Как известно, в течение нескольких последних лет Министерство образования РФ проводит эксперимент, нацеленный на поиск новых форм проведения выпускных экзаменов в XI классе. Одна из форм – единый государственный экзамен (ЕГЭ).
Экзамен состоит из трёх частей:
- тесты по основным разделам школьного курса (фонетике, орфографии, орфоэпии, словообразованию и. т. д. );
- анализ текста;
- создание небольшого письменного высказывания.
Проанализировав задания ЕГЭ за несколько лет, можно сделать вывод о возможности начала подготовки к этому виду проверки знаний уже в начальной школе.
Часть первая заданий ЕГЭ представляет собой перечень текстовых заданий по основным разделам русского языка. Все задания – это тесты с выбором ответа; в каждом дано 4 варианта ответов, из которых правильным является только один. Таким образом, учащиеся имеют возможность познакомиться с новым видом заданий уже в начальной школе.
Раздел “Фонетика. Орфоэпия” предлагает следующие виды заданий:
1. В каком ряду расположены слова, в которых совпадает количество звуков и букв?
а) страстное, бьющаяся, подстричь;
б) июльский, маячить, прелестное;
в) создаёшь, поющие, местность;
г) тростниковые, вскользь, разъяриться.
2. В каком ряду расположены слова, в которых букв больше, чем звуков?
а) просьба, въедливый, свадебное;
б) дружелюбие, старьёвщик, скользко;
в) разъяриться, повсеместный, скользко;
г) окрестность, въехавший, моющаяся.
С основами фонетического анализы учащиеся знакомятся уже в начальной школе, таким образом они достаточно легко могут справиться с таким видом заданий:
3. В каком ряду во всех словах есть звук [ж]?
а) чижик, сторожка, мужчина;
б) остужать, жалеющий, перемежающийся;
в) художник, жюри, дворняжка;
г) подружиться, фуражка, изжелта-красный.
4. В каком слове выделенная буква обозначает твёрдый согласный звук?
а) префектура;
б) шинель;
в) морфема;
г) тембр.
Таким образом, учитель дополнительно знакомит ребят с нормами произношения.
5. В каком ряду во всех словах ударение на первом слоге?
а) живность, овен, дзюдо;
б) лечо, дефис, дралась;
в) древко, созыв, оптовый;
г) сливовый, бездарь, статуя.
Параллельно ведётся работа по развитию речи учащихся – объясняются значении непонятных слов, новые слова вводятся в лексикон учеников, расширяя и обогащая его.
Раздел “Морфемика. Словообразование” тоже содержит ряд заданий, которые ученики начальных классов способны выполнить самостоятельно или с небольшой помощью учителя. В том случае, если примеры тестов окажутся слишком сложными для учащихся, разумным будет немного упростить их путём замены непонятных детям слов на более знакомые в их возрасте, при этом смысл и формулировку заданий нужно оставить без изменения.