Задачи:
обучающая:
- научить детей работать с тканью;
- соблюдать технику безопасности;
- последовательно и грамотно работать с инструкционной картой. ……
развивающая:
- развивать художественно-образного мышления:
- наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни,
- фантазии, т. е. способности на основе развитой
- наблюдательности строить художественный образ,
- выражая свое отношение к реальности;
- развивать интеллект, мелкую моторику пальцев, познавательные и творческие способности;
воспитывающая:
- воспитывать любовь к природе, животному миру;
- эстетику и культуру труда, нравственное и трудовое воспитание, взаимопомощи.
Форма проведения: комбинированное занятие.
Используемые материалы
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:
- драп;
- синтетический мех;
- коробочки для мусора;
- шаблоны выкройки;
- инструкционные карты;
- ножницы;
- нитки;
- иголки;
- вата;
- игольницы;
- клей.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД:
- иллюстративный материал (картинки “Виды швов”, картинка ежика);
- таблицы графического изображения игрушки (см. приложение);
- готовый образец изделия;
- выкройка ежика из следующих деталей:
- туловище — 2 детали,
- брюшко — 1 деталь,
- накладная спинка — 2 детали.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЯД: пословицы, поговорки, загадки, стихи о животных.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД: детские песенки из мультфильмов, сказок, музыка природы.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Организационный момент.
- Подготовка рабочего места
- Повторение пройденного материала.
- Этапы выполнения работы “Маленький ежик”:
- Подготовительный этап;
- План работы;
- Практическая работа
- Работа детей самостоятельно.
- Выставка работ.
- Анализ работ.
- Итог занятия.
Ход занятия
1. Организационный момент
Педагог:
- Здравствуйте, мои дорогие рукодельницы!
- Начинаем наше занятие. Прошу всех садиться.
- Давайте проверим, все ли мы подготовили к работе.
Сегодня нам понадобится:
- драп;
- синтетический мех;
- коробочки для мусора;
- шаблоны выкройки;
- ножницы;
- нитки;
- иголки;
- вата;
- игольницы;
- клей.
(Дети проверяют подготовленность рабочего места)
- Скажите пожалуйста, как надо правильно организовать свое рабочее место?
(Дети отвечают)
2. Подготовка рабочего места
1. Рабочее место для шитья должно быть хорошо освещено с левой стороны. 2. Расстояние от глаз до работы должно составлять не менее 35 - 40 см, чтобы не развивалась близорукость;
3. Руки во время шитья держат на весу.
4. Каждый инструмент должен находиться на своем месте: игла – в игольнице, ножницы и нитки – коробочке, ручки, карандаши – в пенале. Иглу лучше оставлять с вдетой ниткой, для того, чтобы ее легче было найти;
5. После окончания работы инструменты нужно убрать в рабочую коробку.
Педагог: Ребята, сегодня к нам на занятие пришел лесной житель. Отгадайте, кто он.
Эту сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо…
Жили-были серый еж
И его…. (Ежиха)
(Ответы детей)
Педагог: Ежиха пришла к нам непросто так, она пришла к нам с просьбой.
Ей грустно, скучно одной и она хотела попросить вас шить ей друзей – ежиков. Поможем ей?
(Дети отвечают)
Педагог:
3. Повторение пройденного материала
- Прежде чем перейти к исполнению нового материала, давайте повторим пройденное.
- При изготовлении поделок мы часто пользуемся разными видами швов. Вспомните и назовите их.
(Отвечают дети)
Шов “Вперед иголку”
Такой шов чаще всего применяют для временного скрепления деталей, чтобы они при сшивании не сдвигались. Для выполнения этого шва две детали складывают лицевыми сторонами внутрь и, отступив 0,5 см от края, простегивают их крупными стежками справа налево.
Шов “иголку назад”
Этот шов используют для окончательного скрепления деталей, выкроенных из неплотной ткани. При выполнении этого шва иголку все время возвращают назад, к предыдущему стежку. По лицевой стороне этот шов напоминает машинную
“Петельный” шов
Этот шов применяют при работе с плотной тканью (фетр, сукно), изделие из которой нельзя вывернуть. Детали в этом случае соединяют изнаночной стороной, а шов выполняют по лицевой. Иглу вводят так же, как и для шва
Шов “Потайной”
Шов, не заметный на лицевой стороне изделия. Применяется он чаще всего при подгибе края изделия. Для выполнения потайного шва иглу вводят под сгиб подшиваемого края и захватывают 2—3 нити основной детали, не прокалывая ее, и в сам подгиб. Шов прокладывают справа налево, не затягивая нить туго, плотностью 2—3 стежка на 1 см ткани. 1
4. Этапы выполнения работы “Маленький ежик”
4. 1. Подготовительный этап
Педагог: Выкройка ежика состоит из следующих деталей: туловище — 2 детали, брюшко — 1 деталь, накладная спинка — 2 детали.
4. 2. План работы
1. На эту игрушку понадобится совсем мало материала. Туловище и брюшко выкраивают из кусочков фетра цвета беле или серого.
2. Две детали туловища сшивают вместе петельным швом по линии мордочки и спины. Брюшко пришивают к низу туловища таким образом, чтобы места, обозначенные на туловище и брюшке крестиками, сошлись. При пришивании брюшка в любом месте оставляют отверстие, через которое сшитую форму набивают ватой. После набивки отверстие зашивают.
3. Из коротковорсового меха черного или серого цвета выкраивают две части накладной спинки и сшивают их вместе, оставив незашитыми места, обозначенные на чертеже тонкой линией. Спинку надевают на сшитую форму ежика и пришивают ее к ней. Глазки ежика можно сделать из черного бисера или черной блестящей клеенки. На кончик носа пришивают красную бисеринку или вышивают кончик носа нитками мулине красного цвета.
4. При отсутствии меха для накладной спинки, изображающей иголки ежика, можно использовать шерстяные нитки или фетр. Туловище ежика обшивают шерстяными нитками серого цвета в форме петель (рис. 19).
5. Когда все туловище будет обшито, петли разрезают ножницами, и нитки становятся торчком в виде иголок.
6. Использование фетра требует большого терпения и аккуратности, так как из кусочков фетра нарезают большое количество иголок по форме, указанной на рисунке. Затем этими иголками обшивают всю спинку ежика.
4. 3. Практическая работа
- Сейчас вы будете выполнять выбранную вами игрушку. Надо постараться сделать ее так, чтобы все поняли, что каждый из вас любит свою игрушку -ежика и чтобы сделать ее красиво и качественно нужно создать для себя все условия для удобной и безопасной работы. Поэтому давайте вспомним о технике безопасности при работе с тканью (Инструкция по охране труда при работе с тканью ИОТ-23-2005) (инструкция прилагаются)
- Сейчас прослушайте инструктаж по технологии изготовления данных игрушек:
(Прочитать учащимся “Инструкционную карту” - прилагается , которая будет выдана каждому учащемуся )
- Мы с вами очень долго слушали, немного устали, поэтому проведем небольшую физическую разминочку.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- А сейчас, зная характерные черты животных и их повадки, немного отдохнем, поиграем. Вспомним, какие еще животные есть в лесу, вы отгадайте их, но не говорите , а покажите их действиями.
ИГРА - “Загадки”:
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи.
- Кто это? (собака)
Просыпается - весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
- Кто это? (медведь)
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год
Шуба серая для лета
Для зимы другого цвета.
- Кто это? (заяц)
4. 4. Работа детей самостоятельно
Детям выдаются “Инструкционные карты”, лекала выкройки. раскладывают на ткани, раскраивают и продолжают работать по “Инструкционной карте”.
Звучит музыка “Музыка леса”
5. Выставка работ
6. Анализ работ
7. Итог занятия
Мягкая игрушка “МАЛЕНЬКИЙ ЕЖИК”