Цели и задачи урока:
- Повторение, обобщение и закрепление изученного материала;
- Выявление общих географических закономерностей, присущих южным материкам;
- Расширение кругозора, любознательности, познавательных потребностей школьников;
- Формирование навыков работы с информационными технологиями.
Учебно-наглядный комплекс: атласы, контурные карты, мультимедиапроектор, ПК.
Ход урока
Класс делится на 3 команды. Вводится элемент соревнования. Урок делится на этапы, состоящие из различных заданий. За каждый этап команды получают баллы, которые фиксируются в листе учета знаний. Несколько учащихся от каждой команды выполняют тесты на ПК и тем самым приносят дополнительные баллы своим командам.
Слайд 1
Итак, ребята, мы исследовали четыре континента. За это время вы узнали много нового, интересного и удивительного о южных материках нашей планеты. Сегодня у нас особенный урок. Мы отправляемся с вами в путешествие по Южным материкам.
Слайд 2
Цели нашего урока:
- Повторить изученный материал по Южным материкам;
- Выявить общие географические черты присущие Южным материкам;
- Продолжать отрабатывать умение работать с географическими картами;
- Применять полученные знания в исследовательской деятельности;
- Развивать умение работать в коллективе.
2 ученика приступают к выполнению теста на ПК по теме “Южные материки”, затем следующие учащиеся (6-8 человек).
Работа с командами.
Слайд 3
Разминка. Определите, о каких материках идет речь? Определите, есть ли географические ошибки в прозвучавшем отрывке. Назовите особенности каждого материка. Например, Африка – самый жаркий континент планеты. (Учащиеся определяют материки и географическую ошибку в прозвучавшем фрагменте об Африке).
- Это самый сухой материк, осадков на нем выпадает в пять раз меньше, чем в Африке.
- Это самый высокий материк планеты.
- Это материк с самым большим числом жителей, живущих на высоте более двух км. Этот континент один из самых древних цивилизаций мира.
- Африку почти по середине пересекает экватор. Этот материк полностью расположен в восточном полушарии.
Слайд 4
Задание “Что такое? Кто такой?”
Учащиеся определяю по фотографиям животных, объясняют каждый термин.
Слайд 5
Этап 1. Географическое положение. Команды отвечают на вопросы.
- Почему Африку, Австралию, Южную Америку и Антарктиду принято называть южными материками?
- Какие природные компоненты имеют сходство на данных материках?
- Какими компонентами природного комплекса южные материки отличаются?
Слайд 6
Этап 2. “Опиши героев минувших и тогда история твоя родит героев времен будущих”.
Путешественники и мореплаватели были отважными людьми. Они открывали новые земли и целые материки, изучали природу, население, не боялись трудностей и лишений. Благодаря им мы узнали как велика и прекрасна наша Земля.
В каком порядке изучались южные материки учеными и исследователями? (Африка 1, Южная Америка 2, Австралия 3, Антарктида 4).
На слайде задание: на географической карте есть имена этих отважных мореплавателей и ученых. Определите географические объекты, названные именами этих людей и нанесите их на контурную карту (фотографии Д. Ливингстона, Д. Кука, Ф.Ф. Беллинсгаузена).
Слайд 7 Рельеф.
Этап 3. Что общего в рельефе Южных материков?
Учащиеся отвечают на вопросы.
- Что общего в рельефе Южных материков?
- Почему Австралию называют “самым спокойным” в геологическом отношении материком планеты?
- На каких материках добываются алмазы, нефть, уголь, медные руды?
Слайд 8, 9 Климат
Этап 4. Герой романа Ж.юля Верна “Дети капитана Гранта”, знаменитый географ Ж. Паганель, отличался удивительной рассеянностью. Собираясь в очередное путешествие, Паганель перепутал все климатограммы. Помогите ему разобраться с какого материка эти данные.
Учащиеся определяют по климатическим диаграммам тип климата.
Слайд 10. Внутренние воды.
Команды отвечают на вопросы.
- Самая полноводная река планеты – Амазонка. Объясните почему?
- Почему озеро Эйр меняет свои очертания? С каким озером его можно сравнить?
- Чем озеро Титикака похоже на озеро Байкал?
Слайд 11 Природные зоны
Этап 5. Задание “Где мы находимся?”
На слайде появляется видеофрагмент природной зоны. Учащиеся должны определить название природной зоны, материк и объяснить свою точку зрения.
Слайд 12 Презентация проекта учащихся “Швамбрания – южный материк?”
Участники “Школы проектов” представляют свою работу. Используя знания, полученные на уроках географии, ребята пытаются найти общие географические черты, присущие Южным материкам, у фантастического материка из книги Л. Кассиля “Кондуит и Швамбрания”.
II. Подведение итогов урока и оценка деятельности учащихся.
Приложение 1 (мультимедийный урок составлен в PowerPoint)