Цели:
- Способствовать формированию у детей естественнонаучной картины мира.
- Учить детей устанавливать закономерности в природе.
- Познакомить детей с деревьями и их особенностями.
- Формировать у детей экологическую культуру.
- Развивать логику суждений, наблюдательность, воображение, речь.
- Развивать умение работать в группе.
Оборудование:
- три конверта с фотографиями (картинками) представителей трех “профессий” экосистем болото, озера, луга;
- картинки с изображением представителей разных видов растений;
- кроссворды с заданиями, таблички с названиями частей дерева, названиями экосистем;
- картинки с изображением животных, обитающих в разных частях дерева; фильм об экологических катастрофах лесной экосистемы.
Ход урока
I. Организационный момент – установка на работу.
Учитель приветствует детей. Дети рассажены в три группы. Перед началом работы дети проговаривают правила работы в группах.
П. Актуализация знаний – работа в группе, основанная на повторении изученного материала, по ситуациям, вызывающим затруднения, что и стало поставленной проблемой.
Учитель: Лена и Миша увлечены изучением окружающей среды. Они настоящие исследователи природы. Сегодня я получила от них три письма. В них они вложены фотографии, сделанные во время своих путешествий. Сейчас группы получат письма с фотографиями и подумают, что объединяет все фотографии в конвертах.
Дети работают в группах, раскладывают фотографии, обсуждают их и делают выводы:
1 группа: в нашем конверте собраны представители экосистемы озера (перечисляют их). Озера бывают проточные и бессточные.
На доску вывешивается табличка с названием экосистемы.
2 группа: в нашем конверте собраны представители экосистемы болота (перечисляют их).
На доску вывешивается табличка с названием экосистемы
3 группа: в нашем конверте собраны представители экосистемы луга (перечисляют их).
На доску вывешивается табличка с названием экосистемы.
Учитель: Молодцы! Давайте вспомним, что может произойти с течением времени с этими экосистемами.
Дети: - Если озеро бессточное, то разрушители не справляются со своей работой, а это значит, что круговорот веществ в нем замкнут не полностью, и постепенно условия в озере меняются. Оно превращается в другую экосистему – болото. (В бессточном озере частицы почвы оседают на дно и образуется ил. Остатки умерших растений и животных перемешиваются вместе с илом и остаются на дне. Растения разрастаются и их корни образуют сплошной ковер – сплавину. Она постепенно захватывает все озеро. Дно становится выше, и заросшее дно постепенно превращается в болото - второй вариант ответа).
- Разрушителям трудно жить в болотной почве, к тому же много мха – сфагнума, который убивает микробы и отлично впитывает влагу. Отмершие останки не разрушаются, а постепенно уплотняются в торф. Со временем болото сохнет и зарастает травой. Пройдет много лет и здесь будет луг.
Ш. Постановка проблемы – дети выдвигают гипотезы о глав. поизв. Дети помогают самостоятельно выдвинуть тему урока.
Учитель: А давайте предположим, что же будет дальше с лугом.
Дети выдвигают версии, учитель фиксирует их на доске. Предполагаемые ответы детей:
- С лугом ничего не произойдет.
- Луг превратится в лес.
- Луг будет распахан и превратится в поле.
Учитель: Посмотрите, сколько у нас мнений, и все они разные. Какое же будет правильным? Как можно это определить?
Дети: Можно обратиться к энциклопедиям, спросить у родителей, поинтересоваться у учителя биологии, почитать в учебнике.
Учитель: Молодцы! Все вы правы. Но сегодня ближе нам с вами учебник. Откройте страницу 56 и прочитайте диалог детей.
Прочитав и подумав, дети делают вывод.
Дети: Благодаря плодородию почв луга, рано или поздно на месте травянистых зарослей, появляются всходы кустов и деревьев. Деревья будут расти, затенять собой травы, и постепенно дуг превратится в лес.
Учитель вывешивают на доску табличку: “Экосистема леса”.
Учитель: А какие факторы нужны для роста растений?
Дети: Солнечный свет, почва - из которой растения берут влагу и минеральные вещества, воздух – из которого растения берут углекислый газ.
Учитель: А кто из вас дети бывал в лесу? Какие растения вы видели там?
Дети: В лесу много разных видов растений: деревья, мхи, грибы, кустарники.
Учитель вывешивает на доску демонстрационные картинки с представителями этих видов растений.
Учитель дает слово информационной группе (дети приводят интересные факты о представителях мира растений, собранные из энциклопедических источников).
Учитель: А как же такие разные растения уживаются вместе?
Дети: все растениям в лесу живется хорошо. Каждое растение нашло себе удобное место жительства. Ближе к земле мхи, травы, грибы. Выше растут кустарники, еще выше деревья. Растения выстраиваются как будто этажами.
К этому мнению дети пришли, поработав в группах. Дети выстраивают этажи леса из демонстрационного материала на доске.
Учитель: Вы абсолютно правы. Растения разместились в лесу этажами или ярусами. А чем кроме размеров отличаются растения различных ярусов.
Дети: У травянистых растений мягкий зеленый стебель, у кустарников несколько твердых стеблей, а у деревьев один крупный твердый стебель.
Учитель: мы убедились, что лес богат производителями. Так все же, какие из производителей самые главные в экосистеме?
Дети: Деревья.
Учитель: А почему?
Дети выдвигают разные версии доказательств:
- Деревья самые высокие.
- Им достается больше солнечных лучей.
- Они больше всего потребляют влаги.
IV. Открытие нового знания – работа с учебником, дополнительными материалами, схемами, таблицами.
Учитель: А как вы думаете, о чем будет сегодня наш главный разговор на уроке. Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.
Дети предполагают:
- Деревья.
- Самые главные в лесу – деревья.
- Главные производители леса - деревья.
Учитель открывает тему урока на доске.
Учитель: Для доказательства давайте вспомним, как устроено дерево.
Дети: Корень, ствол, крона.
Учитель: Сейчас группам будут выданы задания, и вы попробуете доказать, какую выполняет каждая часть дерева.
Дети работают в группах, и как результат - краткий рассказ о функциях кроны, ствола и корня.
1 группа: Корни у деревьев мощные. Они укрепляют дерево в почве и не дают ему упасть. Корни глубоко проникают в почву и добывают воду, минеральные вещества, А еще корни являются средой обитания или домом для ежей, мышей и кротов (на доску закрепляется табличка “Корень”, вывешиваются картинки с обитателями этой среды).
2 группа: Ствол дерева покрыт прочной корой, которая защищает его от смены температур и повреждений, а также является средой обитания насекомых и дает им питание. Внутренняя часть ствола пронизана тонкими сосудами, по которым вода с минеральными веществами поднимается вверх к ветвям и листьям (Учитель синим цветом на макете прорисовывает движение воды и минеральных веществ по стволу).
Выступает экспериментальная группа и описывает опыт с растением, постановленным в подкрашенную воду.
3 группа: Крона – это совокупность ветвей и листьев. Листья выделяют кислород и производят органические вещества, снабжающие остальные части дерева. Органические вещества отправляются по сосудам ствола вниз к корням дерева. Крона – это дом многим живых существ: птиц, белок, гусениц, насекомых. (Учитель на макете дерева красным цветом прорисовывает перемещение органических веществ).
Учитель: Кто же сможет сделать вывод о том, кто главный производитель леса?
Дети: Деревья – главные производители леса. Они являются домом и пищей для живых существ и обогащают воздух кислородом.
Показ фильма о бедах лесной экосистемы (2-3 мин. )
Учитель: Ребята, оказывается, не так легка жизнь главных производителей леса – деревьев. И чтобы не произошла их гибель и разрушение экосистемы леса, какие правила нужно соблюдать в лесу? (Экологическая группа знакомит детей с правилами поведения в лесу).
V. Самостоятельное применение знаний –
Учитель выдает группам детей конверт с кроссвордом и заданиями к нему. Дети совещаются, заполняют кроссворд, сверяют свои результаты с эталоном учителя на доске, подводится итог работы с помощью сигнальных карт.
Вопросы кроссворда:
1. Чем служит дерево для живых существ?
2. Часть дерева, удерживающая и помогающая получить влагу и минеральные вещества.
3. Что помогает растениям в экосистеме леса удобно приспособиться к жизни?
4. Какую профессию выполняют растения в экосистеме леса?
5. Часть дерева, пронизанная сосудами.
6. Как называется совокупность ветвей и листьев?
VI. Домашнее задание
Учитель предлагает детям задание на выбор: составить свой вариант кроссворда по данной теме или поработать с заданиями № 5, 7 на странице 58 учебника.
VII. Итог урока. Рефлексия урока (с учетом принципа комфортности, выявление момента положительной работы в группах).
а) Содержание:
Учитель: Над какой темой мы работали сегодня на уроке? Какие новые знания вы получили? Где могут пригодиться новые знания?
б) Совместная деятельность:
Учитель: Сегодня на уроке работа была в группах. Как вы считаете, работать в группе легче и интересней, чем по одному? Попробуйте оценить работу вашей группы.
Идет выявление детей, которые оказали помощь группе на разных этапах урока.
в) Собственная деятельность детей (по желанию)
Учитель: Что вас заинтересовало на уроке больше всего? Какие задания показались интересными, а какие вызвали затруднения?
г) Эмоциональная оценка урока:
Учитель благодарит детей за работу на уроке.