Эпиграф к уроку:
“Дорога к знанию?
Ну что же, ее легко понять.
Ответить можно сразу:
Вы ошибаетесь и ошибаетесь,
И ошибаетесь опять, но меньше,
Меньше, меньше с каждым разом”.
Ход урока
Учитель предоставляет слово ассистентам.
Юноша: Химия – это наука, умеющая творить чудеса.
Девушка: В этом определении химии, которое лишь по случайности не вошло в учебники, нужно твердо усвоить, что …
Юноша: … химия – это наука. И как всякая наука требует к себе самого серьезного, самого ответственного отношения.
Девушка: Химия – это наука о веществах и превращениях настолько необыкновенных, что для непосвященных они кажутся чудом.
Юноша: секрет этой магии – знание химического ремесла.
Девушка: Сегодня проверка ваших знаний, юные химики!
I. После слов ассистентов учитель проводит “разминку”
Вопросы:
1. Что изучает химия? (Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях. )
2. Дайте определение физических явлений и приведите примеры. (Явления при которых могут изменяться размеры, форма тел или агрегатное состояние веществ, но состав их остается постоянным. (испарение или замерзание воды, плавление стекла или металла и т. д. ).
3. Дайте определение химических явлений и приведите примеры. (Из одних веществ образуются другие (горение веществ, коррозия металлов, скисание молока и т. д. )
4. Какие вещества называют простыми? Приведите примеры. (Образованы атомами одного хим. элемента (водород, кислород, железо и т. д)
5. Какие вещества называют сложными? Приведите примеры. (Образованы атомами разных хим. элементов (вода, углекислый газ, сахар и т. д)
6. Что называется химическим элементом? Приведите примеры. (Это - определенный вид атомов. (хим. элемент: водород, железо, сера и т. д. )
7. Какие две группы химических элементов вам известны? (металлы, неметаллы)
II. Химический диктант
Его цель – проверить знания учащихся важнейших знаков химических элементов и формулы веществ.
Калий, магний, алюминий, кремний, азот, цинк, натрий, медь, фосфор, кислород, сера, углерод, железо, ртуть, кальций, свинец, барий, водород, молекула кислорода, молекула воды, молекула водорода, молекула углекислого газа.
III. С целью проверки знаний и кругозора учащихся учитель проводит химическую викторину.
Вопросы:
1. Какие металлы одними из первых стали известны людям? (медь, золото, серебро)
2. Какой самый распространенный на Земле металл? (алюминий).
3. Кто из ученых ввел современное обозначение химических элементов? (Берцелиус)
4. Какие известные вам газы, содержащиеся в воздухе, не ядовиты, однако в их атмосфере гибнут люди и животные? (Азот, углекислый газ, инертные газы).
5. Какое самое распространенное вещество на земле? (Вода).
6. Какой знаменитый итальянский художник средневековья занимался вопросами химии? (Леонардо да Винчи).
7. Кто из ученых внес большой вклад в развитие атомно-молекулярного учения? (Ломоносов, Дальтон).
Слова ассистента:
Знаете ли вы, какой металл во все времена интересовал человечество больше всего? Правильно, золото! Фольклор народов и литература всех веков сохранили множество наблюдений и сведений о роли золота в жизни людей. Мы встречаем там гимны и проклятья золоту, преклонение и ужас перед его властью. О золоте говорили Гомер и Софокл, Чосер и Шекспир, Пушкин и Горький. Жажда золота гнала испанцев и португальцев в неведомые страны и заставляла совершать и замечательные подвиги, и чудовищные злодейства. Высокая стоимость золота объясняется тем, что красивый и редкий металл обладает еще и целым рядом особенных свойств: мягкий, пластичный, обладающий ковкостью, химически стойкий и др. А знаете ли вы, что есть еще один до сих пор не использованный людьми источник невероятных количеств золота, оцениваемый в 8 млрд. тонн? Многие знают об этом сказочном сокровище, однако пока никто не смог его извлечь - это золото океанов. Речь идет не о сокровищах затонувших кораблей, а о золоте, присутствующем в морской воде в виде малых примесей. Весьма притягательной была идея – попросту извлекать это золото из моря, а не добывать его тяжелым трудом, как обычно! Попытки извлечь золото из морской воды предпринимались в Германии, Англии, США, но ни одна из них не увенчалась успехом, поскольку концентрация золота в морской воде очень мала (в I м3 морской воды – до 0, 01 мг), хотя общее количество золота в морях и океанах огромно! Если бы удалось извлечь золото из воды морей и океанов, то на каждого жителя нашей планеты пришлось бы более тонны золота! Возможно, когда-нибудь эту проблему и удастся решить людям.
Вопросы:
1. Стоит ли людям решать эту проблему?
2. Что им даст ее решение?
3. Какая наука может помочь людям в решении этой проблемы?
IV. Очередная “разминка”
Вопросы:
1. Сформулируйте закон сохранения массы веществ. (Масса веществ, вступивших в хим. реакцию, равна массе образовавшихся веществ. )
2. С именами, каких ученных связаны работы по открытию этого закона? (Бойль, Ломоносов, Лавуазье).
3. Какие типы химических реакций вам известны? (Реакции разложения, соединения, замещения, обмена).
4. Составте уравнения по следующим схемам и укажите тип реакции:
а) Cu Cl2 + Al —> AlCl3 + Cu
б) P + O2 —> P2O5
в) Fe2 (SO4)3 + KOH —> Fe (OH)3 + K2SO4
г) Cu (OH) —> Cu2 O + H2 O
Напишите названия веществ
V. Письменная работа по теме “Валентность”
1. Что такое валентность? (Свойство атомов хим. элемента присоединять определенное число атомов других хим. элементов. )
2. Назовите элементы с постоянной валентностью, ее значения. ( H-I, O-II, Al-III)
3. Назовите элементы с перемененной валентностью и укажите ее значение. (Cu-I, II; Fe-II, III; S- II, IV, VI. )
4. Определите валентность элементов в следующих соединениях:
I вариант: CrO, CrO3, Cr2O3, Cr2S3.
II вариант: Cl2O7, MgCl2, AlCl3, HCl
5. Составить формулы по валентности:
6. Составьте формулы
I вариант – нитридов металлов: калия, магния, лития.
II вариант – сульфидов металлов: кальция, натрия, цинка, алюминия.
Cлова второго ассистента:
В разных странах употребляют в пищу самые различные продукты. Только один продукт везде одинаков – поваренная соль. И это неудивительно: без соли не могут жить люди и животные, она не обходима для приготовления почти всех блюд. Взрослому человеку для поддержания нормальной жизнедеятельности необходимо получать 8-10г соли ежесуточно. Недостаток соли (как, впрочем, и ее избыток) пагубно сказывается на здоровье. Соль содержится в слюне, желудочном соке, наличие соли в крови обеспечивает необходимое осмотическое давление, от которого зависит нормальная жизнедеятельность клеток живого организма. Полагают, например, что массовая гибель наполеоновских солдат, особенно раненых, при их отступлении из Москвы была обусловлена нехваткой поваренной соли в пище. У древних народов нередко бывали войны из-за соляных источников, а некоторые народы Африки платили когда-то за соль золотым песком. У римлян ни одно жертвоприношение не обходилось без соли. А римские легионеры времен Цезаря часть жалованья получали солью. Крестоносцам в средние века тоже часто платили не золотом или серебром, а солью. Соль заменяла деньги во многих странах. В Китае в XIII в. , как свидетельствует Марко Поло, из каменной соли изготавливались и сами монеты. И даже в 1927г. в Эфиопии, по свидетельству академика Н. И. Вавилова, соль еще заменяла крупные деньги, а красный перец – мелкие. У всех народов соль – символ гостеприимства, верности, радушия. Хлебом-солью встречают самых дорогих гостей. И наоборот, просыпать соль означало по древним поверьям навлечь на себя гнев богов. Каждый человек употребляет в год 3-3, 5кг. соли. Можно подсчитать, что все жители нашей планеты в год расходуют примерно 17млн. тонн хлорида натрия, который можно перевезти поездом длиной примерно 5000км.
Вопросы:
1. О каких областях применения соли вы узнали из сообщения?
2. Для каких еще целей сейчас люди применяют хлорид натрия?
3. Знания, какой науки позволяют людям широко применять это вещество?
VI. На следующем этапе урока учитель предлагает классу мысленно отправиться в “химическое королевство”, где мирно и дружно живут химические элементы и их соединения. На королевство напал трехглавый дракон. Победить его можно только с помощью знаний, если решить 3 задачи. Перед учащимися на таблице фигура дракона. (см. рис. №1) На каждой из голов условие задачи по теме “Количество вещества. Молярная масса”.
Примеры задач:
1. Ученик должен был взять для реакции 0, 5 моль серы. Он отвесил на весах 8г. серы. Правильно ли он выполнил задание?
2. Сколько молей составляет порция воды массой 36г. ?
3. Рассчитайте массу 3 моль оксида алюминия.
Представитель каждой команды записывает решение задачи на доске и объясняет.
№1
VII. Письменная работа
Она позволяет проверить умения учащихся расставлять коэффициенты в ур. р. , знание ими типов химических реакций и определение простых и сложных веществ.
Вариант I
Перепишите приведенные ниже схемы реакций, расставьте коэффициенты и укажите типы реакций. Подчеркните одной чертой формулы сложных веществ.
Химический кроссворд (включает первоначальные химические понятия)
Ключевым словом является один из способов
1. Физическое свойство вещества (цвет)
2. Химический элемент Аs (мышьяк)
3. Предмет, который в руках детей может оказаться “опасной игрушкой” (спички)
4. Предмет, который прикрепляется к штативу. (лапка)
5. Стеклянная посуда для проведения химических реакций. (пробирка)
6. Химический элемент Zn (цинк)
7. Физическое свойство вещества. (твердость)
8. 2Fe (OH)3Fe2O3 + 3H2 O тип реакции. (разложения)
9. Химический элемент In. (индий)
10. Предмет, который используют при фильтровании. (фильтр)
11. Химический элемент ? + сера сульфид этого хим. элемента. (железо)