Девиз: “Бороться за красоту, не обижать природу”.
Эпиграф:
“Краса полуночной природы,
Любовь очей моя страна”.
Я.М.Языков.
Цель: формирование личности ребёнка, как компетентного гражданина Земли, на основе изучения своего края.
Идея: бережное отношение ко всему живому на Земле, как уникальному островку Вселенной на основе сочетания учебной и социальной деятельности.
Задачи:
- Развивать умение учащихся жить в согласии с окружающей средой.
- Прививать бережное отношение к окружающему миру.
- Развивать чувство гордости за то место на Земле, где мы живём.
Урок
1 часть.
Учитель:
- Сегодня на занятии мы поговорим о нашем посёлке. В посёлке много красивых мест. Мы дышим свежим воздухом, можем встретить лесного зверя, услышать пение птиц, отдохнуть на берегу пруда, попить вкусной воды из родника. Но несмотря на это в посёлке много проблем. На занятии мы попробуем их выявить и решить, как мы можем помочь своему посёлку.
Демонстрация фильма о посёлке.
Демонстрация фотографии храма.
Рисунок 1
Рассказ детей о том, как появилась в посёлке церковь:
В 1892 году Александром II в собственность Александро-Мариинского дома Презрения были подарены большие лесные участки: Коровино, около деревни Зубачёво и роща, около деревни Подсосенье. Река Торгоша составляла границу этого имения с западной стороны.
В знак благодарности за царственный дар начальница Дома Презрения Кроткова и члены Совета решили построить храм. При выборе места для храма учитывалось, чтобы сооружение было на самом пожалованном месте и находилось вблизи села Подсосенье, так как храм Причистая Богородица под сосной в селе Подсосенье был разорён поляками, осаждавшими Троице-Сергиев монастырь 1609 – 1610 году. Так в нескольких верстах от Сергиева Посада появилось лесное имение “Царь – Дар”, в котором 14 ноября 1901 года было закончено строительство и состоялось освящение храма во имя Святой Равноопостольной Марии Магдалины.
Храм сооружался на пожертвования. Построенное сооружение представляло собой первый в России храм – памятник в честь жены царя Александра II. долгое время в этой церкви не было службы, но с 2000 года церковь опять начала свою работу.
Вопросы к детям:
- Церковь является памятником архитектуры. Но есть ли проблемы?
- Как мы можем помочь.
2 часть.
Учитель:
- Недалеко от церкви находится плотина. Это излюбленное место жителей посёлка. Раньше здесь был пляж и работал спасательный пост.
Рисунок 2
Ученик:
Хористки томные в пруду,
Особенно в начале лета,
Такую песню заведут,
Что спать не будешь до рассвета.
Замедли у пруда шаги…
Как песня лунная напевна…
Не бей ты их, побереги,
А вдруг одна из них царевна?
Бобылёв Ф.
Учитель:
- К нам из пруда пришла жалоба с просьбой определить, о ком идет речь и какую пользу она приносит.
Жалоба
Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая.
Жаба:
- Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу домой – и они исчезнут.
Рассказ ученика о роднике
Рисунок 3
- Многие жители посёлка Лоза приходят за водой на родник. Вода вроднике чистая и холодная. В крещение у родника проходит служба и вода считается освящённой. Родник бьёт из-под земли. Вода из него втекает в плотину. Из плотины вытекает ручей, который несёт воду в реку Торгоша, Торгоша впадает в реку Воря, Воря – в Клязьму, Клязьма – в Оку, Ока – в Волгу,Волга несёт свои воды в Каспийское море. Вот какое длинное путешествие у нашего родника.
Опыт.(ученики делают за своей партой)
Учитель:
- Давайте посмотрим, какая по чистоте вода в плотине и на роднике с помощью лакмусовой бумажки.
- Как мы можем помочь пруду?
3 часть.
- В посёлке чистый воздух, можно услышать пение птиц. Почему?
Рисунок 4
Ученик читает стихотворение “Лес”.
Учитель:
- А теперь проведём конкурс “Ситуация”.
Каждая группа получает своё задание на карточках.
1 карточка.
Вы приглашены на день рождения, ваша подруга очень любит цветы – медуницу. Что вы ей подарите?
- Искусно сделанный стеклянный букетик?
- Несколько благоухающих цветов?
- Огромный букет этих нежных цветов?
Почему?
2 карточка.
Птенец выпал из гнезда. Как вы поступите?
- Оставите на том же месте, даже не прикоснувшись к нему?
- Положите птенца в гнездо?
- Возьмёте домой и будете держать в клетке?
Почему?
Разбор ответов.
Сочинение ребёнка о лесе.
Наш лес.
Наш посёлок очень зелёный. Вокруг посёлка лес. Там растут деревья: ель, сосна, осина, берёза, липа, дуб и другие. В нашем лесу живут: зайцы, белки, кабаны, птицы. Люди ходят в лес за грибами и просто гулять. Но в нашем лесу много мусора. Если мы будем сорить в лесу, он станет некрасивым. Нельзя обижать животных, ломать деревья. Нужно написать обращение к жителям, чтобы берегли лес и не загрязняли его. Организовать субботники по очистке леса от сухих деревьев и мусора. Лес – это наше богатство, это чистый воздух!
Наш водоём.
В нашем посёлке есть водоём. Место это очень красивое, но купаться в нём нельзя. Водоём надо почистить, берега засыпать песком. Когда будет чистый водоём и взрослые и дети будут в нём купаться. На берегу будут играть дети.
Вопрос учителя:
- Как мы можем помочь лесу?
4 часть.
Учитель:
- В 1956 году началось строительство завода. В 1959 году уже был построен первый корпус. ЛОЗА – расшифровывается как лаборатория опытного завода. Завод изготовляет подшипники, которые используют в различных отраслях и даже в космосе.
Долгое время завод не работал, а сейчас снова начинает своё развитие.
( 2 ученика рассказывают о работе своих родителей.)
Учитель:
- В конце занятия давайте напишем обращение к жителям посёлка Лоза и к его гостям, как надо себя вести, чтобы вокруг нас процветала доброта и красота.
(Обращения детей вывешиваются на доске.)
В конце занятия звучит экологическая песня.
Список использованной литературы:
- “Высказывания великих людей”
- “История посёлка Лоза”, Ильчиев В.И.
- Стихотворение “Лес”, И.Бунин, “Внеклассное чтение для начальной школы”
- Стихотворение о жабе, Ф. Бобылёв, “Внеклассное чтение для начальной школы”