Интегрированный урок: природоведение и математика по теме "Зона лесов и когда задача в радость"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Раскрыть особенности природы зоны лесов.
  2. Роль леса в природе и жизни человека.
  3. Научить показывать на карте природных зон: зону лесов и ее части: тайгу, смешанные и широколиственные леса.
  4. Развитие познавательного интереса к решению задач.

Оборудование: Карта природных зон, гербарии, картины, фотографии с изображением изученных объектов.

Для учащихся: Учебники: А.А.Плешакова, Е.А.Крючкова “Мир вокруг нас” и рабочая тетрадь; М.И.Моро, М.А.Бантова “Математика”.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня мы на уроке с вами совершим путешествие. А полетим вот на этом самолете. И так пристигните ремни, мы взлетаем.

II. Проверка знаний и умений.

Полет проходит нормально. Ребята, посмотрите в иллюминаторы.

- Под нами ледяная равнина – дух захватывает! Ночь темная, непроглядная будет длиться целых полгода. Только в черном небе полыхают сияния – сполохи – зеленые, красные, синие.

На смену ночи придет день, и будет длиться долго-долго! Целых полгода. И днем и ночью кругом снег и льды. Но среди снегов и льдов идет жизнь! Не видны на снегу белые песцы и белые медведи. Зато видны белые чайки на черной воде и черные тюлени на снегу. Где же мы летим?

Покажите ледяную зону на карте.

- Какую растительность мы видим?

- А вы слышите со скал резкие звуки? Что это? Каких птиц мы увидим на “птичьем базаре”.- А почему птицы селятся на скалах, ведь растительности нет, ведь кругом льды?

- А каких еще животных Крайнего Севера вы знаете?

- А хотите узнать что-то интересное об этих животных. Тогда попробуем решить задачи.

- Вес белого медведя 500 кг. Сколько килограммов весят 2 таких медведя? Ответ вырази в более крупных единицах измерения.

- Длина тела белого медведя 3 метра, а длина тела моржа 5 метров. На сколько метров длина тела моржа длиннее, чем длина тела белого медведя?

- Молодцы! Вы хорошо справились с решением задач, и мы продолжаем свое путешествие.

А сейчас посмотрите в иллюминаторы.

- Под нами равнина, серая, седая, унылая.

Мох, кочки, лужи. Если и встретишь лес, то высотой по колено. Грибы в таком лесу и то выше деревьев. Зима долгая, темная, суровая, со снегами. А весной здесь красиво: яркие цветы, летают каморы, гудят шмели, прилетают птицы. А летом здесь 7 погод на день: то солнце и тишь, то ветер и тучи: утром дождь, вечером снег. И земля здесь не прогревается даже за лето.

- Где же мы летим сейчас?

Покажите зону тундры на карте.

- Каковы особенности погодных условий тундры? Назовите обитателей тундры.

- Какие общие явления природы можно наблюдать на Крайнем Севере, в тундре.

Почему бедна растительность Крайнего Севера и тундры.

Мы не сможем лететь дальше, пока не решим задачи о некоторых животных тундры.

1. Если волк очень голоден, то он способен съесть сразу до 10 кг. Мяса. Сколько килограммов мяса съедят 10 голодных волков?

Повторите задачу по краткой записи.

1 – 10 кг.

10 - ?

–Вот какой урон наносят волки природе тундры.

2. Еще одна задача про волка.

Скорость волка в случае опасности 55 км./ч.

Сколько километров может пробежать волк с такой же скоростью за 3 часа?

Молодцы! С заданиями справились! А теперь я проверяю, как хорошо вы знаете о природе Крайнего Севера и тундры:

Игра: “Крестики – нолики”. Если вы согласны с моим высказыванием, то ставите Х, если нет, то О.

  1. Башкирия расположена на Крайнем Севере.
  2. На Крайнем Севере постоянные ледники.
  3. Белый медведь – хищник.
  4. Моржи живут на Черном море.
  5. Весной на Крайнем Севере много цветов.
  6. В тундре много карликовых деревьев.
  7. В тундре постоянно лежит снег.
  8. Весной тундра похожа на сплошной цветочный ковер.
  9. В тундре живет рысь.

Вы справились с заданием, положите листочки на край парты и мы летим дальше.

III. Работа над новой темой.

Ребята, давайте посмотрим в иллюминаторы. Где же мы летим сейчас?

Под нашим самолетом деревья, кусты, трава. Боры и рощи, ельники и дубравы. Поляны, опушки, просеки. Пни, валежники, сухостой. Грибы, мхи лишайники. Он огромный, заманчивый, зеленый. Свистит золотая иволга, стрекочет рыжая белка. Шуршит в опавших листьях землеройка, сойка кричит охрипшим голосом, дятел стучит по березе. Скрипит сухое старое дерево, машет лапами елка.

Покажите зону лесов на карте.

-Что мы видим в иллюминаторы, глядя на эту зону сверху (деревья).

Давайте поздороваемся с лесом.

- Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!

- Широко раскинулся на карте нашей страны зеленый океан лесов. Плещутся в этом огромном океане белостволые березки, темные сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таежные дебри. Одно из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина – лес.

Сегодня мы будем говорить с вами о лесе, о нашем зеленом друге. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с лесом, жизнью дерева.

Какое значение имеет лес в жизни человека?

Различные деревья любимы нами. Вот послушайте, ребята, что они сами о себе говорят и догадайтесь по их рассказам, что это за дерево.

Лиственница.

-Лучше меня дерева вы не отыщите. Посмотрите, какие у меня красивые мягкие хвоинки. Не то, что у ели. Растут мои светло-зеленые хвоинки пучками по 20-60 хвоинок вместе. Вот поэтому я такая ценная, потому что моя древесина в воде не гниет. Из меня даже мосты строят.

Загадка:

Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок?
Елочка.

Ты, осенью свои иголки сбрасываешь, а всю зиму зеленая. Люди даже загадку про меня сочинили: “зимой и летом одним цветом”.

А иголочки свои меняю постепенно. Через каждые 5 – 7 лет. Меняю не все сразу, а по очереди, поэтому остаюсь всегда зеленой. И на Новый год люди меня домой приносят? Еще бумагу из меня делают – это раз, искусственный шелк – два, дома строят – это три, музыкальные инструменты делают – это четыре.

- Какие деревья себя представили. Что общего между елью и лиственницей. У каких еще деревьев вместо листьев хвоя?

Эти деревья образуют хвойные леса – тайгу. Хвойные леса тянуться с севера на северо-восток.

(затем себя представляют: береза, ива, рябина, дуб, клен).

Какие деревья сейчас себя представили. Какие это деревья? А какие еще лиственные деревья вы знаете?

Лиственный лес тянется от запада до Урала, а сейчас откройте учебники на странице 53 №315 посмотрите и назовите мне хвойные деревья, лиственные. А теперь прочитаем задание и решим задачу.

Как называется лес, в котором можно встретить хвойные и лиственные деревья?

IV. Физкультминутка.

V. Продолжение новой темы.

Наша Башкирия находится (показ.). Посмотрите, как много зеленого цвета. А какие деревья растут в нашем городе?

В зоне, каких лесов мы проживаем?

А теперь мы с вами приземлились. А это что за растение. Ниже деревьев и нет у них толстого ствола.

В еловом лесу под густыми ветвями елей тенисто и влажно: можно встретить маленькие кустарники брусники и черники.

В смешанном лесу много кустарников: орешник, бересклет, жимолость.

Какие кустарники растут в нашем лесу?

Деревья высокие, красивые. А кустарники только мешают нам ходить в лесу, цепляются? Вот калина она вовсе горькая. Какая же от нее польза? Вы говорите вкусное варенье, а вот попробуйте решить задачу.

На 1 килограмм варенья из малины нужно 1500 грамм сахара. Сколько сахара нужно чтобы сварить 10 килограмм?

А что растет в лесу на самом нижнем этаже.

Ребята отгадайте загадку:

На зеленом шнурочке
Белые звоночки. Рассказ о ландыше.

А какие еще лекарственные растения растут в нашем лесу.

А вот ребята, если вы сейчас заболеете. Где вы сможете взять лекарственные растения. Ведь снег. Как быть? Уч.с.45 № 261.

VI. Закрепление.

Говорили о лекарственных травах их много, кустарниках, деревьях. Почему так богата и разнообразна растительность зоны лесов?

Какие три части можно выделить в лесной зоне? (Тайга, смешанный лес, широколиственный лес). Рабочая тетрадь № 2. стр.31

Наше путешествие подходит к концу. О чем вы узнали во время нашего путешествия. А чем еще занимались?

- О каких обитателях леса, мы сегодня с вами не говорили?

А разговор о лесных зверях, птицах и насекомых мы продолжим на следующем уроке.

VII. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Домашнее задание.

Стр.98-105.

“Проверь себя”: задание 1 и решение экологической задачи.