Использование заданий ЕГЭ на уроках русского языка в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Как известно, в течение нескольких последних лет Министерство образования РФ проводит эксперимент, нацеленный на поиск новых форм проведения выпускных экзаменов в XI классе. Одна из форм – единый государственный экзамен (ЕГЭ).

Экзамен состоит из трёх частей:

- тесты по основным разделам школьного курса (фонетике, орфографии, орфоэпии, словообразованию и. т. д. );

- анализ текста;

- создание небольшого письменного высказывания.

Проанализировав задания ЕГЭ за несколько лет, можно сделать вывод о возможности начала подготовки к этому виду проверки знаний уже в начальной школе.

Часть первая заданий ЕГЭ представляет собой перечень текстовых заданий по основным разделам русского языка. Все задания – это тесты с выбором ответа; в каждом дано 4 варианта ответов, из которых правильным является только один. Таким образом, учащиеся имеют возможность познакомиться с новым видом заданий уже в начальной школе.

Раздел “Фонетика. Орфоэпия” предлагает следующие виды заданий:

1. В каком ряду расположены слова, в которых совпадает количество звуков и букв?

а) страстное, бьющаяся, подстричь;

б) июльский, маячить, прелестное;

в) создаёшь, поющие, местность;

г) тростниковые, вскользь, разъяриться.

2. В каком ряду расположены слова, в которых букв больше, чем звуков?

а) просьба, въедливый, свадебное;

б) дружелюбие, старьёвщик, скользко;

в) разъяриться, повсеместный, скользко;

г) окрестность, въехавший, моющаяся.

С основами фонетического анализы учащиеся знакомятся уже в начальной школе, таким образом они достаточно легко могут справиться с таким видом заданий:

3. В каком ряду во всех словах есть звук [ж]?

а) чижик, сторожка, мужчина;

б) остужать, жалеющий, перемежающийся;

в) художник, жюри, дворняжка;

г) подружиться, фуражка, изжелта-красный.

4. В каком слове выделенная буква обозначает твёрдый согласный звук?

а) префектура;

б) шинель;

в) морфема;

г) тембр.

Таким образом, учитель дополнительно знакомит ребят с нормами произношения.

5. В каком ряду во всех словах ударение на первом слоге?

а) живность, овен, дзюдо;

б) лечо, дефис, дралась;

в) древко, созыв, оптовый;

г) сливовый, бездарь, статуя.

Параллельно ведётся работа по развитию речи учащихся – объясняются значении непонятных слов, новые слова вводятся в лексикон учеников, расширяя и обогащая его.

Раздел “Морфемика. Словообразование” тоже содержит ряд заданий, которые ученики начальных классов способны выполнить самостоятельно или с небольшой помощью учителя. В том случае, если примеры тестов окажутся слишком сложными для учащихся, разумным будет немного упростить их путём замены непонятных детям слов на более знакомые в их возрасте, при этом смысл и формулировку заданий нужно оставить без изменения.

Приложение