Учебный план – 6 часов в неделю (из них 4 – алгебра и начала анализа; 2 – геометрия )
Класс: 11 “Б”
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
Дидактическая:
1) продолжить формирование ЗУН при решении логарифмических уравнений;
2) систематизировать методы решения логарифмических уравнений;
3) учить применять полученные знания при решении заданий повышенной сложности;
4) совершенствовать, развивать и углублять ЗУН по данной теме;
Развивающая:
1) развивать логическое мышление, память, познавательный интерес;
2) формировать математическую речь;
3) вырабатывать умение анализировать и сравнивать;
Воспитательная:
1) воспитывать аккуратность при оформлении сложных задач, трудолюбие;
2) воспитывать умению выслушивать мнение других.
3) воспитывать самостоятельность при выборе жизненного пути, будущей профессии.
Этапы урока и их содержание | время | деятельность | |
учителя | учащегося | ||
Организационный момент Доброе утро, ребята! Сегодня мы с вами вернемся в мир удивительный и прекрасный – в мир математических уравнений. Еще в курсе начальной школы перед вами возникали проблемы: как найти неизвестный множитель, если известно произведение и второй множитель? Как найти длину диагонали, если еще Пифагор доказал, что она не соизмерима со стороной? На протяжении 10 лет обучения в школе нам на помощь приходили уравнения. Самые различные виды уравнений изучались вами на уроках математики. Какие виды уравнений знаете вы? (рациональные, дробно-рациональные, иррациональные, тригонометрические, логарифмические, показательные) 11 класс – это ответственный этап жизненного пути, год окончания школы, и конечно же, год когда подводятся итоги самых важных тем изучаемых вами на уроках алгебры. И мы сегодня урок посвятим решению логарифмических уравнений. Нашей задачей с вами будет: СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЛОГАРИФМИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ. |
2 мин
|
формулировка темы, цели урока
вопрос
|
ответ |
Устный опрос Что значит решить уравнение?(найти все значения переменной, при которых уравнение обращается в верное числовое равенство или доказать, что таких значений нет.) Что такое корень уравнения? ( значение переменной, при которой уравнение обращается в верное числовое равенство) Какие уравнения называют логарифмическим? (уравнения, в которых переменная содержится под знаком логарифма, называют логарифмическими) Какие методы решения логарифмических уравнений вы уже рассматривали на уроках алгебры (1. метод решения с помощью определения; 2. метод потенцирования; 3. метод введения вспомогательной переменной) Рассмотрим более подробно каждый из методов Решим устно несколько уравнений используя определение логарифма, но прежде вспомним определение логарифма. (Логарифмом положительного числа b по положительному и отличному от 1 основанию а, называется показатель степени, в которую надо возвести а, чтобы получить число b ). Log 4 x = 2 (x = 16 ) Log 5 x = - 2 (x = 1/25 ) Log 0,5 x = 2 (x = 1/4 ) Log x 4 = 2 (x = 2 ) Log x 5 = 1 (x = 5 ) Log x ( - 4) = (- 4) ( решений нет ) Log x 1 = 0 (x – любое положительное, х больше или равно 1 ) |
6 мин
|
вопрос
вопрос
вопрос
вопрос
вопрос пример проектируется на проектор |
ответ
ответ
ответ
ответ
ответ устное решение, ответ |
Этап закрепления и совершенствования
ЗУН Метод потенцирования log 2 (3x – 6 ) = log 2 ( 2x – 3 ) log 6 (14 – 4x ) = log 6 (2x + 2 ) log 0,5 (7x – 9 ) = log 0,5 (x – 3 ) log 0,2 (12x + 8 ) = log 0,2 ( 11x + 7 ) Метод введения вспомогательной переменной 1. log 2 2 x - 4log2 x + 3 = 0 2. lg 2 x3 – 10 lg x + 1 = 0 3. 3 log20,5 x + 5log0,5 x – 2 = 0 4. 2 log20,3 x – 7log0,3 x – 4 = 0 Но кроме этих методов, есть и другие методы решения логарифмических уравнений. Это метод решения логарифмического уравнения с переходом к другому основанию. Рассмотрим решение такого уравнения, но прежде вспомним формулу перехода к логарифму по другому основанию. (log a b = , где а>0, b>0, c>0, a больше или равно 1, c больше или равно 1 ) log2 x + log 4 x + log 16 x = 7 используя свойство , где а>0, b>0, , a больше или равно 1, n больше или равно 0 получаем log2 x + 0,5log2 x + 0,25log2 x = 7 1,75 log2 x = 7 log 2 x = 4 x = 16 ОТВЕТ : 16 Какие методы мы применяли для решения логарифмических уравнений? (1. метод решения с помощью определения; 2. метод потенцирования; 3. метод введения вспомогательной переменной 4. метод перехода к новому основанию) |
14 мин
|
учитель
вопрос |
4 ученика у доски, каждая группа решает пример свой 4 ученика у доски, каждая группа решает пример свой
ответ |
Работа в группах Выполним небольшую самостоятельную работу. Перед вами карты с логарифмическими уравнениями. Решив их найдите на маленьких карточках корень уравнения или сумму корней, накройте уравнение карточкой, в результате этой работы у каждой группы получится слово. Распределяйте уравнения соответственно тому уровню с которым каждый из вас может справиться. Работа групповая, эффективно распределяя роли в группе, вы сможете выполнить эту работу быстрее других команд. Максимум отведенного времени 10 минут. Какие ключевые слова получились у вас? (ЮПИТЕР, САТУРН, ВЕНЕРА, ПЛУТОН). Какими методами вы решали уравнения? Как вы думаете, почему при решении логарифмических уравнений получились именно такие ключевые слова, показывающие правильность вашего решения? (Открытие Логарифма было связано в первую очередь с быстрым развитием астрономии в XVI в., уточнением астрономических наблюдений и усложнением астрономических выкладок). Поэтому, ребята, в век развития космического строения, развития компьютерной техники изучение темы “Логарифмические уравнения” очень актуально. |
10 мин
3 мин |
объяснение задания
вопрос |
Работа в группах
ответ ответ |
Домашнее задание Однако, не только для космических расчетов мы изучаем эту тему. Очевидные трудности возникнут и в других областях, если мы не будем уметь решать логарифмические уравнения, таких как финансовое и страховое дело. Ваше домашнее задание будет найти области применения логарифмов и решения логарифмических уравнений. А также упражнения из сборника экзаменационных работ № 4.89, 4.90 № 4.107, 4.108 № 6.7, 6.8 |
2 мин
|
|
|
Итог урока Сегодня на уроке мы рассматривали различные методы решения логарифмических уравнений, решение которых от вас, ребята, требует хороших теоретических знаний, умений применять их не практике, требует внимания, трудолюбия и сообразительности. Именно по этой причине логарифмические уравнения, неравенства и системы логарифмических уравнений (вы будете их решать на следующих уроках), выносятся на вступительные экзамены в ВУЗы. А сейчас, мне бы хотелось прочитать стихотворение.
Сегодня на уроке все очень хорошо работали. Молодцы, ребята! |
3 мин
|
Оценки за урок |