Урок русского языка в 4-м классе "Родительный падеж имен существительных множественного числа"

Разделы: Начальная школа


Форма: традиционная с элементами игр

Цели:

  1. познакомить уч-ся с особенностями окончаний имен существительных в Р.п.
  2. развивать умение правильно употреблять эти слова в речи
  3. повторить словарные слова
  4. закрепить знания о существительном, как части речи
  5. развивать орфографическую зоркость
  6. развивать внимание на уроке

Оборудование: на доске словарные слова, Звездочет, карточки с правилом о существительном, названия команд “Знатоки”, “Умники”, “Знайки”, словосочетания с пропущенными буквами, буквы-карточки, правило: окончания имен существительных в Р.п. мн. ч., березка с домашним заданием.

Ход урока

1. Постановка темы и цели урока.

Прозвенел звонок, начался урок русского языка.

Ребята, улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи. На уроке будьте внимательными, думающими, сосредоточенными, старательными, догадливыми.

Сегодня мы отправимся на планету “Имя существительное”. В полете нас ждут трудности, но мы сможем их преодолеть, применив свои знания. (на доске планета) Лучшие члены экипажей получат оценки.

Подготовку к полету проведет “Звездочет”. Надо восстановить цепочку-правило об имени существительном: 1) ……, 2) …… и т.д. А что же под вопросом закрыто? (дети вспоминают правило о сущ-ом).

Главная проблема, которую нам придется решить в полете – тема сегодняшнего урока: сегодня мы познакомимся с особенностями окончаний им. существительных в Р.п. мн.ч.

2. Повторение. Словарная работа.

Итак, в полет (на доске ракета) отправляется 3 экипажа: Знатоки, Знайки, Умники ? по вариантам. Открыли тетради. Задание выборочное: словарные слова написать во мн.ч. 1 в. – выписывает сущ. ж.р., 2 в. – м.р., 3 в. – ср.р.

Б.лото, к.ртина, к.см.навт, ст.лица, ж.лезо, б.гаж, б.гатство, агр.ном, з.мл.ника, в.кзал, д.ревня, р.стение, а.лея, с.м.лёт, обл.ко, к.нгуру.

Какие слова не смогли написать во мн.ч.?

Взаимопроверка. (Дети меняются тетрадями). Оцени соседа.

3. Объяснение нового материала.

Итак, выходим в открытый космос. Я напоминаю: мы должны выяснить, какие окончания бывают у сущ. Р.п. мн.ч.

На доске словосочетания. Изменив слова в скобках, поставив их Р.п. мн.ч., мы ответим на этот вопрос. Еще здесь надо вставить буквы и назвать пропущенные орфограммы.

к.рмушки для (птицы) птиц

у гигантских (ели) елей

Какого рода существительные мы изменили? Ж.р. Какие же окончания у сущ. ж.р.? (нулевое, -ей)

(на)л.вил для (пт.нцы) птенцов

(под)кучей разн.цветных (лист.я) листьев

сл.ды (олени) оленей

Какого рода сущ-е мы изменили? М.р. Какие же окончания бывают у сущ. м.р. мн.ч.? (-ов, -ев, -ей)

(из)сла.ких (яблоки) яблок

среди (обл.ка) облаков

девять (плат.я) платьев

Какого рода существительные мы изменяли? Ср.р. Какие окончания у сущ.ср.р.? (нулевое, -ов, -ев)

Внимание! Правило готово.

Какие же окончания бывают у сущ-х ж.р., м.р., ср.р.? Запомните!

Спишите эти словосочетания. Самопроверка. (Я открываю буквы). Оцените себя.

4. Физпауза.

Мы работаем отлично. Отдохнуть непрочь сейчас. И зарядка к нам привычно на урок приходит в класс.

5. Работа над упражнением в учебнике.

Итак, эксперименты в космосе закончились. Возвращаемся на землю. Откройте учебник с. 128, найдите правило, прочитаем. Выполним упр. 253. Найдите сущ., которые стоят в Р.п. мн.ч. Какие у них окончания? Огурцов, помидоров, апельсинов, мандаринов, груш, яблок. Какие это слова? Словарные

Выпишите эти слова, выделите окончания, определите род. Проверяйте по правилу. Проверим. Оцените.

6. Самостоятельная работа по закреплению.

Ну вот, мы на земле. Не зря слетали. Узнали, какие окончания бывают у сущ. в Р.п. мн.ч. Посмотрим, как вы усвоили этот материал.

Игра “Проверь себя”. Спишите, изменив слова в скобках, поставив их в какой падеж? Р.п. мн.ч. Выделите окончания.

Ур.жай (огурцы), ств.лы (д.рев.я), много (площ.дь), пара (с.поги), у ш.роких (п.ля), (из)вкус.ных (груши), ключи от (двери).

Самопроверка. (По 1 человеку комментируют. После проверки на доске слово молодцы. Оцените.

7. Домашнее задание.

Посмотрите, какая березка у нас выросла. На ней сундучок, а в нем - дом. задание: упр.257. Найдите в учебнике. Какое там задание? (Дети комментируют).

А какие у нас успехи? Украсим березку снежинками (5- красная, 4- синяя, 3- желтая). Я хочу поставить оценки самым активным.

8. Итог урока.

Что нового узнали на уроке? Чем занимались?