Цели:
- Раскрыть особенности природы зоны лесов.
- Роль леса в природе и жизни человека.
- Научить показывать на карте природных зон: зону лесов и ее части: тайгу, смешанные и широколиственные леса.
- Развитие познавательного интереса к решению задач.
Оборудование: Карта природных зон, гербарии, картины, фотографии с изображением изученных объектов.
Для учащихся: Учебники: А.А.Плешакова, Е.А.Крючкова “Мир вокруг нас” и рабочая тетрадь; М.И.Моро, М.А.Бантова “Математика”.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодня мы на уроке с вами совершим путешествие. А полетим вот на этом самолете. И так пристигните ремни, мы взлетаем.
II. Проверка знаний и умений.
Полет проходит нормально. Ребята, посмотрите в иллюминаторы.
- Под нами ледяная равнина – дух захватывает! Ночь темная, непроглядная будет длиться целых полгода. Только в черном небе полыхают сияния – сполохи – зеленые, красные, синие.
На смену ночи придет день, и будет длиться долго-долго! Целых полгода. И днем и ночью кругом снег и льды. Но среди снегов и льдов идет жизнь! Не видны на снегу белые песцы и белые медведи. Зато видны белые чайки на черной воде и черные тюлени на снегу. Где же мы летим?
Покажите ледяную зону на карте.
- Какую растительность мы видим?
- А вы слышите со скал резкие звуки? Что это? Каких птиц мы увидим на “птичьем базаре”.- А почему птицы селятся на скалах, ведь растительности нет, ведь кругом льды?
- А каких еще животных Крайнего Севера вы знаете?
- А хотите узнать что-то интересное об этих животных. Тогда попробуем решить задачи.
- Вес белого медведя 500 кг. Сколько килограммов весят 2 таких медведя? Ответ вырази в более крупных единицах измерения.
- Длина тела белого медведя 3 метра, а длина тела моржа 5 метров. На сколько метров длина тела моржа длиннее, чем длина тела белого медведя?
- Молодцы! Вы хорошо справились с решением задач, и мы продолжаем свое путешествие.
А сейчас посмотрите в иллюминаторы.
- Под нами равнина, серая, седая, унылая.
Мох, кочки, лужи. Если и встретишь лес, то высотой по колено. Грибы в таком лесу и то выше деревьев. Зима долгая, темная, суровая, со снегами. А весной здесь красиво: яркие цветы, летают каморы, гудят шмели, прилетают птицы. А летом здесь 7 погод на день: то солнце и тишь, то ветер и тучи: утром дождь, вечером снег. И земля здесь не прогревается даже за лето.
- Где же мы летим сейчас?
Покажите зону тундры на карте.
- Каковы особенности погодных условий тундры? Назовите обитателей тундры.
- Какие общие явления природы можно наблюдать на Крайнем Севере, в тундре.
Почему бедна растительность Крайнего Севера и тундры.
Мы не сможем лететь дальше, пока не решим задачи о некоторых животных тундры.
1. Если волк очень голоден, то он способен съесть сразу до 10 кг. Мяса. Сколько килограммов мяса съедят 10 голодных волков?
Повторите задачу по краткой записи.
1 – 10 кг.
10 - ?
–Вот какой урон наносят волки природе тундры.
2. Еще одна задача про волка.
Скорость волка в случае опасности 55 км./ч.
Сколько километров может пробежать волк с такой же скоростью за 3 часа?
Молодцы! С заданиями справились! А теперь я проверяю, как хорошо вы знаете о природе Крайнего Севера и тундры:
Игра: “Крестики – нолики”. Если вы согласны с моим высказыванием, то ставите Х, если нет, то О.
- Башкирия расположена на Крайнем Севере.
- На Крайнем Севере постоянные ледники.
- Белый медведь – хищник.
- Моржи живут на Черном море.
- Весной на Крайнем Севере много цветов.
- В тундре много карликовых деревьев.
- В тундре постоянно лежит снег.
- Весной тундра похожа на сплошной цветочный ковер.
- В тундре живет рысь.
Вы справились с заданием, положите листочки на край парты и мы летим дальше.
III. Работа над новой темой.
Ребята, давайте посмотрим в иллюминаторы. Где же мы летим сейчас?
Под нашим самолетом деревья, кусты, трава. Боры и рощи, ельники и дубравы. Поляны, опушки, просеки. Пни, валежники, сухостой. Грибы, мхи лишайники. Он огромный, заманчивый, зеленый. Свистит золотая иволга, стрекочет рыжая белка. Шуршит в опавших листьях землеройка, сойка кричит охрипшим голосом, дятел стучит по березе. Скрипит сухое старое дерево, машет лапами елка.
Покажите зону лесов на карте.
-Что мы видим в иллюминаторы, глядя на эту зону сверху (деревья).
Давайте поздороваемся с лесом.
- Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
- Широко раскинулся на карте нашей страны зеленый океан лесов. Плещутся в этом огромном океане белостволые березки, темные сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таежные дебри. Одно из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина – лес.
Сегодня мы будем говорить с вами о лесе, о нашем зеленом друге. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с лесом, жизнью дерева.
Какое значение имеет лес в жизни человека?
Различные деревья любимы нами. Вот послушайте, ребята, что они сами о себе говорят и догадайтесь по их рассказам, что это за дерево.
Лиственница.
-Лучше меня дерева вы не отыщите. Посмотрите, какие у меня красивые мягкие хвоинки. Не то, что у ели. Растут мои светло-зеленые хвоинки пучками по 20-60 хвоинок вместе. Вот поэтому я такая ценная, потому что моя древесина в воде не гниет. Из меня даже мосты строят.
Загадка:
Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок?
Елочка.
Ты, осенью свои иголки сбрасываешь, а всю зиму зеленая. Люди даже загадку про меня сочинили: “зимой и летом одним цветом”.
А иголочки свои меняю постепенно. Через каждые 5 – 7 лет. Меняю не все сразу, а по очереди, поэтому остаюсь всегда зеленой. И на Новый год люди меня домой приносят? Еще бумагу из меня делают – это раз, искусственный шелк – два, дома строят – это три, музыкальные инструменты делают – это четыре.
- Какие деревья себя представили. Что общего между елью и лиственницей. У каких еще деревьев вместо листьев хвоя?
Эти деревья образуют хвойные леса – тайгу. Хвойные леса тянуться с севера на северо-восток.
(затем себя представляют: береза, ива, рябина, дуб, клен).
Какие деревья сейчас себя представили. Какие это деревья? А какие еще лиственные деревья вы знаете?
Лиственный лес тянется от запада до Урала, а сейчас откройте учебники на странице 53 №315 посмотрите и назовите мне хвойные деревья, лиственные. А теперь прочитаем задание и решим задачу.
Как называется лес, в котором можно встретить хвойные и лиственные деревья?
IV. Физкультминутка.
V. Продолжение новой темы.
Наша Башкирия находится (показ.). Посмотрите, как много зеленого цвета. А какие деревья растут в нашем городе?
В зоне, каких лесов мы проживаем?
А теперь мы с вами приземлились. А это что за растение. Ниже деревьев и нет у них толстого ствола.
В еловом лесу под густыми ветвями елей тенисто и влажно: можно встретить маленькие кустарники брусники и черники.
В смешанном лесу много кустарников: орешник, бересклет, жимолость.
Какие кустарники растут в нашем лесу?
Деревья высокие, красивые. А кустарники только мешают нам ходить в лесу, цепляются? Вот калина она вовсе горькая. Какая же от нее польза? Вы говорите вкусное варенье, а вот попробуйте решить задачу.
На 1 килограмм варенья из малины нужно 1500 грамм сахара. Сколько сахара нужно чтобы сварить 10 килограмм?
А что растет в лесу на самом нижнем этаже.
Ребята отгадайте загадку:
На зеленом шнурочке
Белые звоночки. Рассказ о ландыше.
А какие еще лекарственные растения растут в нашем лесу.
А вот ребята, если вы сейчас заболеете. Где вы сможете взять лекарственные растения. Ведь снег. Как быть? Уч.с.45 № 261.
VI. Закрепление.
Говорили о лекарственных травах их много, кустарниках, деревьях. Почему так богата и разнообразна растительность зоны лесов?
Какие три части можно выделить в лесной зоне? (Тайга, смешанный лес, широколиственный лес). Рабочая тетрадь № 2. стр.31
Наше путешествие подходит к концу. О чем вы узнали во время нашего путешествия. А чем еще занимались?
- О каких обитателях леса, мы сегодня с вами не говорили?
А разговор о лесных зверях, птицах и насекомых мы продолжим на следующем уроке.
VII. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Домашнее задание.
Стр.98-105.
“Проверь себя”: задание 1 и решение экологической задачи.