Развитие полимодального восприятия в период подготовки к школьному обучению

Разделы: Работа с дошкольниками


Развитие полимодального восприятия в период подготовки к школьному обучению

Детство - пора удивительных открытий. Мир предстает притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Окружающее обладает множеством явных и скрытых свойств, которые ребенок учится открывать для себя. Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, важно воспринимать не только каждый отдельный предмет, но и ситуацию, комплекс каких-то предметов в целом. Объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ помогает полимодальное восприятие. Полимодальное восприятие – это целостная система представлений индивида об окружающей действительности (о предметном мире и социальной среде), о себе, собственной активности и деятельности. Это психологическое образование, отражающее структурность восприятия во всех модальностях сенсорно-перцептивного опыта.

Известны пять основных способов, с помощью которых люди воспринимают мир. Мы можем видеть, слышать, чувствовать, нюхать и пробовать на вкус. В нашем мозгу сенсорная (полученная органами чувств) информация трансформируется в некоторое представление или модель. Эти индивидуальные модели называются модальностями восприятия и переработки информации. В первую очередь мир воспринимается зрительно (визуальная модальность), на слух (аудиальная модальность) и в ощущениях (кинестетическая модальность). Остальные сенсорные каналы – обоняние и вкус представляют собой редко применяемые способы получения информации о мире. Модальность, которая и используется чаще, чем другие, называется доминантной или ведущей модальностью.

Отечественные и зарубежные исследования подтверждают тот факт, что любое обучение эффективнее тогда, когда ведется с опорой на ведущую модальность восприятия ребенка. Для обучения важно не только преобладание в восприятии, памяти, мышлении той или иной модальности, но и уровень её организации. Это выдвигает задачу развития у детей ресурсных модальностей и полимодальности с учетом доминирующего типа восприятия, т.к. для успешной учебной деятельности часто бывает, важен не только или не столько применяемый тип восприятия, но и уровень владения им, обусловленный, прежде всего, уровнем общего умственного развития ребенка. Таким образом, при обучении целесообразно использовать не один сенсорный анализатор, а все анализаторы в равной степени с опорой на анализатор, представляющий доминантную модальность того или иного ребенка.

Необходимость полимодального обучения очевидна, так как, например, ребенок-визуал помнит только то, что реально видел на занятии, а внимание свое он обращает либо на яркие наглядные пособия, либо на громкий голос. Поэтому важные моменты в учебном материале необходимо проговаривать несколько громче. Визуал слушает, пока смотрит, затем переводит глаза вверх. В этот момент происходит трансляция и построение внутреннего образа. Обязательно нужно дать ему на это время. И продолжить объяснение, когда он снова посмотрит на педагога. Визуал понимает и помнит только то, по поводу чего у него есть четкие представления, яркие картинки. Неприятный крик может сбить картинку, смазать ее. В результате - быстрое забывание, пробел в знаниях.

Ребенок-аудиал помнит то, что обсуждалось в группе, интересные, богатые интонациями рассказы. Чтобы материал закрепился, он должен проговаривать его, повторять вслух. Аудиалы - самые отвлекаемые дети на занятиях, гак как реагируют на любой звук. Но в этом есть и свои плюсы - педагогу легко привлечь к себе внимание, постучав ручкой по столу, переставив с мягким стуком стул или начав говорить шепотом.

С ребенком-кинестетиком желательно говорить тише, мягче, глубоким низким голосом и прикасаясь, либо находясь очень близко. Хорошо запоминают они то, что реально делали своими руками. Внимание кинестетика педагог может привлечь прикосновением или движением по комнате.

В ходе наблюдений за ходом проведения занятий по подготовке к школьному обучению нами были выявлены факты использования так называемых “школьных” технологий: фронтальные занятия по отдельным предметам, вербальные методы обучения, перегружающие память, систематический, напрягающий ребенка контроль за усвоением знаний и умений и др. Детям приходится неподвижно сидеть в течение 20-30 минут и запоминать скучную и непонятную информацию, которую им рассказывает, в лучшем случаи с опорой на наглядность педагог. При таком визуально-аудиальном обучении в преимущественном положении оказываются визуалы и те дети, у которых хорошо развит аудиальный канал. Кинестетики на таких занятиях остаются не удел, они часто отвлекаются, начинают вертеться, мешать педагогу и другим детям. Потому что, чтобы запомнить новую информацию им надо ее в буквальном смысле пощупать, пережить эмоционально, как бы пропустив через себя.

Так, в частности? наш анализ показывает, что в дошкольных учреждениях и учреждениях дополнительного образования недооценивается значение развития собственно игровой деятельности — ведущей для детей дошкольного возраста, а педагоги чрезмерно увлекаются различными формами обучения. Тем самым осуществляется недопустимая искусственная акселерация развития ребенка, “овзросление” дошкольного образования. Не учитывается индивидуально-типологические особенности ребенка, в частности модальная структура восприятия и переработки информации, что, соответственно, негативно сказывается на уровне подготовки к школьному обучению.

В Борисоглебском центре внешкольной работы уже второй год проводится работа по развитию полимодального восприятия у детей старшего дошкольного возраста, посещающих занятия по подготовке к школьному обучению. Данная работа состоит из трех блоков и проходит по следующей схеме.

Диагностический блок

Психолого-педагогическое обследование, методы определения сенсорной модальности, наблюдение за детьми в различных видах деятельности. Анализ результатов.
  • Состояние познавательной сферы
  • Доминантная и ресурсная модальности
wpe2C.jpg (1053 bytes) wpe2D.jpg (1053 bytes) wpe2E.jpg (1053 bytes)

Развивающе-формирующий блок

Организация познавательного процесса, учебной, воспитательной и развивающей деятельности с опорой на доминантную модальность, развитие полимодального восприятия
  • Действенно-образное восприятие (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, эмоции, интуиция).
  • Согласование, перенос, замещение сенсорных образов.
  • Активация отдельных модальностей
  • Целостное (полимодальное) восприятие.
wpe2F.jpg (1053 bytes) wpe30.jpg (1053 bytes) wpe31.jpg (1053 bytes)

Контрольный блок

Заключительная диагностика познавательной сферы и модальной структуры восприятия. Анализ результатов проведенной работы
  • Развитие познавательной сферы
  • Динамика доминантной и ресурсной модальности

Блок диагностики служит отправным пунктом проводимой работы и обеспечивает наблюдение за процессом обучения. Этот этап включает следующие виды деятельности:

1. Комплексную психолого-педагогическую диагностику;

2. Разработку конкретных целей, задач, стратегий развивающе-формирующей работы с детьми;

3. Разработку рекомендаций для родителей по работе с детьми в домашних условиях (Приложение 1).

До начала занятий проводится диагностика ведущей сенсорной модальности и наиболее слабо развитых модальностей восприятия (Приложение 2), что способствует индивидуальному подходу в организации групповых занятий.

Определение целей и задач развивающее-формирующей работы проводится коллегиально педагогами и психологом, также коллегиально решаются вопросы о стратегиях развития каждого ребенка.

Поскольку участниками развивающее-формирующего процесса в нашей модели является все ближайшее микросоциальное окружение ребенка, а одним из условий эффективности работы мы рассматриваем включение в процесс развития полимодального восприятия ближайшего микросоциального окружения ребенка, то работе с родителями и с семьей в целом нами придается большое значение.

На подготовительном этапе проводится вводная беседа с родителями детей, на которой им разъясняются особенности восприятия и переработки информации их детей, с чем могут быть связаны трудности при обучении в школе, каковы задачи предстоящей развивающей работы, какой мы видим роль родителей в этой работе. Ознакомление родителей с целями и задачами работы, методами ее реализации, ожидаемыми результатами способствует лучшему представлению о характере и мере своего участия в данном процессе, мотивирует родителей на совместную деятельность.

Итогом совместной работы с родителями становится выработка конкретных рекомендаций по психологическому сопровождению детей с разной модальной структурой восприятия.

Развивающе-формирующий блок представляет организацию природосообразного процесса познания, обусловливает осмысление содержания и закладывает полимодальные опоры для восприятия учебной информации.

Каждое занятие по программе подготовки к школьному обучению предполагает подачу материала в трех разных сенсорных модальностях: аудиальной, визуальной и кинестетической (полимодальное обучение). Это дополнительная нагрузка для педагогов. Поэтому на первых порах такую работу целесообразно проводить совместно с психологом.

Исторически сложившаяся культура образования предъявляет определенные требования к модальным характеристикам педагога. Именно он обязан создать условия детям для наилучшего усвоения информации. В современном же традиционном образовании пока получается, что наоборот, ребенок должен подстраиваться под педагога. Оптимальные условия для детей всех сенсорных типов может создать только полимодальный педагог, который регулярно развивает собственные сенсорные каналы и способы передачи информации детям. Такое обучение строится на основе использования доминантной модальности с последующей тренировкой всех других модальностей. Таким образом, чтобы наладить эффективное взаимодействие, педагогу необходимо “присоединиться” поочередно к каждой группе детей: аудиалам, визуалам и кинестетикам. Для более эффективной работы с педагогами, работающими по данному направлению, проводятся семинары-практикумы, целью которых является внедрение новых методов и приемов работы по развитию полимодального восприятия в практику профессиональной деятельности педагогов и повышения компетентности в сфере сенсорных возможностей детей (Приложение 3).

Кроме этого, один раз в неделю психолог проводит занятие по программе “Развитие полимодального восприятия”. Основная задача данных занятий - развитие полимодального восприятия с опорой на доминантную модальность.

Блок контроля предусматривает заключительную диагностику по результатам развивающе-формирующего блока, отслеживание динамики развития модальной структуры восприятия. Анализ полученных результатов

Подведение итогов совместной деятельности по развитию полимодального восприятия психологом, педагогами и родителями осуществляется на итоговом родительском собрании и заседании “круглого стола”.

На итоговом родительском собрании проводится специальная беседа-консультация с родителями, в ходе которой обсуждаются итоги проведенной работы, разъясняется сущность достигнутых результатов, формулируются индивидуальные рекомендации, обеспечивающие перенос достижений ребенка в возможности плодотворного обучения в школе.

Таким образом, в условиях правильно организованного педагогического процесса дошкольник постепенно научается не довольствоваться первыми впечатлениями, но более тщательно и планомерно исследовать, рассматривать, ощупывать окружающие предметы, более внимательно выслушивать то, что ему говорят. В результате этого возникающие в его голове образы восприятия окружающей действительности становятся более точными и богатыми по содержанию.