Урок истории в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Указать ученикам на начало истории России, то есть на образование первого государства, от которого ведут свое происхождение все последующие.
  • Закрепить знания учащихся о строении государства в Древней Руси и сравнить с нашим временем.
  • Знакомство учащихся со знаковыми личностями начальной истории России - первыми великими князьями Олегом и Владимиром Святославовичем, их роль в процессе создания государства: Олег – объединитель большинства племен восточных славян и фактический создатель государства, Владимир – князь, сменивший первобытную языческую религию на одну из мировых религий, что позволило ускорить развитие культуры на Руси.

Ход урока

I. Введение в урок.

Учитель: Ребята, прозвенел звонок, начинаем наш урок.

Сегодня – это один большой урок. И вести его будет не один учитель, а сразу несколько. Я назову их: учитель музыки, учитель изобразительного искусства и я, ваш учитель.

Вы обратили внимание на то, что и наши рабочие места-столы расставлены сегодня необычно?

Начнем урок с предмета, название которого зашифровано на данной карточке:

И100рия

1. Что изучает история?

На доске запись:

“Что было, видели наши деды, что будет, увидят внуки”

2. Как ведется счет времени в истории?

Чему равен век? Эра?

Для чего люди придумали такой счет времени в истории? (чтобы не потеряться в бесконечном времени)

Почему во многих странах точкой отчета исторического времени выбран год рождения Иисуса Христа?

3. На листе бумаги нарисована “река времени”. Однако на ней не все проставлено. Каждая команда получает свой вариант.

4. Как, откуда мы получаем знания об исторических событиях, как люди узнавали о прошлом, когда не было книг?

(исторические источники – предания, былины, летописи, записки и иностранцев, находки археологов, книги, фильмы …)

Что же связывает нас всех с прошлым? (ответ читают в учебнике)

5. Прочитайте пословицу, написанную на доске:

“В лицо ребенок себя не знает, а имя свое ведает”.

Прокомментируйте ее.

На выставке представлены лучшие работы ребят, на которых выстроено родословное древо их семьи.

6. У каждого человека есть своя Родина- место, где он родился и вырос: его дом, город, село, его страна. Но все мы вместе имеем одну, общую Родину, которую называем…(Отчизной).

Наша страна называется … (Россия)

Каким другим словом можно заменить слово “страна”? (государство)

Как устроено наше государство? (правительство – армия – милиция - общество).

7. Изобразите с помощью диаграммы Венна устройство государства.

8. Страна, Родина - это не столько государство (границы, правительство), сколько люди (общество)

Известный русский ученый-историк Василий Осипович Ключевский сказал:

“История - это фонарь, зажженный в прошлом, горящий в настоящем и освещающий дорогу в будущее”.

II. Основная часть.

1. Сегодня мы говорим об истории Отечества и отправляемся в путешествие в далекие времена, когда жили наши предки.

Представьте, что мы поднимаемся на корабль, способный путешествовать по “реке времени”. Начнем мы наше путешествие с самых истоков этой реки. Звучит музыка.

Стоп, машина! Первая остановка.

Что за народ встретили мы? (славяне)

Наши предки- славяне. Предки – это люди, от которых мы произошли.

Были ильменские славяне (озеро Ильмень), поляне (поля, степи, древляне (деревья), вятичи (основатель рода Вятко), дреговичи (“Дрягва” болото).

Кто расскажет нам о древних восточных славянах? (дети зачитывают творческие работы, подготовленные к уроку)

2. Как, какой семьей жили наши предки? По одному? (род - племя - Княжество - государство).

Сделаем вывод: значит род это множество людей? А племя? … Что больше? Что же происходило с родами? (они объединялись)

3. Зачем? С какой целью?

Изобразите математическими символами объединение славян.

Таким образом, мы говорим об образовании первого государства – Древняя Русь.

4. Нашим предкам жилось нелегко. Не было у них тех инструментов, орудий труда, которыми можем пользоваться мы. И жилища древних славян очень отличались от наших домов. А для того, что бы человеку в те далекие время жилось легче, люди поклонялись своим богам, приносили им жертвы.

До наших дней сохранились различные обычаи и традиции, которые не выполняют уже ту роль, ради которой были придуманы, но остаются в нашей жизни, так как несут красоту, память о наших предках.

Знаете ли вы, что девушки очень часто обращались к богам, чтобы они дали им хорошего, доброго, умного, трудолюбивого жениха - хорошего отца их будущих детей. Они просили об этом у стройной, белоствольной, кудрявой березки.

Девочки исполняют хоровод “Ты, березка”.

 

5. Учитель музыки ведет рассказ о мелодичности песен, хороводов тех времен.

6. А как интересна по виду, украшению была одежда древних славян. На уроке труда мы подготовили заготовки, с помощью которых попытаемся выполнить модели женской одежды, рассмотрим украшения, подготовленные “бригадой классных ювелиров”. В этой работе нам поможет учитель изобразительного искусства.

7. Учитель ИЗО - одежда восточных славян, узоры.

Просмотр фрагмента фильма.

8. “Река времени” течет, и мы движемся вместе с ней.

Звучат колокола православного храма.

В славном городе Новгороде, в 879 г. княжил (т. е. руководил) князь Олег. Так как он был не славянином, а скандинавом, его имя было Хельги.

9. Об этом великом человеке нам поведала Летопись тех времен.

Послушаем ( один из учащихся читает отрывок):

“И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого прежде поставил кормить, решив никогда на него не садиться. Ибо когда-то спрашивал он волхвов и кудесников: "От чего я умру?". И сказал ему один кудесник: "Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, - от него тебе и умереть?". Запали слова эти в душу Олегу, и сказал он: "Никогда не сяду на него и не увижу его больше". И повелел кормить его и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошел на греков. А когда вернулся в Киев и, прошло четыре года, - на пятый год помянул он своего коня, от которого волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов и сказал: "Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?". Тот же ответил: "Умер". Олег же посмеялся и укорил того кудесника, сказав: "Неверно говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив". И приказал оседлать себе коня: "Да увижу кости его". И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: "От этого ли черепа смерть мне принять?". И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер. Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемою Щековица; есть же могила его и доныне, слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три. ”

Чтение группой учащихся “Песнь о вещем Олеге”.

В историю нашего государства вошло имя женщины. Звали ее Ольга.

Она была женой князя Игоря, который пришел на смену князю Олегу.

Просмотр фрагмент фильма.

8. Физминутка

На доске записаны слова с пропущенными буквами. Каждое звено заполняет пробел. Выиграет то звено, кто быстрее и правильнее выполнит задание.

К…лчан М. . нах Р. . месло
Г. . родище Д…спехи Х…ромы
С. . бор Лет. . пись Ст. . лица
Р…гатина Р…ссия Сл. . вяне

Звук колоколов.

Наступил 969 год. В славном Киеве-граде стал княжить Владимир

Святославович. Этот человек вошел в историю не только, как киевский князь, но и как человек, который ввел на Руси христианство.

Чтение “Богородица, дева, радуйся!. . . ”

III. Заключение.

На этой дате 890 г., мы сегодня остановимся. Нам предстоит еще многое узнать об истории нашего государства. На этом уроке мы вспомнили и закрепили наши знания об образовании первого государства.

Как называется наука о прошедших событиях, жизни людей в прошлом и настоящем?

Как называлось первое государство?

А как называется страна, в которой ты родился?

Реши ребус:

- Р1А (Родина)

IV. Итоги. Рефлексия. Выставление оценок.

Используемые иллюстрации.

Великий князь Олег

Вариант мужского костюма

Великие княгиня Ольга и князь Владимир