Идея проведения игры в виде интеллектуального соревнования возникла после проведения уроков “Лихачевские чтения” 1 сентября 2007 г.
Оборудование: аудиозапись песни “Вьется дымка золотая” в исполнении Л. Орловой, аудиозапись музыки из балета П. И. Чайковского “Щелкунчик”, аудиозапись с отрывком из сказки “Крокодил” в исполнении К. Чуковского, 3 компьютера с подключением к сети Интернет, карточки с вопросами.
Человека создает земля. Без неё он ничто, но и землю создает человек. От человека зависит её сохранность, мир на земле, умножение её богатств.
Д. Лихачев
Путешествовать нужно по родной стране как можно раньше и как можно чаще.
Д. Лихачев
Ведущий: 100 лет назад 28 (15) ноября 1906 года родился выдающийся ученый и человек, Гражданин своего Отечества Дмитрий Сергеевич Лихачев. Этому юбилею мы посвящаем сегодняшнюю встречу на игровом поле. Для россиян имя Лихачева значит многое. Дмитрий Сергеевич не только большой ученый, мыслитель и общественный деятель. Яркий незаурядный человек, он сумел, несмотря на все перипетии судьбы, сохранить и подлинную интеллигентность, и честь, и беспримерную любовь к своей Родине. “Географический мир Д. С. Лихачева” - тема нашего интеллектуального соревнования “Гимнастика ума”. Нам предстоит вспомнить географию жизни Дмитрия Сергеевича, и почувствовать тесную связь произведений академика с географией России.
1 раунд. Интернет гейм. Командам по очереди предлагается прослушать аудиозапись, ответить на вопрос-подсказку к последующему заданию. После прослушанных 3 записей по 2 человека от команды, получив задание на карточках, направляются к компьютерам для поиска ответа на сайтах Интернет сети. Возвращаются по мере готовности (максимальное время работы за компьютером - 30 мин. ) Заслушивание ответов происходит после 8 раунда.
Группа А
Звучит запись с отрывком из песни “Вьется дымка золотая” в исполнении Л. Орловой.
В каком кинофильме (с географическим названием) прозвучала эта песня “Молодежная” в исполнении Любови Орловой? (к/ф “Волга-Волга)
Карточка с заданием:
Объясните слова (словосочетания)
“Кавказ и Меркурий”
Беляна
Подберите описание Волги в “Воспоминаниях” Д. С. Лихачева.
Группа В
Звучит запись с отрывком из балета П. И. Чайковского “Щелкунчик”.
Вы узнали произведение русского композитора?
Карточка с заданием:
Объясните словосочетания: 1910 год в связи со звучавшим музыкальным отрывком
“прощебесь с дороги”
Подберите отрывок в “Воспоминаниях” Д. С. Лихачева, описывающий впечатления от выпавшего первого снега.
Группа С
Звучит запись с отрывком из сказки “Крокодил” в исполнении К. Чуковского.
Где произошло знакомство Мити с автором и его произведениями? (На даче в Куоккале)
Карточка с заданием:
Объясните словосочетания:
Маркизова лужа.
“На море все спокойно, но…”.
Подберите отрывок из “Воспоминаний” Д. С. Лихачева о полученном уроке уважения к другим нациям. Приложение 1.
2 раунд. “География воспоминаний”. Ведущий командам по очереди задает вопросы, которые требуют кратких ответов. Вопросы составлены на основе текста книги Д. С. Лихачева “Воспоминания”. Время на обдумывание 7 сек . 1 вопрос -1 балл.
Для группы А
- Где родился Дмитрий Сергеевич Лихачев. ( в Петербурге)
- На территории какой губернии России снимали дачу родители Мити? (Великого княжества Финляндского)
- Область, в которой проводил Митя каникулы с одноклассниками из школы К. И. Мая. (Псковская)
- Религиозные верования семьи по материнской линии. (Старообрядческие)
- Какому дереву Митя загадывал свои детские желания? (Петровскому дубу)
- В каком ВУЗе проходило формирование научных интересов будущего академика? (в Ленинградском университете)
- Начальный пункт летнего путешествия членов студенческого кружка “Космическая академия наук” (Владикавказ)
- На языке какой страны звучало приветствие членов “Космической академии наук” - “хайре”? (Греции)
- Какое место в России Д. Лихачев считал лучшим краем, где происходит сочетание настоящего и прошлого, современности и истории, человека и природы. (Русский Север)
- Ударником строительства какого объекта явился Дмитрий Сергеевич Лихачев в 1931 г. ? (Беломорско – Балтийского канала)
Для группы В
- Какой город формировал первые впечатления Дмитрий Сергеевич Лихачева:? (Петербург)
- В каком городе жила семья Лихачевых в 1911-1912годах, переехав туда после назначения отца на новую должность?. (в Одессе)
- Назовите населенный пункт под Петербургом, где снимала дачу семья Лихачевых до революции. (Куоккала – Репино)
- Место двухнедельного путешествия с одноклассниками Лентовской школы в 1921 г. (Русский Север, Мурманск, Архангельск)
- К какой стране, помимо России, учитель П. В. Георг воспитывал любовь на “заместительских уроках” в “Лентовке”? (Франции).
- Почему в семье Лихачевых до революции никогда не было собак? (старообрядческая традиция)
- Назовите дорогу, по которой прошли летом 1927 г. члены “Космической академии наук”. (Военно-Осетинская)
- Где находилось священное место академиков из КАНа? (Царское Село, гора Парнас)
- Какой “Архипелаг возникает из моря”? (Соловецкий)
- Какая городская площадь чаще всего вспоминалась Д. Лихачеву в ссылке? (Дворцовая)
Для группы С
- В каком районе города находилась первая школа Д. Лихачева? (на Васильевском острове)
- Какой музей в настоящее время находится в церкви, куда ходили предки Д. Лихачева? (музей Арктики и Антарктики)
- Где находился маленький рай Дмитрия Лихачева: (в Крыму, район Мисхор – Алупка - Ливадия)
- В каком городе Мите довелось встретиться с ровесником цесаревичем Алексеем в начале 20 века? (в Ялте)
- Любимое место (населенный пункт) домашней воспитательницы (няни Мити) Катеринушки? (Усть – Ижора)
- Конечный пункт путешествия членов “Космической академии наук” летом 1927 г. (Сухуми)
- Почти официальное название линии четных домов Невского проспекта. (солнечная сторона).
- Рядом с каким географическим физическим объектом был Д. С. на участке БелБалтстроя на Медвежьей горе? (Онежское озеро)
- Что помогло сохранить душевное здоровье на Соловках? (природа)
- В какую страну по словам Лихачева, следует отправиться, чтобы испытать целительную силу европейского юга? ( в Италию)
3 раунд. “Письма о добром”. В качестве подготовки к игре командам дано задание: из доброго и мудрого послания человеку Д. С. Лихачева выберите самое “географическое” письмо. В ответе кратко сформулируйте мораль (поучительный вывод) письма и раскройте географическую составляющую его содержания. Максимальное количество баллов за задание –6. Приложение 2.
4 раунд. “Ты мне – я тебе”. Вопросы команды готовят по теме игры для команды соперников. Задает первой команда, набравшая меньшее количество баллов. Отвечает команда, изъявившая желание. За качество вопроса до 2 баллов, за полноту ответа до 3 баллов.
Варианты вопросов от команд
Группа А Одной из мальчишеских забав Мити Лихачева было занятие “печь блины”. Где Митя этим занимался? (На Финском заливе. “Печь блины” - это пускать по воде плоские камушки. )
Группа В “В мой дом солнышко 2 раза в день заглядывает - утром раненько поздоровается, а вечером к закату попрощается”. Из воспоминаний Катеринушки о своем доме в Усть – Ижоре. Как такое возможно, если окна в доме расположены на одной стороне? (Окна в доме смотрят на север, возможно в летнее время. )
Группа С Из воспоминаний академика: “Родители бдительно следят за тем, как я одеваюсь, выходя на улицу. То нужен башлык, и башлык можно повязать по-разному – стоячком или просто за спину, а то и обмотать вокруг шапки и шеи. Иногда галоши надо сменить на ботинки, надеть гамашки или теплые чулочки”. Объясните необходимость такой заботы родителей о здоровье Мити. (Неустойчивость погод в Петербурге, в силу положения в высоких широтах и на берегу Балтийского моря. )
После подведения итогов этого раунда болельщики команд могут получить кроссворды (приложение 3). Отгаданные задания кроссвордов сдают в конце игры жюри.
5 раунд. “Темная лошадка”. В качестве “темной лошадки” для проведения этого раунда приглашен призер литературных олимпиад. Этот раунд посвящен столичным городам России. Каждый ответ оценивается в 1 балл.
“Странный народ русский: была столица в Киеве – здесь слишком тепло, мало холоду; переехала русская столица в Москву - нет, и тут мало холода, подавай бог Петербург!” Так писал Н. Гоголь в “Петербургских записках”. Продолжая противопоставление российских столиц, он пишет: “Одна ещё до сих пор русская борода, а он уже аккуратный немец. Как раскинулась, как расширилась старая Москва! Какая она нечесаная! Как сдвинулся, как вытянулся в струнку щеголь Петербург! Перед ним со всех сторон зеркала: там Нева, там Финский залив”. Теме сравнения двух столиц Марина Цветаева посвятила следующие строки:
“Над городом, отвергнутым Петром,
Перекатился колокольный гром.
Гремучий опрокинулся прибой
Над женщиной, отвергнутой тобой.
Царю Петру и вам, о царь, хвала!
Но выше вас, цари: колокола.
Пока они гремят из синевы –
Неоспоримо первенство Москвы.
-И целых сорок сороков церквей
Смеются над гордынею царей!”
Тема двух столиц не оставила равнодушным и Дмитрия Сергеевича Лихачева. В своих выступлениях академик неоднократно подчеркивал, что столицы “непросто не похожи друг на друга - они контрастируют друг другу, а значит взаимодействуют”.
- Посредством чего происходит взаимодействие, что является связующей нитью между 2-мя столицами начиная с 1851 века? (Железная дорога).
- “Резкое несходство городов, несходство не простое, а дополняющее друг друга” видно путешествующим сразу. Какие архитектурные постройки городов позволяют академику сделать такой вывод? (железнодорожные вокзалы Московский в Ленинграде и Ленинградский в Москве одинаковы).
- Железная дорога, связующая две столицы, почти идеальная прямая линия, “проходит по пустынным местам: леса, леса, поля, болота, опять леса, мелкие населенные пункты”. Какой старинный русский город, единственно крупный, стоит на трассе? (Тверь).
- По мнению академика “По этой трассе строятся … линеарные города”. В чем особенность линеарного города? (Длинный, с легким доступом в леса и поля, с сохранением всех памятников культуры и возможностью поездки на день по магистрали в Москву или Петербург. )
- “Должен быть создан новый тип населенных пунктов местностей, где жить было бы удобно и с доступом во все культурные центры: в лучшие библиотеки, в лучшие театры, в лучшие концертные залы. Один из проектов такой населенной местности давно мечтается мне в часы отдыха от основной работы”. Какое название придумал Д. С. Лихачев для своего проекта? (Москволенинград)
6 раунд. “Мнение академика”. Ведущий задает вопросы, составленные по тексту статьи Д. С. Лихачева “Русская природа и русский характер”. Отвечает команда, которая первой изъявила желание. Правильным является ответ близкий по смыслу к тексту первоисточника. При неправильном ответе право испытать себя переходит к другой команде. При правильном ответе ведущий в подтверждение зачитывает цитату из статьи “Русская природа и русский характер”. Каждый ответ оценивается до 2 баллов
- Что соединяет город и природу, по определению Дмитрия Сергеевича Лихачева? (“Пригород-это слово как нарочно созданное, чтобы соединить представление о городе и природе. Город идет к природе через пригород”. )
- Усилиями каких двух великих культур создавался русский пейзаж? (“Культуры человека, смягчавшего резкости природы, и культуры природы, в свою очередь, смягчавшей все нарушения равновесия, которые невольно создавал в ней человек”. )
- В чем выражается, по мнению академика, культура природы? (“Живет… сообществом… Сосны, например, имеют “соседями” определенные лишайники, мхи, грибы, кусты… Известные правила поведения свойственны не только животным, но и растениям. Деревья тянутся к солнцу по-разному…”. )
- Как в России от географической широты зависит соотношение человек-природа? (На севере в России было больше природы; чем ближе к степи, тем больше человека”. )
7 раунд. “География мест”. Участники команд вытягивают по очереди карточки с цитатами из произведений Д. С. Лихачева (“Воспоминания”, “ Раздумья о России”, “Заметки о русском”) и определяют, о какой местности идет речь в цитате? Каждый ответ оценивается до 2 баллов.
- “Природа кроткая, без высоких гор, но и не бессильно плоская. Она покрыта сетью рек, готовых быть путями сообщения”, и с небом, не заслоненным густыми лесами, с покатыми холмами и бесконечными, плавно обтекающими все возвышенности дорогами”. Какой физический объект России дан Дмитрием Сергеевичем в описании? (Восточно-Европейская равнина).
- “Ощущение нереальности бытия поддерживалось своеобразной атмосферой белых ночей летом и черных дней зимой, а в промежутках – длинными утрами (без ощущения дня), переходящими в столь же длинные вечера, пустынностью лесов и гибельностью болот, обилием темных камней, покрытых яркими лишайниками и мхами. Разнообразие пейзажей было удивительным…” О какой местности идет речь? (Соловки. )
- “Погода менялась очень часто и всегда сопровождалась каким-то особым настроением. Зимой то тихо падает снег, то завивается или бурно мчится, то мокрыми хлопьями, то сухой крупой, то сечет лицо холодом, то нежно его остужает. Летом духота и жара делают человека слабым и безразличным. Собирается гроза, и гром сотрясает железные крыши домов. ”. Для какого города характерна описанная неустойчивость погод? (Для Петербурга. )
- “Крестьяне были по-настоящему интеллигентны: они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать бывальщину, жили упорядоченным бытом, гостеприимны и приветливы, с пониманием относились к чужому горю и чужой радости”. Где мог встретить Дмитрий Сергеевич Лихачев таких крестьян? (На Русском Севере. )
- “С востока и юго-запада… примыкают обширные заливные луга – Красное (то есть Красивое) поле. По краю этого Красного поля, приблизительно в равных расстояниях друг от друга, в разное время были поставлены церкви Благовещения на Городище, Спаса на Ковале, Успения на Волотовом поле. Ритмичный ряд этих церквей продолжается и на противоположном берегу Волхова…” Какой город оказался в центре грандиозного архитектурного замысла? (Новгород. )
- “Россия –это…не Евразия – как по своему государственному происхождению, так и по своей культурной сути. Для Руси это европейское противостояние Севера и Юга реализовалось в двух столицах, стоящих на вертикали пути “из Варяг в Греки”- Новгороде и Киеве. В период подъема обе эти столицы всегда стремились к объединению на этом Пути”. Какой термин нашел Д. С. Лихачев для России в этой цитате? Если Россия –не Евразия, то что? (Скандовизантия. )
- Город “кажется гигантской театральной сценой, “постановочным пространством” для самых больших исторических трагедий, а иногда и комедийных импровизаций”. Какой город и чьи пригороды “раскрывают важные закономерности истории отечественной культуры”? (Петербург. )
8 раунд. “Гонка за лидером”. . За 1 минуту ведущий предлагает вспомнить и назвать страны, в которых Дмитрий Сергеевич Лихачев был избран членом Академии наук. За названную страну -1 балл.
Возможный вариант ответа - 8 стран
- 1963 г. Избран иностранным членом Болгарской Академии наук.
- 1968 г. Избран членом-корреспондентом Австрийской Академии наук.
- 1970 г. Избран действительным членом Академии наук СССР.
- 1971 г. Избран иностранным членом Сербской Академии наук и искусств
- 1973 г. Избран иностранным членом Венгерской Академии наук.
- 1973 г. Избран иностранным членом Национальной Академии Деи Линчеи (Италия).
- 1973 г. Избран членом-корреспондентом Геттингенской Академии наук (ФРГ). действительный член Российской Академии наук
Заслушивание ответов раунда Интернет гейм и конкурса болельщиков (из кроссворда зачитать вопрос и получившийся ответ по вертикали).
Подведение итогов игры “Гимнастика ума. Географический мир Д. С. Лихачева”.
У Лихачёва был талант человека, который знал, что ему надо делать,
знал, что он обязан делать, — талант ответственности.
Перед историей, обществом. Перед самим собой, перед своим прошлым. Перед своей верой.
Д. Гранин
Рекомендуемая литература для подготовки учащихся к игре
- Лихачев Д. С. Воспоминания. СПб, “LOGOS”, 2006
- Лихачев Д. С. Письма о добром . СПб, “LOGOS”, 2006.