Методическое сопровождение профессионального роста педагога дополнительного образования

Разделы: Общепедагогические технологии


Для качественного дополнительного образования нужны три составляющие (педагог, образовательная программа, материально-техническая база). В первую очередь, особенный педагог, профессионал высочайшего уровня, интересная личность с развитыми коммуникативными качествами. Для достижения и совершенствования данных качеств педагога дополнительного образования в МОУДОД Доме детского творчества Яранского района Кировской области в 2006-2007 учебном году решалась проблемно-методическая тема “Формирование и развитие ключевых компетентностей педагогических кадров и обучающихся в условиях модернизации дополнительного образования детей”.

Данная проблема была поставлена не случайно. Время требует освоения нового содержания, новых форм и методов работы, поиска эффективных путей обучения и воспитания, а значит, остро ставится вопрос о компетентности педагогов дополнительного образования (что подтверждается в Концепции модернизации дополнительного образования детей до 2010 года).

Методическая работа учреждения дополнительного образования каждый год строится на основе проблем, запросов и потребностей педагогов. В связи с выявленными проблемами педагогов в организации образовательного процесса формулируются цели и задачи методической службы. Так, в 2006-2007 учебном году методическая служба Дома детского творчества реализовывали цель года: стимулирование раскрытия и развития инновационного потенциала педагогов дополнительного образования. Прежде чем, приступить к реализации намеченной цели, необходимо знать инновационный потенциал педагогического коллектива.

Методическая работа каждого педагога проектируется с учетом выстраивания индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий, которые включают в себя три раздела:

  • Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
  • Обобщение и творческая ретрансляция собственного педагогического опыта
  • Работа по теме самообразования

Реализация индивидуальных программ профессионального роста, на наш взгляд, способствует повышению эффективности педагогической компетентности, об этом же свидетельствует мониторинг роста профессиональной компетентности педагогических кадров.

Особое внимание методическая служба МОУДОД Дома детского творчества уделяет освоению педагогами методов реализации компетентностно-ориентированного дополнительного образования. В обучении педагогических кадров используются, как традиционные, так и инновационные формы работы.

Развитие профессиональной компетентности педагога происходит только тогда, когда он осознанно включается в инновационную деятельность, результативность которой зависит не столько от педагогических технологий, сколько от личности, профессионализма, его инициативности и творчества. Благодаря использованию инновационной формы - научно-исследовательской деятельности, впервые в Доме детского творчества было создано научное общество обучающихся “Эврика!”.

Инновационной формой методической деятельности можно считать смотр-конкурс педагогического мастерства “Хрустальный лебедь”. В Доме детского творчества он проходит по 6 номинациям:

  • Открытое учебное занятие и его самоанализ
  • Передовой педагогический опыт
  • Образовательная программа
  • Проект
  • Портфолио
  • Воспитательное мероприятие и его самоанализ

Необходимо заметить, что смотр-конкурс педагогического мастерства положительно влияет на повышение профессиональной компетентности педколлектива. Каждый педагог растет в ходе конкуренции с другими, черпая что-то новое для себя из опыта других.

Продуктивно ведется работа на районных методических объединениях. В 2006-2007 учебном году в Доме детского творчества были проведены методические объединения по темам: “Новое время – новые подходы к педагогической деятельности”, “Формирование ключевых компетентностей обучающихся как фактор и результат качества ДОД”, “Фестиваль педагогических идей”. Опыт каждого педагога, принимающего участие в районных методических объединениях, заслуживает особого внимания и обобщается в сборниках материалов.

С 2006 года апробировалась целевая комплексная программа повышения профессионального мастерства педагогов дополнительного образования “Профессионал”, цель которой – создание единой информационной среды, обеспечивающей сохранение, развитие и эффективное использование педагогического потенциала Дома детского творчества. При реализации программы наблюдается повышенный интерес педагогов к предъявлению себя на различных уровнях. В 2005-2006 учебном году во Всероссийском фестивале педагогических идей “Открытый урок” приняли участие 4 педагога, а в 2006-2007 учебном году уже 7 педагогов, все отмечены дипломами Всероссийского фестиваля, опыт опубликован в сборнике материалов фестиваля и интернете на сайте www.urok.1sept.ru.

Что касается областного уровня, здесь тоже остается только порадоваться за педагогический коллектив. Так, ДДТ стал победителем областного фестиваля “Ее Величество – Семья” в номинации “Учреждение – семье”. Три педагога дополнительного образования стали победителями и призерами областного конкурса авторских дополнительных образовательных программ. Педагог дополнительного образования руководитель детского объединения “Кукольное ателье” стала призером в областном конкурсе педагогических инноваций. Два педагога дополнительного образования проводили мастер-классы на межрегиональном форуме “Развитие. Творчество. Интеллект”.

Успехи и достижения педагогов дополнительного образования есть и на районном уровне. В рамках конкурса педагогических инноваций приняли участие 6 педагогов. Начальной ступенью участия в районном конкурсе передового педагогического опыта стал смотр-конкурс профессионального мастерства “Хрустальный лебедь”. Три педагога стали призерами районного конкурса педагогических инноваций.

Подведя итоги всего вышесказанного, хочется отметить, что методическая служба МОУДОД Дома детского творчества успешно создает условия для раскрытия и развития инновационного потенциала педагогов дополнительного образования. И в дальнейшем продолжит деятельность по повышению профессиональной компетентности педагогов посредством использования инновационных и традиционных форм методической работы.