Проблема: Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека.
Цель: Ввести детей в “мир культуры”, создать условия для становления у них осознанного отношения и поведения.
Задачи:
- знакомить с правилами этикета;
- формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;
- учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять, избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных.
Участники: дети, воспитатели.
Тип проекта: долгосрочный.
Направление: коррекция поведения.
Внутренние связи: психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Формы работы: занятия, беседы, игровая деятельность, активизирующее общение, проблемные ситуации, экскурсии, чтение художественной литературы, викторины.
Ожидаемый результат: Знание детьми правил поведения в быту, игре, другой деятельности. Умение оценивать свое поведение, поступать правильно в соответствующей ситуации.
Совместная деятельность педагогов и детей
Тема | Цель | Ресурсное обеспечение | Месяц |
1.Экскурсия “Прогулки в лесную зону”. 2. Беседа после просмотра спектакля “В театре”. |
Формировать любовь к природе,
воспитывать сострадание ко всему живому. Формировать навыки культурного поведения в общественном месте. |
Знаки “Что можно и нельзя делать в
лесу”. Просмотр “Волшебный портфель”. |
сентябрь |
1. Беседа “Культурный человек”. 2. Настольная игра “Я – пешеход”. |
На конкретных примерах дать понятие
“культурный человек”. Формировать навыки культурного поведения на улице, города. |
Игровой материал, грам. запись, художес.
литература. Макет улицы, атрибуты к игре. |
октябрь |
1. Активизирующее общение “Каким я хочу
быть”. 2. Занятие “Мои достоинства и недостатки”. |
Обобщить знания детей о достоинствах и
недостатках, встречающихся у человека. Учить видеть свои недостатки в поведении и уметь управлять ими; избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных. |
Атрибуты к драматизации сказки. Игровые фишки. |
ноябрь |
1. Решение проблемных ситуаций “Этичные
и неэтичные поступки”. 2.Активизирующее общение “Не хочу быть неряхой”. |
Учить относиться к окружающим с заботой
и терпением, но при этом проявлять нетерпимость к
дурным поступкам людей. Воспитывать желание быть всегда опрятным и аккуратным, содержать в порядке и чистоте свои вещи. |
Карточки-картинки с проблемными
ситуациями, дидактический материал. Игровой материал, худож. литература. |
декабрь |
1. Беседа “Маленький, да удаленький”. 2. Занятие “Правила этики”. |
Воспитывать желание помочь близким и
окружающим людям. Познакомить с правилами взаимоотношений людей друг с другом – этикой. |
Художественная литература по теме. Дидактический материал, принадлежности для выпуска стенгазеты. |
январь |
1. Сюжетно-ролевая игра “Я – пассажир”. 2. Активизирующее общение “Береги честь смолоду”. |
Закрепить знания детей о правилах
поведения в транспорте. Дать понятие, что значит быть честным, порядочным человеком. |
Игровые модули, атрибуты к игре. Художественная литература. |
февраль |
1. Игра-соревнование “Рыцарский
этикет”. 2.Активизирующее общение “Какая бывает красота” |
Воспитывать уважительное отношение к
женщине, девочке. На примере русских народных сказок дать понятие физической и духовной красоты. |
Игровые модули, атрибуты к конкурсам. Художественная литература, набор для рисования. |
март |
1.Беседа “Умеешь ли ты дружить?” 2. Викторина “Если с другом вышел в путь”. 3. Сюжетно – ролевая игра “Гостям всегда рады”. |
Дополнить представления детей о дружбе,
воспитывать любовь и доброе отношение к
окружающим. Учить самостоятельно решать проблемные ситуации. Знакомить с правилами этикета, формировать навыки культурного поведения в гостях. |
Дидактический материал, грам. запись. Задания для конкурсов, открытки, разрезанные на несколько частей, призы. Игровые модули, атрибуты. |
апрель |
1 .Конкурс “Культура и мы” | Обобщить знания детей по теме. | Карточки с заданиями, атрибуты к играм, дидактический материал, призы. | май |
Примерные конспекты занятий
Тема: “Ребята, давайте жить дружно!”
Задачи:
- учить детей ощущать близость, тепло другого человека;
- развивать чувство принадлежности к группе, чувства единства и сплоченности;
- повышать уверенность в себе.
Оборудование:
- свеча;
- аудиозапись знакомых песен;
- набор картинок “Правила дружбы”;
- принадлежности для наклеивания.
Ход занятия
Ритуал приветствия “Дружба начинается с улыбки”.
Звучит мелодия песни “Улыбка”. Стоящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза, молча улыбаются друг другу. По окончанию ритуала садятся на стульчики.
Воспитатель: - Вы сейчас прослушали знакомую мелодию, улыбнулись друг другу. А кто скажет, что же начинается с улыбки?
Дети: - С улыбки начинается дружба!
Воспитатель:- Сегодня мы с вами поговорим о дружбе, о добром отношении друг к другу. (Зажигается свеча)
- Как вы думаете, что такое дружба? (Высказывания детей)
- Протяните руки к свече, что вы чувствуете? (Тепло)
- Вот такое же тепло должно исходить от настоящего друга. Посмотрите внимательно на пламя свечи, оно поможет вам вспомнить своих друзей.
- Расскажите о том, кого можно назвать своим другом. Друг это…
- человек, который всегда с тобой в трудную минуту;
- человек, который успокоит и поможет;
- человек добрый, внимательный, с ним хорошо и т.д.
Этюд “Скажи хорошее о друге”.
По желанию выбирается ребенок, его сажают в круг, и каждый говорит о том, что ему нравится в этом ребенке. В своих высказываниях дети отмечают внешние и внутренние достоинства ребенка, приводят примеры.
Воспитатель: - О дружбе и друзьях есть очень много пословиц и поговорок, давайте вспомним их. (Заучиваются детьми заранее)
Эстафета пословиц о дружбе.
Ребенок проговаривает пословицу и рукопожатием передает эстафету стоящему рядом.
- “Старый друг лучше новых двух”;
- “Человек без друзей, как птица без крыльев”;
- “Не имей сто рублей, а имей сто друзей” и т.д.
Воспитатель: - Молодцы! Помните: лучшими друзьями в вашей жизни могут стать ваши близкие: родители, братья, сестры, бабушки и дедушки. Они любят вас. Относитесь к ним с любовью, добротой и вы приобретете настоящих друзей.
- Дети, а как вы думаете, кто из вас умеет дружить?
- А что значит правильно дружить? (высказывания детей)
Воспитатель: - Давайте пройдем к столу. Посмотрите, у меня есть картинки, изображающие как надо и не надо дружить. Возьмите по одной картинке, которая вам больше всего понравилась, объясните свой выбор.
Дети: - Я выбрал эту картинку, потому что…(Если возникает проблемная ситуация: ребенок взял не ту картинку, ему дается возможность исправиться, поменять ее на правильную)
Воспитатель: - Из выбранных картинок я предлагаю оформить “Правила дружбы”:
- Помогай товарищу. Если умеешь что-то делать – научи его. Если товарищ попал в беду – помоги ему, чем можешь.
- Делись с товарищем. Играй так, чтобы не стараться всегда взять себе самое лучшее.
- Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если товарищ не прав, скажи ему об этом.
- Не ссорься, не спорь по пустякам; играй дружно, не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других; не завидуй – радуйся успехам товарища вместе с ним. Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, попроси прощения и признай свою ошибку.
- Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят.
Оформление плаката “Правила дружбы”.
Под исполнение песни “Настоящий друг” Б.Савельева дети наклеивают на общий лист, разделенный на две части, картинки: в верхнюю половину – как правильно дружить, в нижнюю – как не должны поступать настоящие друзья. Готовая работа вывешивается в группе.
Ритуал окончания занятия “Круг друзей”.
Воспитатель: - Давайте возьмемся за руки, посмотрим в глаза друг другу и передадим каждому свою любовь, нежность и заботу.
Стоя в кругу, все берутся за руки, пожимают их, по очереди смотрят в глаза друг другу.
Воспитатель: - Я чувствую, что дружбы стало больше!
Ребенок 1:
Все мы дружные ребята.
Мы ребята – дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем!
Ребенок 2:
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!
Воспитатель:
- Все мы – это одна дружная, большая семья. Мы – настоящие друзья!
- А теперь все дружно задуем свечу.
Тема: “В мире вежливых слов”
Задачи:
- воспитывать уважительное отношение к окружающим людям;
- закреплять знания правил доброжелательного общения;
- научить детей избегать обиды.
Оборудование: Клубочек ниток, персонажи кукольного театра, грамзапись “Гадкий утенок”, маски птиц на каждого ребенка, копилка-коробочка, фишки.
Ход занятия
Дети входят в группу, становятся в круг.
Ритуал приветствия “Поздороваемся”.
Воспитатель:- Наше сегодняшнее занятие мы начнем с очень интересной игры, во время которой все нужно делать очень быстро и не разговаривать. Сейчас выберите себе друга и быстро-быстро пожмите ему руку… А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет поздороваться друг с другом:
- правая рука к правой руке;
- нос к носу;
- спина к спине;
- пятка к пятке.
А теперь все друг к дружке! (дети возвращаются в круг). Вот мы и поздоровались! Располагайтесь поудобнее. (дети рассаживаются).
Воспитатель: - Дети, как вы думаете, каким нужно быть человеком, чтобы понравиться своим близким и друзьям? (трудолюбивым, добрым, заботливым, послушным, вежливым и т.д.)
- Что значит быть вежливым? (не разговаривать грубо, не оскорблять, говорить вежливые слова)
- Давайте вспомним, какие вежливые слова вы помните и знаете.
Игра “Волшебный клубочек”
Воспитатель передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит вежливое слово. Затем клубок передается следующему ребенку, пока очередь не дойдет до воспитателя.
Воспитатель: - Как еще можно назвать слова, которые вы говорили? (волшебные)
- Эти слова никогда не перестанут нравиться. Вежливость - то, без чего нельзя обойтись, как без воздуха.
Слышится плач.
Воспитатель:- Кто это? Знаю это девочка Маша (появляется из-за ширмы персонаж кукольного театра). Она шла через лес и заблудилась, попала к нам в детский сад. Давайте поможем ей найти дорогу домой.
Разыгрывается сцена из кукольного театра.
Маша: - Ребята, помогите мне домой попасть!
Воспитатель: - Маша, ты обращаешься невежливо. Ребята, подскажите Маше, как надо попросить.
(Маша должна сначала поздороваться, потом сказать волшебное слово “Пожалуйста”)
Маша повторяет свою просьбу вежливо.
Воспитатель: - Пошла Маша по тропинке, которую ей указали, и встретила на тропинке медвежонка.
Маша:- Уходи, медвежонок, с моей дороги, дай мне пройти!
Воспитатель:- А медвежонок стоит упрямо и не уходит. Ребята, как вы думаете, почему?
Дети: ( Помогают Маше вежливо попросить медвежонка):
- Медвежонок, здравствуй, дай мне, пожалуйста, пройти!
Медвежонок: Проходи, пожалуйста, Маша.
Воспитатель:- Пошла Маша дальше по тропинке. А вокруг было столько красивых цветов, что она решила собрать букет и сбилась с тропинки. Испугалась Маша, заплакала. Вдруг в верхушках деревьев увидела белочек.
Маша:- Попрошу-ка я их помочь моей беде. Как же мне попросить, чтобы они не отказали? Вспомню-ка я слова, которые мне подсказали ребята. Здравствуйте, белочки! Будьте любезны, помогите мне, пожалуйста, найти дорогу домой.
Белочка: - Здравствуй, Маша! Мы живем рядом с твоим домом, на опушке леса и покажем тебе дорогу. Иди за нами.
Воспитатель:- Белочки перепрыгивали с дерева на дерево, а Маша шла за ними по траве и вышла на тропинку. А вот и дом.
Маша: - Спасибо ребятам, помогли мне, подсказали удивительные волшебные слова!
Маша исполняет “Вежливую песенку”, дети двигаются в такт музыки, хлопают в ладоши.
Песня:
“Чтоб никого не обижать, друг друга надо уважать.
И не дразнить, и не грубить, и “здравствуй” говорить.
А если спросишь что-нибудь, то очень, очень вежлив будь.
И говори волшебное “пожалуйста”, и не забудь волшебное “пожалуйста”.
Воспитатель:- Вот и Маша поняла, что такое вежливость. Недаром народная мудрость гласит: “Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость”. Но, к сожалению, есть и другие слова.
Дети слушают грамзапись эпизода сказки Г.-Х. Андерсена “Гадкий утенок”, где его прогоняют со двора.
Игровое упражнение “Гадкий утенок”
Воспитатель:- Сейчас каждый из вас превратится в какую-либо птицу с птичьего двора (дети надевают маски, один ребенок – утенок)
Дети получают роль и озвучивают ее. Далее каждая из птиц по очереди, а затем и вместе хором прогоняют “Гадкого утенка” со двора. Затем птицам дается знак уснуть. Остается утенок, который меняет свою походку, выражение лица и превращается в лебедя. После слов: “Я лебедь” все птицы просыпаются, подлетают к нему по очереди, гладят и говорят: “Какой красивый и сильный лебедь!” В роли гадкого утенка может побывать любой желающий.
Воспитатель: - Как вы думаете, какие чувства испытывал утенок в начале игры и потом, когда стал лебедем? (высказывания детей)
- А у вас были случаи, когда вам было обидно и хотелось плакать?
- Какие слова слышать приятнее вежливые или обидные? Почему?
- Чтобы в вашей жизни как можно реже встречались обидные слова, поиграем в игру.
Игра “Комплименты”
Дети берутся за руки и, глядя в глаза соседу, говорят ему добрые, ласковые слова. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: “Мне очень приятно!” Затем он произносит комплимент своему соседу.
Воспитатель: - И мне очень приятно было сегодня общаться с вами. Я хочу вам подарить копилку для добрых вежливых слов и фишки каждому своего цвета. За каждое сказанное в течение дня волшебное слово – опускайте в копилку свою фишку. (В конце дня фишки считаются, выявляется самый вежливый ребенок дня.)
Под веселую музыку дети получают фишки, занятие заканчивается.