяет свойства вещества.
Это положение – ведущая линия сегодняшнего урока.
Задается вопрос группе:
- Как можно записать химическое строение вещества на бумаге, на доске…
Ответ – структурной формулой, которая отражает последовательность соединения атомов в молекуле.
Для многих органических веществ характерны функциональные группы.
Какие функциональные группы Вы знаете, какому классу они принадлежат.
Для повторения этого вопроса студенты работают с таблицами №1 “Проверь себя”, такая работа направлена на самоанализ, самоконтроль своих знаний по данной теме.
Результатом данной деятельности является составление на доске и в тетрадях студентами таблицы №2, графы 1,2,3.
II. Изучение нового материала.
Учитель задаёт вопрос группе.
- Что Вы знаете о глюкозе?
Студенты называют знакомые свойства глюкозы: сладкая, растворимая в Н2О, т.д.
Учитель заявляет, что этих знаний недостаточно для полной характеристики глюкозы. Глюкоза – удивительное вещество, это энергетический резерв каждой клетки, без глюкозы клетка погибает, избыточное содержание глюкозы в крови, связанное с гипофункцией поджелудочной железы, приводит к заболеванию – сахарному диабету.
Итак, чтобы узнать о данном веществе больше, с чего нужно начать изучение глюкозы?
Химического строения глюкозы?
Это и есть тема сегодняшнего урока, который мы назовём проектом.
Любой проект имеет задачи (идёт целеполагание), выделяются следующие учебные задачи:
- изучение строения глюкозы
- наличие характерных функциональных групп глюкозы
- доказательство взаимосвязи строения и свойств данного вещества.
Проект имеет гипотезу (предположение).
Учитель обращает внимание на молекулярную формулу глюкозы С6Н12О6, 6 атомов кислорода войдут в определенные функциональные группы.
Какие функциональные группы можно предположить в глюкозе (это и есть гипотеза данного проекта).
Студенты предполагают наличие функциональных групп тех, которые они изучили.
альдегидную карбоксильную
– ОН гидроксильную.
Учитель уточняет, что в глюкозе возможно несколько гидроксильных групп и объясняет почему.
Для реализации проекта какие используются методы исследования?
Это химический эксперимент и наблюдения.
Студенты проводят химические опыты по определению функциональных групп глюкозы, заполняют таблицу № 2, графы 4 и 5.
Делают вывод:
Глюкоза – альдегид и многоатомный спирт.
Итак, мы подошли к решению задачи по выведению структурной формулы глюкозы.
Запишите структурную формулу глюкозы (учитель даёт дополнительную информацию:
Известен сложный эфир глюкозы с уксусной кислотой, который называется пентауксусный эфир.
Студент записывает структурную формулу глюкозы на доске.
Учитель обращает внимание на 3-й атом углерода, говорит о его асимметрии.
III. Обобщение расширение и углубление знаний по данной теме.
Учитель говорит о взаимосвязи строения вещества и его свойств.
Задаёт вопрос группе:
- Как на примере глюкозы можно показать эту взаимосвязь?
Студенты предполагают, что глюкоза – сладкое вещество (наличие нескольких гидроксильных групп).
Глюкоза альдегид, значит вступает в реакцию окисления и восстановления.
Глюкоза – многоатомный спирт, значит, вступает в реакцию с Си(ОН)2 с образование глюконата меди II.
Далее учитель даёт информацию, глюкоза входит в состав пчелиного меда и показывает опыты, с помощью которых можно доказать это, используется (Си(ОН)2) (гидроксид меди II). Подчеркивает, что знания химических свойств можно использовать: практически определить качество мёда.
IV. Рефлексия. Подведение итогов урока, формулировка основных выводов этапов учебного исследования:
- Определение темы.
- Цели исследования
- Гипотеза исследования.
- Результаты.
V. Даётся задание для внеаудиторной самостоятельной работы.