Цель: формировать навыки конструирования из цветной бумаги;
Задачи:
Оснащение занятия:
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент. Приветствие учащихся. Эмоциональный настрой на занятие.
Цель: Изготовление “Ямальского сувенира”.
Воспитатель: На этом занятии вам предстоит показать, какими умениями и навыками вы владеете при работе с цветной бумагой и ножницами.
Ребята, в этом году вы оканчиваете начальную школу. Ваши учителя дали вам много знаний, заботились о вас, научили вас быть вежливыми, добрыми, отзывчивыми. А сегодня на нашем занятии я предлагаю вам сделать своими руками подарок для своего учителя. Я думаю, что такой подарок будет им очень дорог.
Посмотрите, какой сувенир вы можете изготовить. (Показать готовое изделие, смотри приложение 6.)
А сейчас приступим к нашему занятию. Материал для предстоящей работы перед вами. (На столе перед каждым учащимся необходимые для изготовления сувенира материалы.)
Воспитатель показывает национальный ненецкий орнамент, задает вопрос:
- Где можно увидеть этот орнамент?
Ученик: “На нашей национальной одежде. Такой орнамент есть на ягушке, на малице, на кисах.
Воспитатель: Ещё где вы можете встретить такой рисунок?
Воспитатель: “Правильно, такой орнамент имеется на флаге ЯНАО.
Воспитатель: “Вспомните, что напоминает орнамент?”
Ученик: “Орнамент напоминает рога северного”.
Воспитатель: “А как на ненецком языке называется орнамент?”
Ученик: “Орнамент называется “МАДАВЫ”.
Воспитатель: (показывает трафарет чума) “А теперь посмотрите на этот трафарет, что он вам напоминает?”
Ученик: “Трафарет напоминает нам родной дом, чум, где мы живем с родителями”.
Воспитатель: “А как называется чум на ненецком языке?”
Ученик: “На ненецком языке чум называется “МЯ ”.
Воспитатель: “Найдите у себя трафарет круга. Приклейте на него лист желтой бумаги, а затем аккуратно вырежьте его. У вас получилось солнце. Какое природное явление отличает солнце севера от солнца Средней полосы России?
Ученик: “Отличие в том, что солнце на севере светит день и ночь целых полгода.
Воспитатель: “Правильно. Поэтому мы включили в наш сувенир деталь солнца, что характерно для природы Ямала. Как ненецком языке будет солнце.
Ученик: На ненецком языке солнце называется “ХАЕРАКО”.
Воспитатель: “ Какое зимнее явление характерно для ночи крайнего Севера?”.
Ученик: “Зимней ночью светит северное сияние”.
Воспитатель: “Как называется северное сияние на ненецком языке?”.
Ученик: “На ненецком языке северное сияние называется “ХАРП”.
Воспитатель: (показывает трафарет головы). “Дети, посмотрите на трафарет головы. Каким мехом окантована голова девочки?”
Ученик: “Голова окантована мехом северного оленя”.
Ученик: “Потому что на крайнем Севере ненцы шьют одежду в основном из меха северного оленя”.
Воспитатель: Ребята, все, что мы с вами здесь вспомнили: орнамент, чум, солнце, северное сияние, кусочки меха северного оленя, задействуем в нашей аппликационной работе, в нашем будущем сувенире.
ХОД РАБОТЫ
ПОМНИТЕ! Работа с ножницами требует повышенной осторожности и аккуратности! Включить музыку.
1. Проверьте наличие трафаретов: орнамента, чума, солнца, северного сияния и трафарета головы с окантовкой из меха. (Приложение 1).
2. Проверьте наличие клея, ножниц, простого карандаша, цветной бумаги и белого картона.
3. Сначала возьмем орнамент и белый картон. Орнамент приклеиваем к нижнему основанию белого картона (Приложение 2). Затем берем трафарет чума и приклеиваем к цветной бумаге, вырезаем.
4. Чум приклеиваем над орнаментом, делаем аккуратно (Приложение 3). Если клей вышел за края изделия, вытереть салфеткой.
5. Берем круг и желтую бумагу, приклеиваем и вырезаем. Прикладываем за чум желтый круг в верхней части нашего изделия и смотрим, как будет выглядеть, затем приклеиваем (Приложение 4).
6. Берем трафарет головы с мехом и прикладываем на середину чума, делаем пометку карандашом и тоже приклеиваем (Приложение 5).
7. Находим синюю бумагу и трафарет северного сияния, обводим, вырезаем и приклеиваем за желтым кругом (Приложение 6).
8. Обращаю внимание детей на то, как должно приклеиться северное сияние, на верхнюю часть солнца.
9. Пока сохнет сувенир, прибираем рабочее место.
ИТОГ
- Ребята! Чем сегодня мы занимались?
- А для чего мы их делали?
- Вам понравилось мероприятие?
- Спасибо вам за работу!