Составление текстов в прозе и стихах на тему "Помоги птицам"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1) Образовательные:

  • развивать наблюдательность, познавательную активность, образное мышление;
  • совершенствовать умение строить текст-повествование с элементами описания и рассуждения;
  • обогатить словарь детей;
  • развивать устную и письменную речь;
  • учить правильно и последовательно излагать свои мысли;
  • обобщать и делать выводы;
  • прививать навыки грамотного письма, развивать орфографическую зоркость.

2) Развивающие:

  • развивать творческое воображение;
  • способствовать повышению мотивации к обучению, уровня самооценки и самоконтроля;
  • прививать интерес к родному языку, навыки сотрудничества; интерес к учебному процессу.

3) Воспитательные:

  • бережное отношение к природе, к окружающему нас миру;
  • осознание ценности человека как творца добра;
  • воспитание гражданской позиции – готовности придти на помощь; не быть равнодушным.

1. Организационный момент. Дети входят в класс под музыку Пляцковского “Не дразните собак, не гоняйте кошек, не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек…” Здороваемся с гостями, садимся.

2. Послушайте загадку:

“Снится ночью пауку
Чудо-Юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится? Угадали?
Это…птица!

Проблемный вопрос: “Можно ли задержать перелётных птиц, если развесить везде утеплённые птичьи домики?” (Нельзя, т.к. нет корма - насекомых).

- Почему же тогда некоторые птицы остаются с нами? (Есть корм). Как их называют? (Зимующие).

Как вы думаете, что страшнее птицам зимой: холод или голод? Почему голод?

3. Откроем учебник русского языка - часть 1, стр.121, упр. 14. Стихотворение А.Яшина “Покормите птиц” читает учащийся.

Какова основная мысль стихотворения? Где она заключена? (В заголовке – прямой призыв).

4. Чтение пословиц с доски.

БОЛЬШЕ ПТИЦ - МЕНЬШЕ ВРЕДИТЕЛЕЙ – ВЫШЕ УРОЖАЙ!

ПОКОРМИ ПТИЦ ЗИМОЙ – ОНИ ОТПЛАТЯТ ТЕБЕ ЛЕТОМ.

Как понимаете?

Вывод: “Птиц зимой надо подкармливать, они приносят пользу, уничтожая вредных насекомых летом”.

Проблемный вопрос: “Значит, надо помогать только тем, кто приносит нам пользу?” (Если ты человек, то придёшь на помощь тем, кто в ней нуждается. Конечно, если это не противоречит моральным принципам нашего общества).

5. Нам пришли послания от друзей наших меньших.

На листках у детей – следы животных и птиц, зимующих с нами.

 

1) Индивидуальная работа: карандашом подписать названия зверей и птиц, чьи следы дети узнали;

2) Работа в парах – проверьте себя и товарища;

3) Сделай вывод: как узнали, чьи это следы?

А теперь познакомьтесь с животными и птицами, чьи следы на снегу вы разгадали.

 

6. Учебник, стр. 121, стихотворение Н.Галиновской “Письмо на снегу”.

- Какова главная мысль этого произведения? (Основная мысль не прямо выражена, но призыв ощущается – “Построй кормушку для птиц”).

7. Следующий текст В.Чаплиной “Диковинная берёза”.

- Можно ли по заголовку, который является “окошечком” в текст, определить, о чём пойдёт речь в этом произведении? (Ответы уч-ся).

Проверим чтением по предложению.

Где в этом произведении заключена главная мысль? ( Мысль та же самая, а способ её выражения – другой: “Если я это сделаю, то за мой труд меня поблагодарят птички”).

На доске – изображение “диковинной” берёзы с кормушкой, кусочками сала, ягодами рябины (рисунок Подпрятовой Н.).

 

8. Физкультминутка под стихи, которые читают 4 уч-ся:

Когда встаём мы с братишкою вдвоём,
Взяв крупы и хлебных крошек,
На крыльцо бежим скорей…

Много ласковых, хороших
Прилетает к нам друзей.

На кормушках сидя, птицы
Чистят клювики свои.
Тут щеглы, чижи, синицы
И проныры воробьи.

Ждут нас так же терпеливо
И красавцы снегири…
Все привыкли – не пугливы
Хоть руками их бери!

 

9. Кто из вас, ребята, сделал для птиц кормушки, домики? Молодцы! (Кормушки сделали все уч-ся класса с помощью родителей, а развесили их вокруг школы ребята из 11 класса). В учебнике русского языка Желтовской Л. Я., часть 1 на стр. 130-131 в проектной теме “Проводники наших мыслей и чувств” предложено изготовить плакат “Подкормите птиц зимой!” с описанием этапов деятельности. Защита проектов по данной теме пройдет после зимних каникул.

Какие же птицы прилетают к нам на кормушки.

1 уч-ся описывает птицу: “Головка у этой птички в чёрной шапочке, крылья и хвост тёмные, а грудка ярко-жёлтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом питается жучками, червячками, а зимой ест всё: и разные зёрнышки, и крошки хлеба. Но больше всего она охотница до свежего несолёного сала”. Это синичка (изображение).

 

2 уч-ся показывает тень птицы – “Угадай по тени”. – А мою птичку вы узнаете по её тени, в названии этой птицы спряталось снежное слово.

Это снегирь. Народная примета: “Чуть раньше первого снега появляются снегири. Снегири прилетели – значит, завтра – послезавтра снег пойдёт”.

10. На доске висят меню для птичьей столовой и кормушки с пшеном, хлебными крошками, семечками:

  1. Ягоды рябины.
  2. Хлебные крошки.
  3. Кусочки сала.
  4. Семечки.
  5. Пшено.

 

 

 

Только не для всех птичек меню подходит.

СИНИЦЕ – САЛО;

СНЕГИРЮ – ЯГОДЫ РЯБИНЫ;

КЛЕСТУ – СЕМЕНА ШИШЕК;

ВОРОБЬЮ – КРУПА, ХЛЕБНЫЕ КРОШКИ, но не чёрного хлеба, от него у птиц болят животики.

Эти кормушки с кормом для птиц мы повесим сегодня после уроков.

11. Слушаем грамзапись “Городские птицы”, закрыв глаза и отдыхая (отрывок о воробьях). Пальчиковая гимнастика: “птички-пальчики клюют корм на ладошке”.

12. Что нового узнали? Какая же тема нашего сочинения? (“Помоги птицам!”) Какие виды текстов будете использовать при письме мини-сочинений? (Ответы уч-ся).

13. Орфографическая подготовка. Перед письмом сочинений “подстелим орфографическую соломку”. На доске – слова, у детей – сигналы обратной связи (карточки-веера с гласными и согласными).

 

З.ма, з.мующие, сл.телись, прил.тели, к.рмушка, п.к.рмил, с.мена, пл.ды, г.л.дно, хол.дно, в.р.бей, с.ница, сн.гирь, р.бина, яг.ды.

Кро.ки, ши.ки, зёрны.ки,гру.ка, но.ки, сне., сле..

Какая орфограмма объединяет слова 1 группы? 2 группы? Можно ли из слов 1 группы выделить еще одну? (слова с непроверяемыми написаниями). Назовите родственные слова, докажите. Что нужно помнить? (Корень в родственных словах пишется одинаково).

14. Письмо сочинений. Какой вид текста сочинений выбрать – решайте сами. Тексты могут быть комбинированные, в стихах, в прозе. Некоторым уч-ся (слабоуспевающим) даю карточки-помощницы с набором опорных слов.

 

15. Заслушивание сочинений уч-ся, их обсуждение и рекомендации(2-3 сочинения).

В стихах:

Новикова А. Помоги птицам!

Зимою птицам очень холодно!
Птицам надо поесть.
Птичкам ещё очень голодно!
Ты им кормушки повесь!

Давыдова И. Маленькие синички.

Голодно и холодно
Маленьким синичкам-невеличкам.
Полетят они зимой
К нам домой.
Красивый двор –
На стекле – узор.
Всем птицам, зверюшкам нужны кормушки!

Подпрятова А. Синичка.

Птицам холодно.
Птицам голодно.
Прилетела к нам синичка,
Птичкам – добрая сестричка.
Надо ей зерна в кормушку
Не жалея, всыпать кружку.
Сальца маленький кусочек.
Кушай, кушай, наш дружочек!

Шахбатян М. Помоги птицам!

Помоги птицам, помоги!
Построй для них кормушки!
Друзей своих ты убеди!
Иль вы мне не подружки?!
Дай им еды.
Они поклюют
И спасибо скажут.

В прозе:

Смирнов Р. Трудно зимой птицам. Им холодно и есть нечего. Вороны – хитрые птицы, очень умные. Они и зимой еды себе найдут. А для остальных птиц нужно строить кормушки. Мы их должны строить, это наш долг. Если мы люди и хотим, чтобы природа сохранилась.

Ильченко М. Я люблю птиц не только за то, что они помогают нам летом. Мне интересны их следы. Теперь я умею их различать и смогу прочитать на снегу их “письма”. Я поняла: птиц надо кормить и вешать им кормушки. Мне было трудно, но я сама, своими руками, смастерила кормушку, раскрасила её поярче. И каждый день хожу, проверяю, есть ли в кормушке корм.

Нечаев Д. Все мы должны помогать птицам. Мне папа помог построить кормушку. Мы её сделали из деревянных дощечек, с крышей, чтобы снег не попадал. Я раскрасил её в зелёный цвет, нарисовал на ней листья и ягоды рябины, чтобы привлечь и порадовать птичек. И насыпал туда пшена. Если все мы возьмём под защиту пернатых друзей, то так здорово будет весной и летом слушать их пение!

16. Видео “Помоги птицам” (серия “Мир вокруг нас”). Дети отдыхают, смотрят видеоматериал о птицах зимой, о людях, помогающих птицам и животным.

17. Плакат на доске: “Советы детям от птиц”. Читает уч-ся.

1) Чистить от снега кормушки.

2) Не забывать подкладывать корм.

3) Не распугивать птиц возле кормушек.

18. Игра “Птицы – не птицы”.

Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то хлопните в ладоши.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.

Прилетели птицы:
Голуби, куницы.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, кукушки,
Лебеди, скворцы
Все мы – молодцы!

Давайте теперь поаплодируем друг другу и улыбнемся. Нашими дружными аплодисментами мы заканчиваем сегодняшний урок.

19. ВСЕМ – СПАСИБО! Дежурные по классу раздают учащимся красочные наклейки с изображением птиц.