Цели:
- обобщить знания учащихся о понятиях “доброта” и “забота”;
- помочь детям научиться лучше понимать других людей;
- воспитать у детей чувство взаимопомощи, сострадания, взаимовыручки, отзывчивости;
- воспитать в учащихся этические нормы поведения в обществе, общения друг с другом, умение оценивать свои поступки и поступки товарищей.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Ребята, я предлагаю вам самим определить, о чём пойдёт речь на нашем классном часе, прослушав объяснения основных понятий.
2. Вступительное слово учителя, учащихся.
Доброта - отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, всё положительное, хорошее и полезное. Добрый человек - значит относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый. Щедрость - это оказание бескорыстной помощи другим, отсутствие скупости. Рядом с нами живут люди, которые нуждаются в заботе, отзывчивости. Очень важно уметь замечать, кому и где нужна помощь, найти возможность и пути оказания помощи людям. (Рассказывают подготовленные учащиеся.)
В окружающей жизни вы часто наблюдаете как положительные, так и отрицательные поступки взрослых и сверстников. В автобусе, вы, например, замечали как одни пассажиры, увидев вошедшего в салон пожилого человека, женщину с очень тяжёлой хозяйственной сумкой, проявляют о них заботу, а другие - остаются безучастными, порой делают вид, что не замечают их, продолжая читать книгу или смотреть в окно. Доброе отношение к людям проявляется в разных формах, в разных наших качествах. Итак, вы догадались, о чём пойдёт сейчас речь? Правильно. И тема нашего классного часа: “О доброте и заботе”. (На доске открывается название классного часа.)
3. Обсуждение пословиц и поговорок.
- Ребята, для начала прочитайте эти пословицы и поговорки про себя, теперь прочитайте вслух каждую и объясните смысл:
Добрые дела красят человека.
Без добрых дел нет доброго имени.
Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.
Доброе слово лучше богатства.
4. Чтение и обсуждение проблемных задач.
Молодцы, вы правильно понимаете данные пословицы и поговорки. Люди ещё с давних времён правильно подметили хорошие качества человека, поэтому пословицы эти дошли и до наших дней, не потеряв своей актуальности. Далее я предлагаю вам решить следующие проблемные ситуации, которые встречаются в нашей жизни. Внимательно их послушайте и подумайте, как необходимо вести себя в данных ситуациях и как бы вы поступили:
Три подруги уселись во дворе на лавочке: Катя,
Зина и Оля. Оле нужно рассказать Кате по секрету
то, что касается их двоих. Может ли она это
сделать в при-
сутствии Зины? Почему?
Вам подарили вещь, которая у вас уже есть, или вам не нужна, или не нравится. Что вы скажете тому, кто её подарил?
Выйдя из автобуса, медленно двигалась женщина, тяжело нагруженная сумками.
- Давайте вашу сумку, - тронул её за руку мальчик.
Она удивлённо взглянула на него, мотнула головой.
Мальчик прибавил шагу и исчез в толпе. Один из идущих сзади сказал:
- Ох, и прыткий какой. Ишь ты, сумку ему подавай. Украсть решил, да и не вышло.
А другой откликнулся:
Зачем вы так? Мальчик просто хотел помочь.
Итак, два человека видели и слышали одно и то же. Но первый решил, что это была попытка украсть, а второй расценил поступок мальчика как предложение помощи. Почему?
Действительно, каждый человек должен быть всегда готовым прийти на помощь. Чёрствость человека проявляется в том, что он в ответ на заботу, доброту, проявленные к нему, не испытывает чувства благодарности, а если встречается с переживаниями других людей, то также остаётся безучастным. Равнодушный человек тот, кому нет дела до других, кто думает только о себе.
5. Инсценирование и обсуждение восточной сказки “Аист и соловей”.
- Очень много сложено сказок о добрых и вежливых людях, ведь хорошие качества и поступки людей ценились ещё с давних времён. Вашему вниманию предлагается восточная сказка, в которой человеческими качествами наделены птицы. Вы внимательно её посмотрите и послушайте, чтобы затем оценить поступки героев сказки “Аист и соловей”. (Подготовленные учащиеся инсценируют сказку.)
Было время, когда птицы не умели петь. И вдруг они узнали, что в одной далёкой стране живёт старый мудрый человек, который учит музыке. Тогда птицы послали к нему аиста и соловья.
Аист очень торопился. Ему не терпелось стать первой в мире птицей-музыкантом. Он так спешил, что вбежал к мудрецу в дом и даже в дверь не постучал, не поздоровался со стариком, а изо всех сил крикнул ему в ухо:
- Эй, старикан! Ну-ка, научи меня музыке!
Но мудрец решил сначала поучить его вежливости. Он вывел аиста за порог, постучал в дверь и сказал:
Нужно делать вот так!
Всё ясно! — обрадовался аист, — Это и есть музыка? — и улетел, чтобы по скорее удивить мир своим искусством.
Соловей на маленьких крыльях, прилетел позже. Он робко постучал в дверь, поздоровался, попросил прощения за беспокойство и сказал, что ему очень хочется учиться музыке.
Мудрецу понравилась приветливая птица. И он обучил соловья всему, что знал сам.
С тех пор скромный соловей стал лучшим в мире певцом. А чудак аист умеет только стучать клювом. Да ещё хвалится и учит других, птиц:
Эй, слышите! Надо делать вот так! Это и есть настоящая музыка! Если не верите, спросите старого мудреца.
Почему соловей стал лучшим певцом в мире, а аист научился только стучать?
Как вы думаете, какие вежливые слова использовал соловей, чтобы так понравиться мудрецу?
В чём смысл сказки?
Встречались ли вам в жизни такие люди, как соловей или аист? С кем приятнее общаться?
Почему?
Правильно, только воспитанный и вежливый человек вызывает доброе отношение к себе окружающих его людей. Но хорошие качества человек не приобретает за один день. Начиная с раннего детства, вы должны сами понимать и выполнять правила хорошего поведения и общения с окружающими людьми. Только тогда люди будут любить вас и относиться доброжелательно, с уважением.
6. Вопросы и задания для самостоятельных рассуждений и ответов учащихся.
- Теперь я предлагаю вам внимательно подумать и ответить на следующие вопросы:
Как вы понимаете смысл народной пословицы “За добро добром платят”? А если не заплатили, тогда, как поступить?
Что бы вы сделали людям, если бы всё могли?
Можно ли человека заставить быть добрым? Можно ли стать добрым на время? Почему?
Говорят: “добрый человек всегда окружён друзьями”. Согласны ли вы с та-ким утверждением? Объясните.
Где и как вы проявляете свою доброту?
Легко ли быть добрым? Почему?
7. Игровая ситуация.
1) Лучики солнца.
- “Золушка”, “Морозко”, “Волшебник Изумрудного города”. Ребята, что я сейчас назвала?
Подумайте, что общего в этих сказках?
В этих сказках есть волшебство и в них волшебники творят добро. В чём же это выражается? А вы можете помочь доброму человеку? Как? А помешать злому? Как?
Значит, и вы можете быть волшебниками, ведь главное волшебство - это доброта. Не слу-чайно народная мудрость гласит: “доброта что солнце”. Как вы это понимаете?
Правильно, солнышко озаряет всех своими лучами. Так и от добрых людей мы можем ощущать такие качества, как…( На доске появляется солнышко с лучикам, на которых записаны слова: внимание, теплота, заботливость, отзывчивость, доброта, взаимовыручка, сострадание. Дети читают хором эти слова .)
- Получается, что каждый лучик - волшебный. Давайте это проверим. Вот я беру волшебную палочку, взмахиваю ею - и один лучик летит к ... (называется имя). Он делает тебя внимательным и заботливым. ( Названный ребёнок говорит, кому и как бы он хотел проявить своё внимание и заботу. }
(Аналогично ещё несколько детей повторяют эту ситуацию.)
2) Цветик-семицветик.
- Знаете ли вы сказку В. Катаева “Цветик-семицветик”? Какие чудеса происходили в ней с девочкой Женей, когда она получила от волшебницы чудо-цветок? Все ли её желания были направлены на благо других? Давайте и мы попробуем использовать цветик-семицветик, но загадать желания не для себя. (Проводится игра: к доске выходят 7 человек, встают по кругу спиной друг к другу и берут в руки разноцветные лепестки, на которых записаны добрые пожелания. Ребята с места по одному называют цвет лепестка и говорят, кому его отправляют. Ученик с названным лепестком идёт к тому, к кому его направили. Ученик, получивший лепесток, читает пожелание вслух. Аналогично с остальными лепестками.)
3) Свитки желаний.
- А теперь я предлагаю вам всем поучаствовать ещё в одной игре. Вам каждому нужно будет записать свои пожелания и добрые дела, которые бы вы хотели пожелать и сделать кому-нибудь из близких вам людей. В давние времена люди использовали вот такие рукописные свитки. В них вы и запишите свои пожелания и добрые дела. А мы сохраним эти свитки и в дальнейшем узнаем, как ваши желания исполнились.
(Дети по рядам записывают на 3 свитках свои пожелания или добрые дела, которые бы они хотели совершить. После выполненной работы учитель зачитывает самые интересные записи детей.)
8. Итог занятия.
- Учёные отметили: добрый человек несравненно легче переносит удары судьбы, чем эгоистичный. Последний “ломается”, впадает в отчаяние. И это понятно: сосредоточенный на себе, он не способен найти ни в чём утешение. Добрый же, когда его постигнет несчастье, находит поддержку и утешение в радости других людей, во всём прекрасном и светлом, в любимых родных и близких, друзьях, а также в любимом труде.
Чёрствое сердце не спрячешь, и оно отталкивает людей. Доброе же сердце - магнит.
Добрый человек всегда окружён искренними людьми, а это благо, не сравнимое ни с каким материальным. Как известно, искреннюю любовь и дружбу невозможно купить ни за какие деньги.
В окончании нашего занятия я предлагаю вам самим подвести итог и определить свои правила правильного поведения и общения с окружающими вас людьми. (Дети называют свои правила, которые помогут им в общении с окружающими людьми.)
И я предлагаю вам основные правила, которые пригодятся в жизни, чтобы оставаться доб-рыми, заботливыми, вежливыми, внимательными к окружающим вас людям. (Дети читают хором с доски):
Не бойся предлагать помощь другим, помогай в первую очередь людям попавшим в беду, слабым, больным.
Не мешай окружающим тебя людям работать и отдыхать.
Будь вежливым, добрым, внимательным к другим, оказывай уважение старшим.
Будь терпим к другим людям, но никоим образом не мирись с их неправильным поведением.
- Мы повесим эти правила в нашем школьном уголке, чтобы вы всегда помнили, как нужно вести себя в обществе и заслужить уважение и доброе отношение к вам окружающих вас людей. А как вы будете придерживаться этих правил, мы сможем убедиться каждый день, встречаясь в школе. На этом наш классный час окончен. Спасибо за работу. Желаю вам успехов и удачи.